Решение б/н Решение от 23 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-6762/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),
рассмотрев жалобу АО «ФОРМАС» на действия АО «НИКИМТ-Атомстрой» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора аренды элементов опалубки для устройства монолитных конструкций перекрытий на объектах 10UКС, 20UKC, 02UGA, 20UBA в рамках Курская АЭС-2. Энергоблок №1 и №2 (реестровый № 31908095200) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).
В своей жалобе Заявитель выражает свое несогласие с требованиями Закупочной документации.
В подразделе 3.2 раздела 3 Технического задания указано следующее: «Опалубка должна быть новая, 2019 года выпуска (не бывшая в употреблении, на консервации, в ремонте, не восстановленная). Опалубка должна поставляться арендодателем комплектно и должна эксплуатироваться без дополнительных доработок и исправлений».
Так, согласно первому доводу жалобы Заявителя требования относительно новой опалубки избыточны.
На заявленный довод жалобы представители Заказчика пояснили следующее.
Составляя требования к продукции и описание объекта закупки Заказчик руководствовался положениями статьи 5.2.1 ЕОСЗ, исходя из своих потребностей, в том числе к новизне продукции, необходимой для использования. В описании объекта закупки Заказчик установил требование к качественным и техническим характеристикам оборудования, в том числе указал, что оборудование должно быть «новым», при этом Заказчик конкретизировал данное понятие как «не бывшее в употреблении, на консервации, ремонте, не восстановленное».
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержимое соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В данном случае требование Заказчика к новизне продукции обусловлено длительностью использования оборудования, а также из соображений достижения максимального уровня качества и безопасности при строительстве объектов использования атомной энергии.
Учитывая изложенное, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.
Также в своей жалобе Заявитель ссылается на неправомерные положения проекта договора, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке.
Так, пунктом 4.16 проекта договора предусмотрено «приостановка аренды опалубки, предусмотренная ст. 3.2.9 и ст. 3.2.10 настоящего договора, арендатором не оплачивается».
Пунктом 3.2.10 арендатор имеет право приостановить аренду Опалубки, на общий срок не более 180 (Ста восьмидесяти) календарных дней, и не более 6 (Шести) раз за период аренды. В случае приостановки аренды, Стороны заключают Соглашение о не начислении арендной платы, в котором указывают причины приостановки и спецификацию Опалубки, срок аренды которой приостанавливается. Арендатор обязан прислать письменное уведомление Арендодателю за 15 календарных дней до момента приостановки аренды и спецификации Опалубки, срок аренды которой приостанавливается. Уведомление о приостановке аренды должно быть направлено Арендатором Арендодателю посредством электронной почты по адресам, указанным в разделе 15 настоящего Договора. На период приостановки аренды, Опалубка, которую Арендатор не будет использовать в работе передается на ответственное хранение в соответствии с п. 3.2.10 настоящего Договора. В случае, если Арендатор примет решение о возобновлении аренды ранее срока, указанного в настоящем пункте, Арендодатель начисляет арендную плату с даты возврата Опалубки по Акту приема-передачи (возврата) с ответственного хранения.
Представители Заказчика пояснили, что пункт 3.2.10 проекта договора, позволяющий Заказчику приостановить аренду опалубки, обусловлен несколькими факторами:
-
-
Сокращением экономических рисков для Заказчика ввиду того, что генподрядчик вправе приостановить работы, выполняемые субподрядчиком, что подтверждается положениями доходного договора субподряда, заключенного между АО ИК «АСЭ» и АО «НИКИМТ-Атомстрой» на выполнение строительно-монтажных работ по объектам Курской АЭС-2;
-
Заказчик в данном пункте ограничивает себя возможным сроком такой приостановки и несет ответственность за доставку опалубки на место хранения, а также за ее сохранность, срок приостановки аренды по договору в сумме не должен превышать 180 дней, при этом количество таких приостановок не может быть более шести, Заказчику по условиям договора необходимо обосновать причину такой приостановки.
-
Пунктом 6.7 проекта договора предусмотрено, что арендатор также вправе в любое время в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Договора, письменно уведомив об этом Арендодателя. Договор считается расторгнутым по истечении 14 (Четырнадцати) календарных дней с момента доставки Арендодателю соответствующего уведомления.
Согласно позиции Заказчика отказ последнего от исполнения договора обусловлен сокращением экономических рисков для Заказчика ввиду того, что генподрядчик вправе в любое время отказаться от исполнения доходного договора субподряда от 30.10.2017, заключенного между АО ИК «АСЭ» и АО «НИКИМТ-Атомстрой».
Комиссия, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и сведения, признает данный довод жалобы обоснованным, поскольку указанные условия проекта договора ставят потенциального контрагента в уязвимое положение, позволяя Заказчику в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора и приостанавливать его исполнение, при этом указав, по сути, любую причину, не отраженную в самом договоре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Таким образом, в отсутствие указания исчерпывающих оснований для отказа Заказчика от исполнения договора и его приостановлении положение потенциального контрагента напрямую зависит от волеизъявления Заказчика, позволяя последнему под любым предлогом отказаться от исполнения договора или приостановить его действие, злоупотребляя своим правом, что является недопустимым в гражданско-правовых отношениях.
В этой связи, данный довод жалобы Комиссия признает обоснованным.
Также Заявитель в своей жалобе указывает, что в нарушение пункта 17 Извещения ответ на запрос разъяснений, направленный Заявителем в адрес Заказчика, по состоянию на 10:08 25.07.2019 не был размещен на ЭТП.
Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 указанной статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Комиссия установила, что Заказчиком не был дан ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений Закупочной документации в установленные Законом о закупках сроках, в связи с чем признает данный довод жалобы обоснованным.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу АО «ФОРМАС» (ОГРН: 1167746767760, ИНН: 7730210807) на действия АО «НИКИМТ-Атомстрой» (ОГРН: 5087746235836, ИНН: 7715719854) при проведении Закупки необоснованной в части требований к опалубке, в остальной части — обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.