Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Главмонтажстрой» (далее... от 19 августа 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-3688/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.06.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО «Главмонтажстрой» (далее также - Заявитель) на действия ПАО «Туполев» (далее также - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции кровли объекта капитального строительства (реестровый № 2073700000819000002, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. Жалоба мотивирована нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Проведение Закупки является обязательным в силу Закона о контрактной системе, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Заказчика проводится в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно отказался от проведения Закупки в нарушение сроков, установленных Законом о контрактной системе и документацией аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции кровли объекта капитального строительства (далее - Документация), что нарушает его права и законные интересы как участника, подавшего заявку на участие в Закупке.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представив письменные возражения. При этом согласился с формальным нарушением сроков, предусмотренных на право Заказчика отказаться от Закупки.
Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, признает жалобу обоснованной.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика (далее — Положение).
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Дата окончания подачи заявок - 30.05.2019. Заказчик должен был рассмотреть заявки на участие в Закупке 31.05.2019.
Заявитель в жалобе указывает, что им своевременно подана заявка на участие в Закупке, а именно 24.05.2019. Однако 03.06.2019 в ЕИС опубликовано решение об отказе от проведения Закупки.
Заказчик в письменных возражениях указывает, что его действия не привели ни к каким негативным последствиям, потерям потенциальных участников закупки, Заказчик не несут ответственности и не имеют обязательства в связи с расходами Заявителя независимо от того, как проводится и чем завершается Закупка.
Согласно возражениям Заказчика, данная Закупка отменена из-за необходимости внесения изменений в Документацию и повторно размещена под реестровым № 207370000081900003.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.
Исходя из положений указанной нормы права торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «запрос предложений», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.
В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.
Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении должно регулироваться соответствующими нормами права, предусмотренными для данного правоотношения.
Оценка положений Документации показала, что проведенная Заказчиком процедура соответствует понятию «торги» в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.
Стороны, добросовестно пользующиеся своими правами, расценивают и относят их к сфере гражданского законодательства, регламентирующего торги.
В соответствии с ч. 1 ст. 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Положениями статей 447 - 448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем.
По смыслу приведенной нормы Заказчик вправе отказаться лишь от проведения торгов до завершения их итогов.
В этой связи положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям Заказчика.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях и публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.
Принципам стабильности и определенности гражданских правоотношений действия Заказчика в данном случае также не отвечают.
Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Таким образом, отказ Заказчика от проведения Закупки с нарушением установленных в Законе о контрактной системе Положения и Документации сроков является злоупотреблением правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) и не подлежит правовой защите.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия считает доводы Заявителя достаточными в части нарушения Заказчиком ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
При этом, поскоольку Закупка отменена из-за необходимости внесения изменений в Документацию и повторно размещена под реестровым № 207370000081900003, Комиссия выдает предписание в части необходимости уведомления участников процедуры о новой размещенной в ЕИС процедуры № 207370000081900003.
С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «Главмонтажстрой» на действия ПАО «Туполев» при проведении Закупки обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение ст. 6, ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-3688/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.06.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 20.06.2019 по делу № 077/07/00-3688/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ПАО «Туполев» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции кровли объекта капитального строительства (реестровый № 2073700000819000002, далее - Закупка):
-
-
Заказчику разместить информацию о проведении новой процедуры с реестровым № 207370000081900003 в соответствии с решением от 20.06.2019 по делу № 077/07/00-3688/2019.
-
Заказчику разместить в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке соответствующую информацию о ходе исполнения предписания.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 30.08.2019.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 06.09.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
-
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
-
-
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
-