Решение б/н б/а от 16 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6788/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.05.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей от ..., ФГБУ «Росдортехнология»,

рассмотрев жалобу .... (далее — Заявитель) на действия ФГБУ «Росдортехнология» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на осуществление строительного контроля за объектом: «Капитальный ремонт автомобильной дороги А-135 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Ростов-на-Дону Западный подъезд на участке км 0+000-км 6+000, Ростовская область» (реестровый №32211256000, далее — Закупка) (далее — Жалоба), перенаправленная письмом ФАС России от 28.04.2022 № 28/43147/22,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует неправомерное признание его уклонившимся от заключения договора по результатам Закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Исходя из положений части 10 статьи 4 Закона о закупках, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Порядок предоставления обеспечения исполнения договора установлен пунктом 30 закупочной документации.

Обеспечение исполнения договора предоставляется участником в срок, установленный для подписания договора победителем закупки или иным участником, с которым заключается договор. Одновременно с договором (без подписи заказчика) таким участником размещаются документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора, соответствующие требованиям, установленным извещением и (или) настоящей документацией о проведении закупки.

Договор заключается после предоставления одновременно с проектом договора (без подписи заказчика) документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения договора, победителем закупки или иным его участником, с которым заключается договор, для подписания договора.

Обеспечение исполнения договора гарантирует надлежащее исполнение обязательств победителем закупки или иным его участником, с которым заключается договор: обязанность выплаты неустойки, предусмотренной договором, возмещение убытков заказчика, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору.

Обеспечение исполнения договора предоставляется по выбору участника закупки путем:

1) Предоставления независимой (банковской) гарантии, выданной банком (п. 32 настоящей Информационной карты);

2) Внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (п. 31 настоящей Информационной карты).

Согласно пункту 32 закупочной документации в качестве обеспечения исполнения договора заказчиком принимаются независимые (банковские) гарантии, соответствующие требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Согласно Протоколу подведения итогов конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211256000 от 11.04.2022 победителем конкурса был признан... (Заявитель).

В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Частью 1.10 Положения о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного бюджетного учреждения «Дирекция мониторинга дорожной деятельности Федерального дорожного агентства», утвержденным приказом Федерального дорожного агентства от 23.12.2021 № 241 (далее – Положение о закупке) предусмотрен порядок заключения договора. Указанная информация отражена в пункте 35 РАЗДЕЛА I. «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» конкурсной документации.

В соответствии с Положением о закупке в течение пяти дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки Заказчик размещает на электронной площадке без своей подписи проект договора.

Победитель закупки в течение пяти дней со дня размещения Заказчиком проекта договора подписывает его усиленной электронной подписью, размещает на электронной площадке подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора (если такое требование установлено в извещении и (или) документации о закупке).

Заказчик не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола закупки, на основании которого заключается договор, и предоставления участником, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора, соответствующего требованиям, установленным извещением и (или) документацией о проведении закупки (если требование о предоставлении обеспечения установлено в извещении и (или) документации о закупке), подписывает договор усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика.

Комиссией установлено, что 15.04.2022 Заказчиком размещен на электронной площадке без своей подписи проект договора, включающий реквизиты победителя закупки и условия исполнения договора, предложенные победителем закупки.

Победителю закупки надлежало в течение пяти дней со дня размещения Заказчиком проекта договора подписать его усиленной электронной подписью, разместить на электронной площадке подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора или в тот же срок оформить в письменной форме протокол разногласий.

Заявителем в установленный срок 20.04.2022 проект договора был подписан и предоставлено обеспечение исполнения договора в виде независимой гарантии от 19.04.2022 № 8631NJ2W8SHR2Q0AQ0QW8RR, выданной банком ПАО «Сбербанк России» (далее – независимая гарантия).

22.04.2022 Заказчиком при рассмотрении представленных документов было установлено несоответствие независимой гарантии требованиям, указанным в документации (извещении) о закупке.

В свою очередь, Заявитель не отрицал факт несоответствия банковской гарантии установленным требованиям.

Данное обстоятельство явилось основанием признания Заявителя уклонившимся от заключения договора в соответствии с пп. 2 пункта 1.10.5 Положения о закупке и составления протокола № 32211256000 о признании победителя конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, уклонившимся от заключения договора от 22.04.2022 в соответствии с пунктом 1.10.6 Положения о закупке.

В свою очередь, Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что он изначально представил банковскую гарантию, несоответствующую требованиям Заказчика. Однако, позднее банком была предоставлена откорректированная банковская гарантия, которая соответствовала всем установленным требованиям № 8631NJ2W8SHR2Q0AQ0QW8RR от 26.04.2022.

По мнению Заявителя, крайним сроком подписания договора является срок, который установлен на электронной торговой площадке — 26.04.2022, при этом у Заявителя отсутствовала техническая возможность прикрепить откорректированную банковскую гарантию.

Таким образом, согласно позиции Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в размещении протокола о признании уклонившимся (25.04.2022) раньше срока, установленного на электронной торговой площадке.

Комиссия оценивает позицию Заявителя критически ввиду следующего.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации участник закупки при подачи заявки конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства.

Комиссия отмечает, что Заказчик должен действовать согласно порядку, установленному в закупочной документации, а не электронной торговой площадкой.

В силу части 29 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Кроме того, закупочная документация не предусматривает возможность корректировки или изменения представленного победителем конкурса обеспечения исполнения договора в виде независимой гарантии.

Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства со стороны Заказчика, так как при признании Заявителя уклонившимся от заключения договора Заказчик действовал в соответствии с собственной документацией, которая не была оспорена участником конкурентной процедуры в установленном законом порядке.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу .... на действия ФГБУ «Росдортехнология» (ИНН: 7717083691, ОГРН: 1027739550354) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.05.2022 № НП/24311/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны