Решение б/н Решение по делу № 077/01/11-17708/2019 о нарушении антимоноп... от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/01/11-17708/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «07» апреля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» апреля 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дела № 077/01/11-17708/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя Московского УФАС России ; членов Комиссии: начальника отдела по борьбе с картелями Московского УФАС России , ведущего специалиста-эксперта отдела по борьбе с картелями Московского УФАС России  (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 077/01/11-17708/2019 по признакам нарушения АНО «Санаторное объединение» ИНН 7721157466 ОГРН 1027700461458 (место нахождения: 109542, г. Москва, Рязанский проспект, д. 91, корп. 1, пом. 11) и ООО «Центр реализации путевок «Радуга» (далее - ООО «ЦРП «Радуга») ИНН 0411173659 ОГРН 1150411002840 (место нахождения: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 29,, пом. 2 офис 105) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое могло привести к поддержанию цены на торгах,

в присутствии, генерального директора АНО «Санаторное объединение» , а также в присутствии представителя АНО «Санаторное объединение» , действующего на основании доверенности от 25.01.2021 б/н (по каналу видеоконференцсвязи посредством системы TrueConf)

в отсутствие представителей ООО «ЦРП «Радуга», при надлежащем уведомлении с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61,

в отсутствие Егорова Ю.С. (неоднократное направление Управлением определений об отложении рассмотрения дела с указанием времени и места совершения процессуальных действий рассматривается Комиссией как надлежащее уведомление),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для проведения анализа участия АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в торгах послужило заявление  (вх. № 58512/18 от 19.11.2018), в котором содержались сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в ходе торгов в электронный форме.

Управлением проведена работа по взаимодействию с операторами электронных торговых площадок с целью получения информации об участии АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в торгах в электронный форме.

В сведениях, представленных операторами электронных торговых площадок АО «ЕЭТП» и ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Торговые площадки) в ответ на запрос Управления исх. от 26.11.2018 № ЕП/57569/18, Управлением выявлены признаки нарушения АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в ходе проведения 4 торгов с реестровыми №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, 0809500000318000484, 0158100016018000020.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Письмом ФАС России исх. от 15.08.2019 № АЦ/70615/19 (вх. № 46370/19 от 16.08.2019) Московскому УФАС России были переданы полномочия по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга».

Приказом Московского УФАС России от 19.12.2019 № 288 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 077/01/11-17708/2019 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга».

Основанием для возбуждения дела в отношении АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» послужило выявление признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях указанных лиц, исходя из информации заявления и сведений, представленных Торговыми площадками.

В ходе рассмотрения дела № 077/01/11-17708/2019 и детального анализа сведений, представленных Торговыми площадками, информации содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок «zakupki.gov.ru» (далее — ЕИС) и на официальном сайте ФНС России, Комиссией установлено следующее.

В ЕИС в период с 13.03.2017 по 07.06.2018 Управлением Судебного департамента в Томской области, Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, Северо-Кавказским окружным военным судом опубликованы 4 электронных аукциона в электронной форме:

-№0165100008117000066, предмет - оказание услуг по санаторно-курортному лечению судей федеральных судов общей юрисдикции Томской области, пребывающих в отставке, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 288 698,67 руб.;

-№0165100008117000068, предмет - оказание услуг по санаторно-курортному лечению судей федеральных судов общей юрисдикции Томской области, пребывающих в отставке, НМЦК - 609 700,0 руб.;

-№0809500000318000484, предмет - закупка путевок в санаторно-оздоровительное учреждение, НМЦК - 8 039 700,00 руб.;

-№0158100016018000020, предмет - путевки для судей и членов их семьи, НМЦК - 371 800,00 руб.

В указанных аукционах приняли участие АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга».

ООО «ЦРП «Радуга» воздержалось от подачи ценовых предложений в ходе аукционов в электронной форме с реестровыми №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, тем самым отказалось от конкурентной с АНО «Санаторное объединение». В ходе аукционов в электронной форме с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020, ответчики, подав по одному ценовому предложению, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы. В результате снижение по рассматриваемым аукционам составило 0,5-1% от НМЦК.

Общая НМЦК по рассматриваемым торгам составила 9 309 898,67 руб.

Данные о реестровых номерах аукционов, их предметах, НМЦК, датах публикации, датах проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу №1.

Таблица № 1

 

№ п/п

Номер аукциона

Предмет аукциона

Заказчик

НМЦК, руб.

Дата публикации и извещения

Дата торгов

Наименование победителя

ЦП победителя, руб.

Снижение, %

Наименование других участников

ЦП участника, руб.

Снижение, %

1

0165100008117000066

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению судей федеральных судов общей юрисдикции Томской области, пребывающих в отставке.

Управление Судебного департамента в Томской области

288 698,67

13.03.2017

27.03.2017

АНО "Санаторное объединение"

287 255,00

0,5%

ООО "ЦРП "Радуга"

Не подавалось

-

2

0165100008117000068

Оказание услуг по санаторно-курортному лечению судей федеральных судов общей юрисдикции Томской области, пребывающих в отставке.

Управление Судебного департамента в Томской области

609 700,00

13.03.2017

27.03.2017

АНО "Санаторное объединение"

606 651,00

0,5%

ООО "ЦРП "Радуга"

Не подавалось

-

3

0809500000318000484

закупка путевок в санаторно-оздоровительное учреждение

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия

8 039 700,00

30.03.2018

20.04.2018

АНО "Санаторное объединение"

7 958 700,00

1%

ООО "ЦРП "Радуга"

7 999 501,00

0,5%

4

0158100016018000020

путевки для судей и членов их семьи

Северо-Кавказский окружной военный суд

371 800,00

07.06.2018

22.06.2018

АНО "Санаторное объединение"

368 082,00

1%

ООО "ЦРП "Радуга"

369 941,00

0,5%

 

Вышеуказанные аукционы состоялись в период с 27.03.2017 по 22.06.2018, по их итогам АНО «Санаторное объединение» было заключено 4 контракта на общую сумму 9 220 688,00 руб.

Торговыми площадками представлена информация о том, что подача заявок и ценовых предложений ответчиками, а также подписание контрактов АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» осуществлялись с одного и того же IP-адреса - 212.44.137.210 (данные сведены в Таблицу №2).

Таблица №2

 

Номер аукциона

Наименование Победителя

Дата и время подачи заявки

IP-адрес подачи заявки

IP-адрес подачи ценового предложения

IP-адрес подписания контракта победителем

0165100008117000066

АНО "Санаторное объединение"

20.03.17, 11:47:03

212.44.137.210

212.44.137.210

212.44.137.210

ООО "ЦРП "Радуга"

20.03.17, 14:22:14

212.44.137.210

Не подавалось

 

0165100008117000068

АНО "Санаторное объединение"

20.03.17, 11:36:09

212.44.137.210

212.44.137.210

212.44.137.210

ООО "ЦРП "Радуга"

20.03.17, 12:56:54

212.44.137.210

Не подавалось

 

0809500000318000484

АНО "Санаторное объединение"

10.04.18, 18:06:00

212.44.137.210

212.44.137.210

212.44.137.210

ООО "ЦРП "Радуга"

12.04.18, 11:43:00

212.44.137.210

212.44.137.210

 

0158100016018000020

АНО "Санаторное объединение"

13.06.18, 12:52:00

212.44.137.210

212.44.137.210

212.44.137.210

ООО "ЦРП "Радуга"

13.06.18, 13:00:17

212.44.137.210

212.44.137.210

 

 

Также Комиссией установлено, что заявки в рамках аукционов с реестровыми №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, 0158100016018000020 были поданы ответчиками в один день с разницей во времени от 8 минут до 2 часов 35 минут, при том, что для подачи участниками заявок на торги №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, 0158100016018000020 заказчиками было предоставлено - 8 дней.

Согласно сведениям, указанным ответчиками в качестве контактных данных на Торговой площадке, их фактическим местонахождением являлись следующие адреса:

-АНО «Санаторное объединение» - 109542, г. Москва, Рязанский проспект, д. 91, корп. 1, пом. 11;

-ООО «ЦРП «Радуга» - 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина Г.И., д. 29, офис 24.

Таким образом, в период проведения рассматриваемых аукционов АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» находились по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговой площадке.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

Соответственно, Комиссия пришла к выводу, что ответчики совершали юридически значимые действия на рассматриваемых аукционах, такие как подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контрактов АНО «Санаторное объединение», используя совместно единую инфраструктуру.

Кроме того, в результате анализа свойств файлов заявок ответчиков, поданных с одних и тех же IP-адресов, установлено использование одних учетных записей, с помощью которых создавались и изменялись файлы заявок, а также в некоторых случаях совпадение объемов, даты и времени создания и изменения таких файлов заявок (данные сведены в Таблицу №3).

Таблица №3

 

№ аукциона

Наименование организации

Наименование файла заявки

Учетная запись, создавшая файл

Учетная запись, изменившая файл

объем файла

Дата и время создания файла

Дата и время изменения файла

0165100008117000066

АНО "Санаторное объединение"

Первая часть заявки

Пользователь

Пользователь

18 098

20.03.2017, 08:21:00

20.03.2017, 08:24:00

ООО "Центр реализации путевок "Радуга"

Первая часть заявк1

Пользователь

Пользователь

16 779

20.03.2017, 11:15:00

20.03.2017, 11:19:00

0165100008117000068

АНО "Санаторное объединение"

Первая часть заявки

Пользователь

Пользователь

15 981

20.03.2017, 07:47:00

20.03.2017, 07:56:00

ООО "Центр реализации путевок "Радуга"

Первая часть заявки

Пользователь

Пользователь

17 231

20.03.2017, 09:39:00

20.03.2017, 09:44:00

0809500000318000484

АНО "Санаторное объединение"

Описание

   

44 032

10.04.2018, 17:08:00

10.04.2018, 17:49:00

ООО "Центр реализации путевок "Радуга"

Описание

   

43 520

10.04.2018, 17:08:00

10.04.2018, 17:59:00

0158100016018000020

АНО "Санаторное объединение"

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПК1

Пользователь

Пользователь

17 931

13.06.2018, 09:33:00

13.06.2018, 09:44:00

ООО "Центр реализации путевок "Радуга"

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПК1

Пользователь

Пользователь

17 931

13.06.2018, 09:33:00

13.06.2018, 09:44:00

 

В целях установления идентичности файлов заявок, поданных ответчиками в ходе аукциона № 0158100016018000020, Комиссией также были проанализированы хэш-суммы таких файлов заявок, то есть контрольные суммы которые являются автоматизированным результатом применения функции преобразования массива данных файла в единую бинарную строку.

Учитывая единый алгоритм получения хэш-кода у файлов, имеющих тождественное содержание, такие суммы будут одинаковыми, что позволяет безусловно определить их как полученные из одного источника, то есть созданные одним лицом.

Комиссией проанализированы хэш-суммы файлов заявок с наименованиями «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПК1», поданных ответчиками для участия в аукционе с реестровым № 0158100016018000020. В результате такого анализа с помощью программы 7-Zip.exe установлено совпадение хэш-сумм рассматриваемых файлов заявок по всем критериям: Имя, Размер, CRC32, CRC64, SHA256, SHA1, BLAKE2sp (данные сведены в Таблицу № 4).

 

Таблица № 4

Наименование организации

Наименование файла заявки

CRC32

CRC64

SHA256

SHA1

BLAKE2sp

Аукцион № 0158100016018000020

АНО "Санаторное объединение"

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПК1

35B3E9FA

717DA3445615CFDB

2AC701BF1EF8D1998B27A4CE07A0366AA1307250E4391CAAA91DDE77EF8B3D23

9D95B0348E00303778C95393A6108DD01F43FC71

B38472E5B8C242859D51A5B068BD562A75A02E101BC7F3F98283822F1E42EDDD

ООО "Центр реализации путевок "Радуга"

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПК1

35B3E9FA

717DA3445615CFDB

2AC701BF1EF8D1998B27A4CE07A0366AA1307250E4391CAAA91DDE77EF8B3D23

9D95B0348E00303778C95393A6108DD01F43FC71

B38472E5B8C242859D51A5B068BD562A75A02E101BC7F3F98283822F1E42EDDD

 

Совпадение хэш-сумм файлов заявок, поданных ответчиками для участия в аукционе с реестровым № 0158100016018000020, свидетельствует об абсолютной идентичности таких файлов.

