Решение б/н б/а от 19 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-247/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
16.01.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
«...»;
членов Комиссии:
«...»;
«...»;
при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «ПАРИТЕТ», ПАО «Россети Центр»;
в отсутствие представителей АО «РАД», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 11.01.2023 № НП/642/23;
рассмотрев жалобу ООО «ПАРИТЕТ» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Россети Центр» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения Договора на оказание услуг по уборке служебных и производственных помещений на объектах филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» по Тамбовской области, а также по профессиональной уборке и очистке территории, прилегающей к административному зданию исполнительного аппарата филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» по адресу: г. Тамбов, Моршанское шоссе, д. 23 для нужд ПАО «Россети Центр» (филиала «Тамбовэнерго», расположенного по адресу: РФ, 392680, г. Тамбов, ул. Моршанское шоссе, д. 23) (реестровый № 32211952791, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от дальнейшего участия в Закупке.
В соответствии с Протоколом очного заседания Закупочной комиссии по подведению итогов закупочной процедуры от 28.12.2022 заявка Заявителя была признана несоответствующими требованиям документации о закупке, поскольку заявка содержит существенные арифметические ошибки (подпункт (г) пункта 5.2.4 части I документации о закупке):
«Сводная таблица стоимости услуг» Таблица 1 |
Расчетные значения |
||||||
Январь |
Январь |
||||||
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
482480 |
|
71500 |
|
482480 |
|
71500 |
|
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
||||||
0,00 |
553 980,00 |
||||||
Апрель |
Апрель |
||||||
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
482480 |
80000 |
|
77400 |
482480 |
80000 |
|
77400 |
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
||||||
553 980,00 |
639 880,00 |
||||||
Май |
Май |
||||||
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
482480 |
80000 |
|
|
482480 |
80000 |
|
|
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
||||||
639 880,00 |
562 480,00 |
||||||
Сентябрь |
Сентябрь |
||||||
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
482480 |
80000 |
|
77400 |
482480 |
80000 |
|
77400 |
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
||||||
562 480,00 |
639 880,00 |
||||||
Октябрь |
Октябрь |
||||||
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
482480 |
80000 |
|
|
482480 |
80000 |
|
|
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
||||||
639 880,00 |
562 480,00 |
||||||
Ноябрь |
Ноябрь |
||||||
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
Стр. 1 |
Стр. 2 |
Стр. 3 |
Стр. 4 |
482480 |
|
71500 |
|
482480 |
|
71500 |
|
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
Итого без НДС, руб./Всего с НДС, руб. |
||||||
562 480,00 |
553 980,00 |
При этом Заявитель отмечает, что требования закупочной документации и технического задания обязывали предоставлять таблицу 1, а также таблицу 2 с указанием всех статей расходов, включая зарплату персонала по должностям и численности, с учетом всех налогов и других обязательных платежей.
В свою очередь, Заявитель указывает, что в таблице 2 все суммы указаны верно. Также Заявитель обращает внимание, что в расчете содержится техническая ошибка, а не арифметическая, а общее содержание предложения в таблице 1 позволяет вычислить точную стоимость путем простого арифметического сложения.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положения о закупке), утвержденного решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334, в редакции протокола от 28.05.2020 № 417, в редакции протокола от 24.11.2020 № 440, в редакции протокола от 07.04.2021 № 452, в редакции протокола от 25.06.2021 № 462, Решение Совета директоров ПАО «МРСК Центра» о присоединении (протокол от 25.12.2018 № 44/18, в редакции протокола от 29.06.2020 № 29/20, в редакции протокола от 22.12.2020 № 62/20, в редакции протокола от 30.04.2021 № 17/21, в редакции протокола от 30.06.2021 № 23/21) (далее – Положение о закупке).
Комиссией установлено, что 20.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211952791 о проведении запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке служебных и производственных помещений на объектах филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» по Тамбовской области, а также по профессиональной уборке и очистке территории, прилегающей к административному зданию исполнительного аппарата филиала ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго» по адресу: г. Тамбов, Моршанское шоссе, д.23 для нужд ПАО «Россети Центр» (филиала «Тамбовэнерго»).
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В оспариваемой Закупке в соответствии с пунктом 14 информационной карты установлены требования к заявке, а именно: участник закупки должен подготовить Заявку, в которую входят:
- в состав первой части заявки: предложение в отношении предмета закупки по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (часть III. «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ»).
Участник Закупки должен включить в состав второй части заявки следующие информация и документы:
а) Анкета Участника по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации (часть III. «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ») с приложением файла копии Анкеты Участника, выполненного в формате MS Word;
b) Наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
Документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к Участнику, установленные в пункте 16 части IV «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Участник закупки должен включить в состав ценового предложения следующие документы:
e) cводную таблицу стоимости услуг по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (часть III. «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ»), с приложением файла копии Сводной таблицы стоимости услуг, выполненного в редактируемом формате, желательно в формате MS Excel;
Комиссия установила, что форма сводной таблицы стоимости услуг (форма 2) установлена пунктом 1.2 Приложения № 4 закупочной документации.
