Решение б/н Решение по жалобе ООО «АВТОТРЕЙДЕР» на действия АО «ТВ Центр... от 26 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-7448/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

13.08.2019

г. Москва

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) ,

в отсутствие представителей ООО «АВТОТРЕЙДЕР» (уведомлено письмом Московского УФАС России от 09.08.2019 № ПО/40294/19),

рассмотрев жалобу ООО «АВТОТРЕЙДЕР» (далее также - Заявитель) на действия АО «ТВ Центр» (далее также - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку автошин (реестровый № 31908125298, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на Заказчика при проведении Закупки.

Заявителем оспаривается то, что закупаемый товар с характеристиками, указанными в Документации, существует, что ведет к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку он не может предложить к поставке несуществующий товар. Кроме того, Заявитель обращался в форме запроса разъяснений положений Документации с целью устранить данные нарушения, но Заказчик в ответ изменения в документацию не внес.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представив письменные возражения. Из них следует, что Заказчик отменил указанную процедуру с целью устранения ошибок, выявленных при проведении процедуры.

Комиссия, рассматривая действия Заказчика при проведении Закупки, отмену Закупки с целью совершения действий, который и просит Заявитель в своей жалобе, признает жалобу обоснованной, а действия Заказчика признаются нарушающими п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Пунктом 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В действиях Заказчика также усматривается нарушение требований п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, поскольку Заказчиком были установлены требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в ненадлежащей на то форме.

При этом в действиях Заказчика Комиссия также фиксирует нарушение ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках в связи со следующим.

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в ч. 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе (далее - ЕИС) с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В своих возражениях Заказчик уточняет, что в запросе от 31.07.2019 не содержался вопрос, а был только описательный характер ошибок, а также просьба об изменении документации, в связи с чем данное обращение было принято Заказчиком, но содержательная часть не могла содержать ответа, потому что в запросе не был указано именно вопрос.

Комиссия расценивает данный подход Заказчика к разъяснению положений документации как сугубо формальный.

Сама процедура запросов о разъяснении положений документации создана помимо самого разъяснения конкретных положений для того, чтобы создать возможность в случае возникновения противоречий в документации оперативно внести изменения, что удовлетворяет потребности и участников процедуры, и заказчиков, поскольку условия участия станут более определенными, а при заключении договора и его исполнении не будут возникать вопросы с трактованием положений Документации.

В этой связи довод Заказчика о том, что ему не обязательно содержательно отвечать на поступивший запрос в случае отсутствия в нем знака «?» или вопросительного предложения оценивается Комиссией ошибочным и неправомерным.

Комиссия также учитывает, что в размещенном 25.07.2019 в ЕИС ответе на запрос о разъяснении положений Документации также отсутствовал сам знак вопроса либо вопросительное предложение, в тексте запроса было указано: «В связи с тем что все шины на данный момент на рынке 2018 года, просим внести изменения в п.2.1 указав что шины требуются не ранее 2018 года», однако Заказчик в данном случае не ответил, как Заявителю о том, что «Текст письма не содержит запрос», а указал, что на основании запроса будут внесены изменения в п. 1.2. Проекта контракта.

В этой связи в действиях Заказчика Комиссия устанавливает нарушение ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках.

При этом в отношении необходимости выдачи предписания Комиссия отмечает следующее.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае признания поданной жалобы обоснованной либо выявления в действиях организатора закупки иных нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи последнему обязательного к исполнению предписания об устранении выявленного нарушения.

Из буквального толкования приведенной нормы права обязанности контрольного органа по выдаче предписаний об устранении нарушения в каждом случае выявления такого нарушения не следует.

Данная норма права предоставляет антимонопольному органу возможность самостоятельно определить такую необходимость в зависимости от конкретных фактических обстоятельств.

Таким образом, основной целью выдаваемого антимонопольным органом предписания об устранении нарушения является его правовосстановительная функция, направленная на устранение выявленного нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов участника торгов, что может быть достигнуто в административном порядке путем исполнения требований такого предписания (ст. 11 ГК РФ).

При этом предписание антимонопольного органа не должно обладать в указанной части абстрактным и размытым характером, что свидетельствует о необходимости наличия у административного органа при его выдаче четких, бесспорных и убедительных доказательств того обстоятельства, что выдача им обязательного к исполнению предписания будет служить достижению упомянутых целей и повлечет за собой улучшающие изменения в правовом положении лица, в защиту прав которого такое предписание выдается. Обратное же приведет к несоблюдению баланса частных и публичных интересов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации 29.03.2011 № 2-П), а также принципа стабильности публичных правоотношений, поскольку будет способствовать отнесению на заказчиков обязанностей по осуществлению бесполезных действий, не влияющих на ход и результат конкурентной процедуры.

В настоящем же случае Комиссия исходит из отсутствия необходимости в корректировке хода отмененной закупочной процедуры, проводимой Заказчиком, поскольку права Заявителя как потенциального участника процедуры не нарушены, а в случае размещения Заказчиком уже новой закупочной процедуры Заявитель также вправе принять в ней участие.

Комиссия учитывает, что сведений о том, что Заявитель подал заявку на участие в Закупке, а отмена Закупки нарушает его права именно как участника Закупки, на заседание не представлено. На заседание представитель Заявителя не явился и не доказал нарушения своих прав в связи с отменой Закупки.

При таких данных Комиссия приходит к выводу об отсутствии у него в настоящем случае правовых оснований к выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу ООО «АВТОТРЕЙДЕР» (ИНН:1658216138, ОГРН:1191690018728) на действия АО «ТВ Центр» (ИНН:7717091519, ОГРН:1027739048281) при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

    3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны