Решение (комиссия) №НП/31516/24 по делу № 077/01/10-14254/2023 о нарушении антимонопольного ... от 2 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

город Москва

Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 2 августа 2024 года

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 077/01/10-14254/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии

- <...> — заместителя руководителя;

членов Комиссии

- <...> — начальника отдела антимонопольного контроля;

- <...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля;

- <...> — ведущего специалистаэксперта отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителей: ПАО «МОЭК»

- <...>

- <...>

в отсутствие привлеченного Определением Московского УФАС России об отложении рассмотрения дела № 077/01/10-14254/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 22.02.2024 № НП/7095/24) к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица (сына заявителя <...>) <...>, направившего ходатайство о рассмотрении дела 25.07.2024 в свое отсутствие (вх. от 25.07.2024 № 46808-ЭП/24), а также уведомленного извещением Московского УФАС России о продолжении 29.07.2024 заседания Комиссии после объявленного перерыва,

рассмотрев дело № 077/01/10-14254/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «МОЭК» (ИНН: 7720518494, КПП: 772901001, дата регистрации в качестве юридического лица: 16.12.2004, адрес регистрации: 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3, этаж 20, каб. 2017) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг теплоснабжения путем нарушения порядка расчета платы за тепловую энергию в отношении объекта, расположенного по адресу <...> и принадлежавшего, по данным выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, <...> (далее также — Объект, Объект <...>),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступило заявление <...> (вх. от 03.04.2023 № 20792/23), при рассмотрении которого Московским УФАС России в действиях ПАО «МОЭК» были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Московского УФАС России от 20.10.2023 № 138/23 возбуждено дело № 077/01/10-14254/2023 по признакам нарушения ПАО «МОЭК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные документы и материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела № 077/01/10-14254/2023 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

В соответствии с пунктом 6.1 устава ПАО «МОЭК», утвержденного общим собранием акционеров ПАО «МОЭК» 24.06.2022 (протокол от 29.06.2022 № 1/2022) в редакции, действующей в период возникновения между заявителем и теплоснабжающей организацией спорных взаимоотношений (далее — Устав), основной целью общества является извлечение прибыли. Согласно пункту 6.2 Устава одним из видов деятельности ПАО «МОЭК» является снабжение тепловой энергией.

В силу пункта 8 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ (далее — Закон о теплоснабжении) теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Между ПАО «МОЭК» и ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» (правопреемником ЗАО ПУМБ «ЭКСИТОН» в соответствии с записью в ЕГРЮЛ от 20.02.2016 ГРН 6167746596737) заключен Договор теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ (далее — Договор теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ), в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется поставлять (отпускать) потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки, а потребитель обязуется принимать тепловую энергию на условиях, предусмотренных настоящим договором, действующим законодательством, и оплачивать ее в порядке, сроки и на условиях, определенных настоящим договором и требованиями, отраженными в приложениях к нему.

Факт надлежащего подключения Объекта к тепловым сетям ПАО «МОЭК» подтверждается составленным между ПАО «МОЭК» и ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.09.2014, согласно которому Объект опосредованно подключен к сетям ПАО «МОЭК» через тепловые сети объекта ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН», расположенного по адресу <...> (далее также — Объект ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН»).

Как выявлено Комиссией Московского УФАС России из документов и материалов, представленных заявителем и заинтересованным лицом Тешаевым Ю.В. (вх. от 03.04.2023 № 20792/23; от 02.06.2023 № 35110-ЭП/23; от 14.06.2023 № 37558-ЭП/23; от 04.09.2023 № 56665-ЭП/23) и ПАО «МОЭК» (вх. от 28.06.2023 № 40856-ЭП/23), поставляемая по Договору теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ тепловая энергия используется как для нужд Объекта ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН», так и для нужд Объекта <...> Теплоснабжение Объектов ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» и <...> осуществляется от теплового пункта № 10-02-060, расположенного по адресу <...>.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу части 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с Законом о теплоснабжении и приказом Минэнерго России от 19.06.2020 № 484 утверждена Схема теплоснабжения города Москвы на период до 2035-го года и ПАО «МОЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которой задействованы источники тепловой энергии и тепловые сети ПАО «МОЭК» и ПАО «Мосэнерго».

Таким образом, ПАО «МОЭК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения в границах системы теплоснабжения ПАО «МОЭК», определенной в соответствии со схемой теплоснабжения города Москвы.