В свою очередь, согласно пункту 1.2.2.4 инструкции по заполнению формы 2 участник заполняет Таблицу 1 и Таблицу 2.
Комиссия проанализировала представленную Заявителем сводную таблицу стоимости услуг и установила, что Таблица 1 выглядит следующим образом.
№ п/п |
Наименование услуг |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
Итого |
1 |
Оказание услуг по санитарной уборке служебных, производственных помещений и прилегающей территории на объектах филиала
|
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
482480 |
5789760,00 |
2 |
Оказание дополнительных услуг по уходу за газонами на территории, прилегающей к административному зданию исполнительного аппарата филиала |
|
|
|
80000 |
80000 |
80000 |
80000 |
80000 |
80000 |
80000 |
|
|
560000,00 |
3 |
Оказание дополнительных услуг по механизированной уборке территории, прилегающей к административному зданию исполнительного аппарата филиала, от снега и вывоз снег |
71500 |
71500 |
71500 |
|
|
|
|
|
|
|
71500 |
71500 |
357500,00 |
4 |
Оказание дополнительных услуг по мойке окон с внутренней и наружной сторон |
|
|
|
77400 |
|
|
|
|
77400 |
|
|
|
154800,00 |
Итого без НДС, руб.: |
0,00 |
553980 |
553980 |
553980 |
639880 |
562480 |
562480 |
562480 |
562480 |
639880 |
562480 |
553980 |
6862060,00 |
|
Сумма НДС – 20%, руб.: |
0,00 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Всего с НДС, руб.: |
0,00 |
553980 |
553980 |
553980 |
639880 |
562480 |
562480 |
562480 |
562480 |
639880 |
562480 |
553980 |
6862060,00 |
Заказчик представил пояснения, из которых следует, что Таблица 1 которой содержит существенные арифметические ошибки в месяцах «январь», «апрель», «май», «сентябрь», «октябрь» и «ноябрь», влияющие на корректность итогового предложения.
То есть, при суммировании стоимостей услуг по месяцам, указанным Заявителем в разделе «Итого», расчетная сумма составляет 6 308 080 рублей, что не соответствует указанной участником сумме 6 862 060 рублей.
Вместе с тем Заявитель подтверждает наличие ошибки, при этом указывает на ее технический характер, в частности, произошел сдвиг в строке «Итого».
Между тем, Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 6.1.5 закупочной документации договор по результатам закупки заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о закупке, извещением о закупке и заявкой Победителя такой закупки (с учетом всех этапов такой закупки), с которым заключается договор. По результатам закупки с Победителем может быть заключено также несколько договоров.
То есть, в проект договора будет включено, в том числе, ценовое предложение Победителя.
Соответственно, допущенная участником Закупки арифметическая ошибка приводит к невозможности исполнения договора ввиду отсутствия корректного ценового предложения.
Также согласно пункту 3.1.1 закупочной документации предполагается, что участник закупки изучит все инструкции, формы, условия, технические условия и другую информацию, содержащуюся в документации о закупке, а также разъяснения извещения о закупке и/или документации о закупке в случае их наличия. Никакие претензии Организатору закупки не будут приниматься на том основании, что участник закупки не понимал какие-либо вопросы. Неполное представление информации, запрашиваемой в документации о закупке, предоставление недостоверной (противоречивой) информации, или же подача заявки, не отвечающей требованиям документации о закупке является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонения участника от участия в закупке.
Комиссия обращает внимание, что в соответствии с частью 28 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика.
В рассматриваемом случае допущенная Заявителем ошибка фактически приводит к невозможности исполнения вышеуказанного положения Закона о закупках ввиду отсутствия корректного ценового предложения.
В свою очередь, согласно пункту 5.2.4 закупочной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, в том числе если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП (в случае установления требования о привлечении такого субподрядчика (соисполнителя) в документации о закупке) отсутствуют в едином реестре субъектов МСП;
б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к продукции, работам, услугам, форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);
в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке;
г) заявка содержит существенные арифметические ошибки; под существенными ошибками понимается ошибка, которая может при дальнейших расчетах повлиять на корректность итогового предложения участника.
Соответственно, в связи с наличием некорректного ценового предложения в составе заявки Заявителем Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.
При этом Комиссия принимает во внимание, что из 5 заявок, 3 допущены к дальнейшему участию, что свидетельствует о том, что закупочная документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ПАРИТЕТ» (ИНН: 2536324900; ОГРН: 1202500020535) на действия ПАО «Россети Центр» (ИНН: 6901067107; ОГРН: 1046900099498) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 11.01.2023 № НП/642/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.