Комиссией также проанализированы и признаны идентичными в части содержания файлы заявок, поданные АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» для участия в аукционах с реестровыми №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, 0809500000318000484.

Тот факт, что заказчиками ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ответчиками, осуществлялся в целях допуска обоих ответчиков до аукционов.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам, которые возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Кроме того, Комиссия отмечает, что наименование учётной записи «» совпадает с фамилией и инициалами генерального директора АНО «Санаторное объединение», что также указывает на взаимодействие ответчиков при подготовке заявок для участия в аукционе с реестровым № 0809500000318000484.

Также из сведений, представленных АО «ЕЭТП», Комиссией установлено, что АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» использовались электронные адреса - ano@sanator.ru и bogapova.v@sanator.ru соответственно, которые были указаны в качестве контактных данных на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» и имеют один домен, что также указывает на скоординированность действий ответчиков в рамках участия в торгах.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание тот факт, что Комиссией по рассмотренным 2 торгам в рамках дела с реестровыми №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, состоявшимся 27.03.2017 на момент принятия заключения об обстоятельствах дела истек установленный антимонопольным законодательством срок давности, АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» не могут быть признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в ходе таких торгов.

Таким образом, учитывая сроки давности, факты, установленные Комиссией по делу № 077/01/11-17708/2019, свидетельствуют о заключении устного картельного соглашения между АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга», реализация которого могла привести к поддержанию цен на 2 торгах с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020.

Общая НМЦК по 2 рассматриваемым торгам составила 8 411 500,00 руб.

Реализация вышеуказанных договоренностей позволила АНО «Санаторное объединение» выиграть 2 аукциона и заключить контракты на общую сумму 8 326 782,00 руб.

Согласно Аналитическому отчету от 17.02.2021, по результатам анализа состояния конкуренции в ходе закупочных процедур с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020, Комиссией установлено следующее.

Временной интервал исследования определен с 30.03.2018 по 22.06.2018.

Предметами торгов по 2 закупочным процедурам с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020 является соответственно:

- закупка путевок в санаторно-оздоровительное учреждение;

- путевки для судей и членов их семьи, НМЦК.

В состав хозяйствующих субъектов участвующих в торгах входили два хозяйствующих субъекта: АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» по закупочным процедурам с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020, которые в период проведения торгов являлись между собой конкурентами на право заключения государственных контрактов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На основании вышеизложенного Комиссия, учитывая сроки давности, а также совокупность имеющихся по делу № 077/01/11-17708/2019 доказательств:

- поведение ответчиков в ходе торгов, а именно: отказ ООО «ЦРП «Радуга» от конкурентной борьбы, обеспечивший победу АНО «Санаторное объединение» с незначительным снижением от НМЦК в ходе торгов с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020 (1%);

- использование АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» единой инфраструктуры с IP-адресом 212.44.137.210 в ходе аукционов с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020;

- подача заявок АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» по аукциону № 0158100016018000020 в один день с разницей во времени 8 минут;

- совпадение хэш-сумм файлов заявок, поданных АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» для участия в аукционе с реестровым № 0158100016018000020, свидетельствующее об абсолютной идентичности таких файлов;

- совпадение наименований файлов заявок, дат/времени создания, дат изменения таких файлов, поданных ответчиками для участия в аукционе с реестровым № 0809500000318000484;

- совпадение наименования учетной записи «», с помощью которой изменялись файлы заявок, поданные ответчиками для участия в аукционе № 0809500000318000484, с фамилией и инициалами генерального директора АНО «Санаторное объединение»;

- использование АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» при работе на АО «ЕЭТП» электронных адресов с одним доменом - @sanator.ru

приходит к выводу о том, что АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в ходе 2 аукционов с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены в указанных торгах.

Доход АНО «Санаторное объединение», полученный по результатам аукционов с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 8 326 782,00. При этом фактический доход АНО «Санаторное объединение» согласно актам оплаты, размещенными в ЕИС, составил 8 326 782,00 руб.

Доход ООО «ЦРП «Радуга» от участия в аукционах, прошедших в условиях картельного соглашения между ответчиками, Комиссией не установлен.