Согласно доводам заявления (вх. от 03.04.2023 № 20792/23), ПАО «МОЭК» неправомерно выявило в отношении Объекта бездоговорное потребление тепловой энергии, что повлекло за собой ограничение режима теплоснабжения на Объекте.

В целях теплоснабжения Объекта <...> заключен с ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» Договор от 01.10.2019 № 01/10-2019 о возмещении коммунальных расходов на теплоснабжение помещения, находящегося по адресу <...> (далее — Договор от 01.10.2019 № 01/10-2019), в соответствии с которым индивидуальным предпринимателем принято на себя обязательство по возмещению расходов ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» на теплоснабжение указанного строения.

Как было указано ранее, ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» получает тепловую энергию от ПАО «МОЭК» по заключенному Договору теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ.

При этом ПАО «МОЭК» в ходе проведения 21.03.2022 на основании части 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении проверки в отношении Объекта ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» на предмет наличия оснований для потребления тепловой энергии было выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии Объектом <...> на нужды отопления ввиду отсутствия в Договоре теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ тепловой нагрузки для Объекта (Акт проверки от 21.03.2022 № 63-01/11-22-ОТИ).

По данным заявителя, тепловая нагрузка, указанная в Приложении № 3.1 к Договору теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ и равная 0,0834 Гкал/час, выделена на два объекта — Объект ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» и Объект <...>.

Согласно доводам заявителя, неуказание в Приложении № 3.1 к Договору теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ Объекта <...> с выделенной нагрузкой обусловлено некорректным указанием адресов точек поставки в ранее заключенных в отношении Объектов ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» и <...> договорах теплоснабжения.

Так, в 2000-м году в отношении производственно-технической базы (автобазы) ЗАО «Экситон», включающей боксы стоянки с вспомогательными помещениями (на момент подачи заявления вх. от 03.04.2023 № 20792/23 Объект ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН»), ремонтный бокс (на момент подачи заявления вх. от 03.04.2023 № 20792/23 Объект <...>) и перешедшей в 2013-м году в соответствии с Договором купли-продажи от 28.05.2013 в право собственности ЗАО ПУМБ «ЭКСИТОН», между МГП «Мостеплоэнерго» и ЗАО «Экситон» был заключен Договор от 01.12.2000 № 204 на снабжение тепловой энергий. Точка поставки в соответствии с настоящим договором определена по адресу г. Москва, г. Зеленоград, ул. Заводская, д. 21А (без указания строений) с выделенной нагрузкой на отопление в размере 0,0834 Гкал/час.

В соответствии со Схемой границы обслуживания тепловых сетей по базе ЗАО «Экситон», составленной между МГП «Мостеплоэнерго» и ЗАО «Экситон» и являющейся приложением к Договору от 01.12.2000 № 204 на снабжение тепловой энергий, производственно-техническая база состоит из двух строений, которые последовательно (одно за другим) подключены к тепловым сетям теплоснабжающей организации. Конкретные адреса строений в упомянутой Схеме не отражены.

Дополнительным соглашением от 01.12.2010 о внесении изменений в Договор от 01.12.2000 № 204 на снабжение тепловой энергий, подписанным между ПАО «МОЭК» (правопреемником по указанному Договору в соответствии с записью в ЕГРЮЛ от 04.05.2010 ГРН 2107747432857) и ЗАО «Экситон», стороны согласовали введение в действие с 01.12.2010 Приложений от 01.12.2010 №№ 1-5 к Договору от 01.12.2000 № 204 на снабжение тепловой энергий.

В Приложении от 01.12.2010 № 1 к Договору от 01.12.2000 № 204 на снабжение тепловой энергий значится суммарная договорная нагрузка в размере 0,0834 Гкал/час, в Приложении от 01.12.2010 № 2 указаны два строения, последовательно подключенных через тепловой пункт № 10-02-060 к тепловым сетям ПАО «МОЭК» (адреса строений не обозначены). При этом в Приложении от 01.12.2010 № 5, содержащем расчет тепловых потерь для потребителя ЗАО «Экситон», значится адрес строений, потребляющих тепловую энергию, а именно <...>.

Позднее между ПАО «МОЭК» и ЗАО «Экситон» в отношении производственно-технической базы был перезаключен Договор теплоснабжения от 01.08.2011 №10.900620-ТЭ.

Пунктом 2.2 Договора теплоснабжения от 01.08.2011 № 10.900620-ТЭ предусмотрено, что количество (договорные величины) подаваемой потребителю тепловой энергии учитывает субабонентов.

Согласно Договору теплоснабжения от 01.08.2011 № 10.900620-ТЭ под субабонентом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (собственник или другое лицо, владеющее или пользующееся нежилым помещением на законных основаниях, присоединенным к системам теплопотребления абонента), использующее тепловую энергию и теплоноситель на основании договора, заключенного с абонентом; в тексте настоящего договора под субабонентами понимаются арендаторы, субарендаторы и иные лица, которые могут принимать тепловую энергию только через оборудование абонента.

Так, в силу приведенных положений <...>, приобретший у ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» по договору купли-продажи здания от 11.01.2019 № КП 01/11-19 часть производственной базы, а именно строение 17 по адресу <...>, присоединенное к тепловым сетям ПАО «МОЭК» через сети ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН», на основании Договора от 01.10.2019 № 01/10-2019 являлся субабонентом по Договору теплоснабжения от 01.08.2011 № 10.900620-ТЭ.

В Приложении № 3 к Договору теплоснабжения от 01.08.2011 № 10.900620-ТЭ указана та же суммарная договорная нагрузка в размере 0,0834 Гкал/час, что и в ранее заключенном в отношении производственно-технической базы Договоре от 01.12.2000 № 204 на снабжение тепловой энергий, а также в Приложении от 01.12.2010 № 1 к данному Договору.

В Приложении № 4 к Договору теплоснабжения от 01.08.2011 № 10.900620-ТЭ, содержащем схему присоединения зданий потребителей, так же, как и в ранее заключенном договоре теплоснабжения в отношении производственно-технической базы, отображено, что здания по адресу <...> последовательно через тепловой пункт № 10-02-060 подключены к тепловым сетям ПАО «МОЭК».

Кроме того, в Приложении № 3.1 к Договору теплоснабжения от 01.08.2011 № 10.900620-ТЭ указаны расчетные тепловые нагрузки в том числе для субабонента по адресу <...>.

При этом при заключении между ПАО «МОЭК» и ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» Договора теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ адрес Объекта <...> (<...>) не был выделен в качестве адреса объекта теплоснабжения, а также на Объект не была отдельно выделена тепловая нагрузка.

ПАО «МОЭК» по факту выявления в результате проведенной проверки 21.03.2022 потребления Объектом <...> тепловой энергии в отсутствие указания в Приложении № 3.1 к Договору теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ адреса данного Объекта письмом исх. от 31.05.2022 № 02-Ф11/10-33869/22 направило в ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» запрос о предоставлении документов относительно технологического присоединения Объекта <...>.

Сведений о направлении ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» или <...> ответа на указанный запрос ПАО «МОЭК» в адрес Комиссии Московского УФАС России не поступало.

В декабре 2022-го года ПАО «МОЭК» была повторно проведена проверка в отношении Объекта <...>, в ходе которой было выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии (Акт проверки от 07.12.2022 № 358-02/11-22-ОТИ).

Статьей 2 Закона о теплоснабжении определено, что потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем, является бездоговорным потреблением тепловой энергии.

Частью 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

Руководствуясь положениями статьи 2, части 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении, ПАО «МОЭК» в присутствии <...> ввиду потребления Объектом <...> тепловой энергии без заключения соответствующего договора составило Акт от 16.12.2022 № 10-1460/22-БДП о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя за период с 06.12.2019 по 07.12.2022 (далее — Акт от 16.12.2022 № 10-1460/22- БДП).

В марте 2023-го года ПАО «МОЭК» повторно провело проверку на Объекте <...>, в ходе которой было установлено, что теплоснабжение данного Объекта не осуществляется, ограничение подачи тепловой энергии произведено 07.02.2023 по акту № 17-02/11-23 на основании соответствующего предписания ПАО «МОЭК» от 16.12.2022 об устранении выявленного нарушения (Акт проверки от 07.03.2023 № 63-02/11-23-ОТИ). На основании проведения указанной проверки теплоснабжающей организацией при участии заявителя составлен еще один акт о бездоговорном потреблении, а именно Акт от 16.03.2023 № 10-450/23-БДП о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (далее — Акт от 16.03.2023 № 10-450/23-БДП).

По результатам составления перечисленных актов о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии ПАО «МОЭК» в адрес <...> были выставлены соответствующие счета на оплату бездоговорного потребления: Счет от 26.12.2022 № 1623 по Акту от 16.12.2022 № 10-1460/22-БДП на сумму 1 226 362,36 рублей (с НДС) (далее — Счет от 26.12.2022 № 1623), Счет от 17.03.2023 № 494 по Акту от 16.03.2023 № 10-450/23-БДП на сумму 173 796,61 рублей (с НДС) (далее — Счет от 17.03.2023 № 494).

Как установлено Комиссией Московского УФАС России из представленных заявителем и заинтересованным лицом документов и материалов, <...> в периоды, определенные ПАО «МОЭК» в качестве периодов бездоговорного потребления тепловой энергии, надлежащим образом исполнялась обязанность по оплате тепловой энергии, получаемой по Договору от 01.10.2019 № 01/10-2019, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.

Факт надлежащей оплаты <...> потребления Объектом тепловой энергии в спорные периоды по Договору от 01.10.2019 № 01/10-2019 также получил свое подтверждение в рамках судебного разбирательства по делу № А41-27738/23.

При этом, согласно возражениям ПАО «МОЭК» на заключение об обстоятельствах дела № 077/01/10-14254/2023 (вх. от 25.07.2024 № 46697-ЭП/24), на этапах выявления бездоговорного потребления в отношении Объекта, а также в рамках рассмотрения Арбитражным судом Московской области судебного дела № А41-27738/23 в адрес теплоснабжающей организации не представлялся Договор от 01.10.2019 № 01/10-2019 и иные документы, подтверждающие факт добросовестной оплаты заявителем потребленной тепловой энергии. Сведений и документов, свидетельствующих об обратном, в распоряжение Комиссии Московского УФАС России не представлено.

По располагаемым Комиссией Московского УФАС России данным, письмом исх. от 12.01.2023 № б/н ИП Тешаевым В.Р. в адрес ПАО «МОЭК» были направлены разъяснения об осуществлении теплоснабжения Объекта в рамках Договора теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ. Письмом исх. от 15.02.2023 № б/н ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» также сообщило в адрес ПАО «МОЭК» об осуществлении теплоснабжения Объекта в рамках Договора теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ с приложением Обследования существующих систем теплопотребления автобазы ЗАО «Экситон» от 1998-го года.

Вместе с тем, как установлено Комиссией Московского УФАС России, Договор от 01.10.2019 № 01/10-2019, платежные поручения по нему, подтверждающие наличие у заявителя договорных отношений по теплоснабжению Объекта, не представлялись <...>, ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» в адрес ПАО «МОЭК» в рамках вышеуказанных обращений. Материалов, подтверждающих иные обращения <...>, ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» в адрес теплоснабжающей организации в целях подтверждения наличия договорных отношений между заявителем и ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» относительно теплоснабжения Объекта, на обозрение Комиссии не представлялось.

Таким образом, составление ПАО «МОЭК» в отношении Объекта Акта от 16.12.2022 № 10-1460/22-БДП, Акта от 16.03.2023 № 10-450/23-БДП и выставления на их основании в адрес <...> Счета от 26.12.2022 № 1623, Счета от 17.03.2023 № 494 было обусловлено указанием ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» в заявке на заключение договора теплоснабжения, на основании которой был заключен Договор теплоснабжения от 01.09.2014 № 10.900529-ТЭ, одного здания по адресу <...>, стр. 16 и отсутствием в распоряжении на момент выявления бездоговорного потребления теплоснабжающей организации документов, в частности Договора от 01.10.2019 № 01/10-2019, свидетельствующих о наличии договорных отношений между заявителем и ООО «ПУМБ «ЭКСИТОН» по теплоснабжению Объекта и подтверждающих отсутствие фактов потребления Объектом <...> тепловой энергии без заключенного договора.

Комиссия отмечает, что после вступления в законную силу постановления апелляционной инстанции по делу № А41-27738/23, в рамках которой был установлен факт потребления Объектом тепловой энергии по заключенному Договору от 01.10.2019 № 01/10-2019, а также в рамках рассмотрения настоящего 2024-35375 9 дела № 077/01/10-14254/2023 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «МОЭК» выразило готовность по урегулированию договорных отношений в отношении Объекта путем заключения соответствующего договора с заинтересованным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По результатам рассмотрения дела № 077/01/10-14254/2023 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Московского УФАС России не установлено со стороны ПАО «МОЭК» злоупотребления своим доминирующим положением на рынке оказания услуг теплоснабжения и не выявлены основания для квалификации действий данного общества по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в действиях ПАО «МОЭК» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в отношении ПАО «МОЭК» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией Московского УФАС России действиях (бездействии) общества.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны