Решение б/н б/а от 18 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-17212/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.12.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<........>,
членов Комиссии:
<........>,
<........>,
рассмотрев жалобу ООО «РВГ» (далее — Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении конкурентного отбора в электронной форме № 189/КОТЭ-МОСК/23 на право заключения договора выполнения работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с последующей передачей на захоронение строительного мусора (опубликованного на сайте: https://www.rts-tender.ru/poisk/id/l32313024255-2/) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что в нарушение требований Закупочной документации Торги по лоту № 1, 2 завершились раньше установленного срока, в связи с чем Заявитель был лишен возможности подать свои ценовые предложения.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утв. решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018, протокол № 26) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссией установлено, что 29.11.2023 Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» на официальном сайте Оператора ЭТП (https://www.rts-tender.ru/) на сайте https://www.rts-tender.ru/ разместил информацию о проведении конкурентного отбора в электронной форме № 189/КОТЭ-МОСК/23 на право заключения договора выполнения работ по демонтажу и вывозу строительного мусора с последующей передачей на захоронение строительного мусора (далее – конкурентный отбор, процедура).
Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1: 1 761 615,60 рублей.
Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 2: 7 444 962,00 рублей.
Дата начала подачи заявок: 29.11.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.12.2023 в 12:00 (МСК).
Дата и время проведения отбора: 06.12.2023 12:00 (по московскому времени).
В соответствии с пунктом 3.6.13 Закупочной документации Закупка проводится в электронной форме в личном кабинете участника электронных процедур на ЭТЗП путем снижения цены договора (цены лота) без учета НДС, указанной в техническом задании документации о закупке.
В силу пункта 3.6.15 Закупочной документации Закупка начинается в день и время, указанные в извещении и документации о закупке, с объявления на ЭТЗП начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС.
Согласно пункту 12 Извещения об осуществлении конкурентного отбора проведение конкурентного отбора осуществляется:
- по лоту №1 - «06» декабря 2023 г. в 12:00 ч. московского времени;
- по лоту №2 - «06» декабря 2023 г. в 12:00 ч. московского времени.
Пунктом 3.6.16 Закупочной документации установлено, что Закупка длится 2 (два) часа, при этом закупка считается завершенной, если в течение 15 минут не представлено ни одного предложения.
Таким образом, исходя из вышеуказанного пункта Закупочной документации предельное время проведения Торгов — 2 часа, при этом, в случае, если в течение 15 минут не будет подано предложений, Закупка автоматически завершается.
В соответствии с пунктом 3.6.29 Закупочной документации информация о ходе закупки автоматически отображается на странице закупки на сайте ЭТЗП.
Как пояснил Заказчик, в личном кабинете участников конкурентного отбора на ЭТЗП, каждый из участников в режиме реального времени видит состояние торговой сессии и время до окончания фазы торгов, а именно:
- время ожидания предложения (мин): 15 мин;
- максимальная продолжительность торгов (мин): 120.
Также Заказчик отметил, что у всех участников идет обратный отсчет 15-минутного промежутка времени на подачу ценового предложения, в подтверждение доводов Заказчиком представлен скриншот с сайта ЭТЗП.
Согласно протоколу проведения торгов конкурентного отбора (по лоту № 1) от 06.12.2023 № 189/КОТЭ-МОСК/23 к установленному документацией о закупке сроку окончания подачи заявок для участия в конкурентном отборе поступили заявки следующих участников:
Порядковый номер заявки |
Дата и время подачи заявки |
Наименование участника закупки |
2 |
06.12.2023 08:48 (МСК) |
Участник 2 |
1 |
06.12.2023 00:36 (МСК) |
Участник 1 |
3 |
06.12.2023 10:33 (МСК) |
Участник 3 (Заявитель) |
Список участников конкурентного отбора, принявших участие в торговой сессии:
Порядковый номер заявки |
Наименование участника закупки |
Предложение о цене договора (без учета НДС) |
2 |
Участник 2 |
1 110 833,32 (Российский рубль), без НДС |
1 |
Участник 1 |
1 110 833,33 (Российский рубль), без НДС |
Комиссией установлено, что в ходе торговой сессии по лоту № 1 двумя участниками подано 16 ценовых предложений.
Дата и время подачи последнего ценового предложения 06.12.2023 в 13:15:02 (МСК).
Дата и время окончания торговой сессии: 06.12.2023 в 13:30:02 (МСК).
Согласно протоколу проведения торгов конкурентного отбора (по лоту № 2) от 06.12.2023 № 189/КОТЭ-МОСК/23/1 к установленному документацией о закупке сроку окончания подачи заявок для участия в конкурентном отборе поступили заявки следующих участников:
Порядковый номер заявки |
Дата и время подачи заявки |
Наименование участника закупки |
1 |
06.12.2023 08:50 (МСК) |
Участник 1 |
2 |
06.12.2023 10:38 (МСК) |
Участник 2 (Заявитель) |
Список участников конкурентного отбора, принявших участие в торговой сессии:
Порядковый номер заявки |
Наименование участника закупки |
Предложение о цене договора (без учета НДС) |
1 |
Участник 1 |
6 204 134,99 (Российский рубль), без НДС |
Комиссией установлено, что по результатам торговой сессии по лоту № 2 было подано 1 предложение.
Дата и время подачи первого и единственного ценового предложения 06.12.2023 в 12:05:47 (МСК).
Дата и время окончания торговой сессии: 06.12.2023 в 12:20:47 (МСК).
Таким образом, учитывая, что по истечении 15 минут, ценовых предложений не поступило, в связи с чем торги были автоматически завершены в соответствии с условиями закупочной документации, что подтверждается представленным Заказчиком в материалы дела скриншотом хода торгов с сайта ЭТЗП.
При этом Заявителем в течении отведенного времени по лотам № 1, 2 не было подано ни одного ценового предложения.
Заявитель в жалобе ссылается на то, что торговая сессия по лотам № 1, 2 завершилась ранее установленного в Закупочной документации срока - 2 часа, а именно ранее 06.12.2023 в 14:00, в связи с этим Заявитель не смог подать свое ценовое предложение.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что из Закупочной документации (п. 3.6.16), а также функционала ЭТЗП прямо следует о том, что предельное время для подачи участников ценового предложения составляет 15 минут, в случае отсутствия предложений по истечении 15 минут, торги завершаются.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в личном кабинете Заявителя отображалась полная информация о состоянии торговой сессии и о времени ее окончания, что также следует из представленных Заявителем в жалобе скриншотов личного кабинета с сайта ЭТЗП.
Следовательно, в данном случае Заявитель не был лишен возможности подать ценовое предложение в сроки установленные Закупочной документацией.
Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.
Комиссия также обращает внимание, что участниками Закупки активно подавались ценовые предложения по оспариваемым лотам, что подтверждается ходом торгов с сайта ЭТЗП, представленным в материалы дела и протоколами проведения торгов по лотам №№ 1, 2 от 06.12.2023.
В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, в том числе, в части порядка проведения конкурентного отбора, тем самым согласился с установленными требованиями.
На основании изложенного Комиссия не усматривает нарушений со стороны Заказчика при проведении Закупки, поскольку Заказчик в данном случае действовал в полном соответствии с требованиями Закупочной документации и Положения о закупке.
Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «РВГ» <........> на действия ОАО «РЖД» <........> при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.12.2023 № НП/52157/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.