Общий доход АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга», полученный по результатам аукционов с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 8 326 782,00 руб. При этом фактический общий доход АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» согласно актам оплаты, размещенными в ЕИС, составил 8 326 782,00 руб.

Ущерб от реализации устного картельного соглашения, заключенного между АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга», Комиссией не установлен.

Управлением в адрес ответчиков и заинтересованного лица направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 077/01/11-17708/2019 (письмо от 19.02.2021 № ЕП/9819/21).

После принятия Комиссией заключения об обстоятельствах дела № 077/01/11-17708/2019 АНО «Санаторное объединение» (вх. № 19269/21 от 10.03.2021) в рамках статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представило Комиссии пояснения, которые содержат в том числе следующие доводы:

1. АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» входят в одну группу лиц в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что генеральный директор АНО «Санаторное объединение» распоряжается 100% голосов ООО «ЦРП «Радуга» на основании договора поручения от 01.02.2017 б/н, договора управления/определения статуса хозяйственного общества от 02.02.2017 № 2, доверенности от 01.02.2017 № б/н. В подтверждение указанной позиции АНО «Санаторное объединение» представило решения единственного участника ООО «ЦРП «Радуга» об утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса и распределении чистой прибыли за 2017-2019 гг., подписанные генеральным директором АНО «Санаторное объединение» - Арушановым Л.Н.

2. Егоров Ю.С. не может быть привлечен в качестве заинтересованного лица по делу № 077/01/11-17708/2019 в связи с тем, что заявление указанного лица подано не в защиту общественных и государственных интересов.

3. Согласно акту экспертного исследования ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ» от 28.02.2020 № 543/33-6-20, представленному АНО «Санаторное объединение»:

- действия, обозначенные как «повышение цен на торгах», «снижение цен на торгах», «поддержание цен на торгах» в контексте пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции являются взаимоисключающими;

- из смыслового содержания пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции следует, что «повышение» или «снижение» цен не может осуществляться одновременно с «поддержанием».

4. Между АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» заключены бессрочное соглашение о сотрудничестве от 23.05.1998 и договор от 01.01.2013 № 1 о приобретении путевок на санаторно-курортные услуги, в связи с чем по мнению общества, между ответчиками заключено вертикальное соглашение, которое является допустимым в силу отсутствия запретов, установленных частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, и на основании части 2 статьи 12 Закона о защите конкуренции а также дело № 077/01/11-17708/2019 подлежит прекращению.

5. В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело № 077/01/11-17708/2019 в отношении АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» должно быть прекращено в связи с истечением трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства.

6. Комиссия в рамках рассмотрения дела № 077/01/11-17708/2019 при оценке доводов о нахождении АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в одной группе лиц ссылается на иные нормативно-правовые акты в нарушение положений Закона о защите конкуренции.

7. Комиссией проведена проверка деятельности АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: не соблюден запрет на проведение проверок в 2020 году субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций с числом сотрудников менее 200 человек.

8. В ходе торгов №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, 0809500000318000484, 0158100016018000020 Комиссией не доказано наступление негативных последствий в виде поддержания цен ответчиками.

9. В заключении об обстоятельствах дела № 077/01/11-17708/2019 не содержатся доказательства, в соответствии с которыми Комиссией были отклонены ходатайства, поданные АНО «Санаторное объединение».

Комиссией рассмотрены письменные пояснения АНО «Санаторное объединение» на заключение об обстоятельствах дела, которые по своей сути дублируют заявлявшиеся в ходе рассмотрения дела доводы ответчиков, и принято решение о пояснении позиции антимонопольного органа по вопросам обозначенным ответчиками, в связи с чем сообщается следующее.

1. Относительно довода АНО «Санаторное объединение» о нахождении ответчиков в одной группе лиц в период рассматриваемых торгов Комиссия отмечает следующее.

Частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что положения данной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом.

Исходя из смысла указанной нормы, для установления контроля над юридическим лицом необходимо иметь в распоряжении более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица, либо осуществлять функции исполнительного органа такого юридического лица. При этом указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В связи с указанным Комиссией сообщается, что согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью) общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. При этом, пунктом 2 части 2 статьи 67.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ предусмотрена передача полномочий единоличного исполнительного органа возможна только хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Таким образом, по результатам системного анализа перечисленных выше норм и их взаимосвязанного толкования следует, что передача полномочий единоличного исполнительного органа возможна только путем подписания соответствующего договора с хозяйственным обществом (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим)

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью к компетенции общего собрания участников общества относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Кроме того, по результатам анализа регистрационных дел ответчиков, представленных ФНС России, Комиссией не установлено фактов, подтверждающих позицию ответчиков относительно передачи распоряжения 100% голосов, приходящихся на доли ООО «ЦРП «Радуга», а именно не установлено наличие доверенностей о передаче распоряжения 100% общего количества голосов, приходящихся на голосующие доли ООО «ЦРП «Радуга», на , а также передачи функций единоличного исполнительного органа одному лицу, а именно не установлено наличие решений о передаче полномочий по ведению хозяйственной деятельности ООО «ЦРП «Радуга».

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) к документам, представляемым для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц относится решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.

Таким образом, вышеизложенными нормами установлен порядок внесения изменений в учредительные документы юридического лица, в том числе порядок смены единоличного исполнительного органа, согласно которому на юридическое лицо возложена обязанность по предоставлению соответствующих документов в регистрирующий орган, а также передача распоряжения 100% голосов, приходящихся на доли общества.

Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте ФНС России, единоличным исполнительным органом и учредителями ответчиков на период проведения вышеуказанных торгов являлись следующие лица:

- АНО «Санаторное объединение»: генеральный директор - , учредители - ЗАО «Дом отдыха Покровское», ОАО «Лесное озеро», ЗАО «ЦРП «Радуга», ОАО Санаторий «Зеленая роща», ЗАО «Нева интернейшенел», ГП Дом отдыха «Лесное»;

- ООО «ЦРП «Радуга»: генеральный директор — , единственный учредитель - 

Таким образом, на основании информации, содержащейся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что в период проведения рассматриваемых аукционов ответчики не находились под контролем одного лица и ни одним из этих обществ не установлен контроль над другим в понимании части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. С учетом изложенного часть 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции на ответчиков не распространяется.

2. На довод о неправомерном привлечении  к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица Комиссия сообщает, что основанием для проведения анализа участия АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в ходе торгов в электронной форме послужило заявление Егорова Ю.С. (вх. № 58512/18 от 19.11.2018), в котором содержались сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с нормоположениями Закона о защите конкуренции Комиссия самостоятельно определяет круг лиц, привлекаемых к участию в деле. Кроме того, Законом о защите конкуренции не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, привлекаемых в качестве заинтересованных.

Также Комиссия сообщает, что привлечение  к рассмотрению дела № 077/01/11-17708/2019 не затрагивает права и законные интересы иных участников названного дела.

3. Довод АНО «Санаторное объединение» о противоречии в квалификации действий ответчиков не находит своего фактического подтверждения, поскольку процессуальные документы по делу № 077/01/11-17708/2019, направленные в адрес ответчиков, содержат четкое указание на квалификацию по делу, а именно: нарушение участниками торгов пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

4. Относительно довода о том, что между АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» заключены бессрочное соглашение от 23.05.1998 и заключен договор от 01.01.2013 № 1 о приобретении путевок на санаторно-курортные услуги, в связи с чем, по мнению общества, между ответчиками заключено вертикальное соглашение, которое является допустимым, Комиссия отмечает следующее.

Комиссия оценив бессрочное соглашение о сотрудничестве от 23.05.1998 между АНО «Санаторное объединение» и ЗАО «Центр реализации путевок «Радуга» (ответчик ООО «ЦРП «Радуга» является правопреемником указанного общества) установила, что генеральные директора указанных лиц взяли на себя обязательства соблюдать соглашение о совместных действиях:

- сотрудники и база клиентов ЗАО «ЦРП «Радуга» (ИНН 7720158650) передаются ЗАО «ЦРП «Радуга» (ИНН 0411050255);

- АНО «Санаторное объединение» продает санаторно-курортные путевки третьим лицам. ЗАО «ЦРП «Радуга» продает путевки самостоятельно, в случае отказа от продажи АНО «Санаторное объединение»;

- санаторно-курортные путевки, туры и вспомогательные услуги приобретает у поставщиков ЗАО «ЦРП «Радуга»;

- АНО «Санаторное объединение» покупает санаторно-курортные услуги у ЗАО «ЦРП «Радуга» по согласованию между организациями цене;

- срок действия соглашения — бессрочное.

Комиссия отмечает, что данным соглашением от 23.05.1998 не регулируются действия ответчиков в ходе проведения торгов, при том, что вопросы участия в рассматриваемых Комиссией торгах, которые проведены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), и не могли регулироваться данным соглашением.

Рассматриваемые Комиссией торги №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, 0809500000318000484, 0158100016018000020 проведены в соответствии с Закон о контрактной системе в форме электронных аукционов.

Исходя из положений статей 447-449.1 ГК РФ, можно заключить, что цель торгов состоит в заключении договора, а торги представляют собой процедуру установления гражданских прав и обязанностей либо предоставления права осуществления деятельности в определенной сфере, отвечающую определённым признакам (проконкурентный характер, основанный на равенстве, состязательности участников, выборе победителя, обеспечении прав победителя в честной конкурентной борьбе).

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используются в том числе конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Следовательно поведение хозяйствующих субъектов, выразивших желание участвовать в торгах, характеризуется наличием конкурентной борьбы между ними.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в рамках участия в аукционах с реестровыми №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, 0809500000318000484, 0158100016018000020 за право заключения контракта с государственными заказчиками являлись между собой конкурентами и на их действия распространялись запреты, установленные пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Поскольку предметом рассмотрения дела № 077/01/11-17708/2019 является нарушение требований хозяйствующим субъектами — конкурентами пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при участии в торгах, доводы ответчиков о наличии между ними вертикального соглашения, которое является допустимым, не относятся к предмету рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, как разъяснено в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и дел об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 (далее - Обзор), факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в названном пункте 9 Обзора, а также правовую позицию высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 по делу № А27-12323/2009 доказыванию подлежит установление факта достижения хозяйствующими субъектами договоренности в устной форме, в соответствии с которой хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели — установление и поддержание цен на товар.

Однако, АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» выходя совместно на торги, создавали мнимую конкуренцию, фактически не осуществляя конкурентную борьбу, что привело к заключению государственных контрактов по рассматриваемым торгам с незначительным снижением от НМЦК.

В свою очередь, пояснения АНО «Санаторное объединение», содержащие следующие доводы о реализации вертикального соглашения от 23.05.1998: «стороны проводили на торгах согласованную политику в соответствии с заключенным соглашением» и «соглашение заключалось не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе», по мнению Комиссии, не опровергают выводы о наличии между ответчиками устного антиконкурентного соглашения на торгах, а наоборот их подтверждают. При этом, в силу неверного толкования норм права, по мнению ответчиков, такие действия допустимы, что не соотносится с действующими запретами, установленными пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

5. Относительно довода АНО «Санаторное объединение» о том, что в соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции дело № 077/01/11-17708/2019 в отношении АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» должно быть прекращено в связи с истечением трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Дело № 077/01/11-17708/2019 о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по признакам нарушения в действиях АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» пункта 2 части 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции в ходе торгов №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, 0809500000318000484, 0158100016018000020.

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства.

Принимая во внимание тот факт, что на момент принятия Комиссией заключения об обстоятельствах дела по торгам №№ 0165100008117000066, 0165100008117000068, состоявшимся 27.03.2017, истек предусмотренный законодательством срок давности, действия участников указанных торгов не могут быть квалифицированы Комиссией как нарушающие пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

При этом аукционы с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020 проведены 20.04.2018 и 22.06.2018 соответственно, в связи с чем, учитывая положения статьи 41.1 Закона о защите конкуренции, у Комиссии отсутствуют основания для прекращения дела № 077/01/11-17708/2019 в отношении участия ответчиков в ходе указанных торгов, в силу того, что картельное соглашение является длящимся правонарушением и реализуется в данном случае, в том числе в ходе проведения торгов, а не в момент заключения бессрочного соглашения от 23.05.1998, как ошибочно полагает АНО «Санаторное объединение».

Указанное также подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 05.10.2020 № 305-ЭС20-9447 по делу № А40-64541/2019.

6. Относительно довода о ссылке в заключении об обстоятельствах дела № 077/01/11-17708/2019 на иные нормативно-правовые акты, Комиссия сообщает, что в целях всестороннего рассмотрения и оценки позиции ответчиков о нахождении в одной группе лиц на даты проведения торгов, Комиссия использовала, помимо положений Закона о защите конкуренции, также иные нормативно-правовые акты. Вместе с тем анализ совокупности доказательств и фактов по делу № 077/01/11-17708/2019 осуществлен на основании положений Закона о защите конкуренции, как и выводы о наличии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ответчиков.

7. Относительно довода о проведении проверки деятельности АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 Комиссия сообщает, что возбуждение и рассмотрение дела № 077/01/11-17708/2019 о нарушении антимонопольного законодательства является следствием обнаружения признаков нарушения АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции по результатам анализа сведений заявления Егорова Ю.С. и Торговых площадок. Проверка (плановая/внеплановая) в отношении ответчиков Московским УФАС России не проводилась.

8. Относительно довода об отсутствии доказательств наступления негативных последствий в виде поддержания цен ответчиками Комиссия сообщает, что проанализирована информация, размещенная в ЕИС, а именно: аукционная документация по торгам с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020 (проведенные в пределах сроков давности) в части формирования НМЦК и установлено:

- при формировании НМЦК по аукциону с реестровым № 0809500000318000484 использовался метод запроса коммерческих предложений. По результатам такого запроса, заказчиком были получены 3 коммерческих предложения в размере: 8 115 120,00 руб, 7 903 980,00 руб, 8 100 000,00 руб. Минимальное коммерческое предложение составило 7 903 980,00 руб. При этом контракт заключен с АНО «Санаторное объединение» по цене 7 958 700,00;

- при формировании НМЦК по аукциону с реестровым № 0158100016018000020 использовался метод запроса коммерческих предложений. По результатам такого запроса, заказчиком были получены 3 коммерческих предложения в размере: 371 200,00 руб., 366 200,00 руб., 378 000,00 руб. Минимальное коммерческое предложение составило 366 200,00 руб. При этом контракт заключен с АНО «Санаторное объединение» по цене 368 082,00.

Таким образом, указанные минимальные коммерческие предложения меньше ценовых предложений, поданных АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» в ходе торгов.

Консолидация и кооперация, то есть осведомленность и договоренность хозяйствующих субъектов о совместном участии в торгах, в данном случае позволили извлечь выгоду от антиконкурентного соглашения, в частности, заключить контракты в результате незначительного снижения НМЦК в ходе торгов.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия АНО «Санаторное объединение» и ООО «ЦРП «Радуга» могли привести к поддержанию цен в ходе торгов с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020.

9. Относительно довода об отсутствии доказательств отклонения ходатайств ответчиков в заключении об обстоятельствах дела № 077/01/11-17708/2019 Комиссия сообщает, что в ходе рассмотрения дела № 077/01/11-17708/2019 Комиссией давалась правовая оценка данным ходатайствам, а также указывались причины отказа в удовлетворении таких ходатайств.

Согласно информации с официального сайта «Почта России», копия заключения об обстоятельствах дела № 077/01/11-17708/2019 получена ООО «ЦРП «Радуга» 02.03.2021, копия указанного заключения  не получена. Возражений, замечаний и пояснений на заключение об обстоятельствах дела № 077/01/11-17708/2019 ООО «ЦРП «Радуга» и  не представлено.

Также, учитывая неоднократное направление Управлением определений об отложении рассмотрения дела с указанием времени и места совершения процессуальных действий, а также публикации на официальном сайте ФАС России таких определений, Комиссией было сделано все возможное для ненадлежащего уведомления заинтересованного лица по делу № 077/01/11-17708/2019.

Основания для выдачи ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентных соглашений и участия в них отсутствуют в связи с завершением реализации соглашений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АНО «Санаторное объединение» ИНН 7721157466 ОГРН 1027700461458 и ООО «ЦРП «Радуга» ИНН 0411173659 ОГРН 1150411002840 нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен в ходе 2 аукционов с реестровыми №№ 0809500000318000484, 0158100016018000020.

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещённого соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

3. Материалы по делу № 077/01/11-17708/2019 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны