Решение б/н решение от 25 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8168/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

20.05.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ООО «Лаборатория Пожарной Безопасности» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «Моспромпроект», ГКУ г. Москвы «Управление капитального строительства» (далее также — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на разработку проектной документации по разделу: «Расчеты подтверждающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. Расчеты устойчивости воздушного потока. Расчеты подтверждающие обеспечение не перетекания дыма из камеры съездов в примыкающие перегонные, соединительные и тупиковые тоннели» по объекту: линия метрополитена станция метро «Новаторов» - станция метро «Коммунарка». Стадия: «Проектная документация» (реестровый № 32110232572 , далее — Запрос, Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ 
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием положениями Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

В Приложении № 5 к Документации установлен нестоимостной критерий «Квалификация Участника закупки» включающий в себя подкритерий ««Наличие трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ» и «Наличие опыта выполнения аналогичных работ».

Показатель 1 «Наличие трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ».

Содержание: Оценивается Заявка Участника закупки по количеству специалистов с наличием высшего профессионального образования по квалификации «Инженер».

Сведения подтверждаются: - копиями трудовых договоров с приложением копий дипломов о высшем образовании специалистов; - и/или копиями приказов о приеме на работу с приложением копий дипломов о высшем образовании специалистов; - и/ или копиями договоров оказания услуг по предоставлению персонала с приложением копий дипломов о высшем образовании специалистов; - и/ или копиями договоров оказания услуг с физическим лицом с приложением копий дипломов о высшем образовании специалистов.

Порядок оценки: Оценка в 0 баллов будет присвоена Участнику закупки, который в составе Заявки не представил предложение по указанному показателю и подтверждающие документы.

Далее баллы будут присваиваться в зависимости от количества квалифицированного персонала, подтвержденного документально: - от 1 до 6 человек включительно – 20 баллов; - от 7 до 12 человек включительно – 40 баллов; - от 13 до 18 человек включительно – 60 баллов; - от 19 до 24 человек включительно – 80 баллов; - 25 и более человек – 100 баллов.

Рейтинг Заявки по критерию оценки «Квалификация Участника» по показателю «Наличие трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ» равен оценке в баллах, полученной Участником закупки по результатам оценки по показателю оценки с учетом коэффициента значимости показателя оценки.

Показатель 2 «Наличие опыта выполнения аналогичных работ».

Содержание: Оценивается Заявка Участника закупки по наличию положительного опыта по разработке проектной документации (стадия «Проектная документация») для строительства объектов метрополитена за 2017-2021 гг. включительно.

Сведения подтверждаются: - копиями договоров за 2017-2021 гг., заключенных участником закупки в соответствии с Федеральными законами № 44 ФЗ, 223-ФЗ с актами выполненных работ/ оказанных услуг. Оценка производится по сумме стоимости актов выполненных работ/ оказанных услуг, подтверждающих исполнение обязательств по договору (в руб.) с обязательным предоставлением Приложения №5.1 (справка об опыте выполнения договоров) к настоящему Приложению №5.

Справку об опыте выполнения договоров по Показателю 2 требуется заполнить данными, относящимися только к данному показателю.

Копии актов выполненных работ/ оказанных услуг, подтверждающие исполнение обязательств по договору, должны быть последовательно приложены к каждой копии представленного договора.

Порядок оценки: Оценка в 0 баллов будет присвоена Участнику закупки, который в составе Заявки не представил предложение по указанному показателю и подтверждающие документы. Лучшим условием исполнения договора по указанному показателю признается Заявка Участника закупки, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию (максимальное количество баллов - 100).

Количество баллов, присуждаемых по показателю (ТРБi), определяется по формуле: ТРБi=(ТРi/ТРmax)*100*Кз где: Кз – коэффициент значимости показателя. ТРi – суммарная стоимость выполненных работ/ оказанных услуг, подтвержденных документально; ТРmax – максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных Участниками закупки. Количество баллов, присваиваемых по критерию «Квалификация Участника закупки» определяется как сумма рейтингов по всем показателям критерия.

Заявитель не согласился с установлением указанных положений и направил жалобу в антимонопольный орган, в которой указал, что в Закупочной документации отсутствуют ограничения видов работ в составе указанного показателя, а именно в части наличие опыта по разработке конкретных разделов, предусмотренных предметом закупки.

Заказчик представил письменные возражения в которых указал следующее.

Предметом закупки является разработка проектной документации по объекту: линия метрополитена станция метро «Новаторов» - станция метро «Коммунарка».

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» метрополитен является видом внеуличного транспорта, в отличии от железнодорожного транспорта.

Отличительной особенностью объектов инфраструктуры внеуличного транспорта является включение таких объектов как тоннели и вентиляционные шахты, предназначенные для выполнения производственных процессов, связанных с эксплуатацией внеуличного транспорта, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов в подвижном составе внеуличного транспорта, использования в качестве объектов гражданской обороны.

Метрополитен, в отличие от железнодорожного транспорта, осуществляет пассажирские перевозки внутри населенных пунктов. Линии внеуличного транспорта не входят в состав автомобильных дорог и не имеют с ними одноуровневого пересечения. Метрополитен - вид электрифицированного городского внеуличного, перевозящего пассажиров и багаж по линиям, изолированным от линий иных видов транспорта и беспрепятственного прохода к путям пешеходов.

Проектируемая линия метрополитена: «Линия метрополитена станция метро «Новаторов» - станция метро «Коммунарка» (далее – «Объект»), является полностью подземной линией, включая перегонные тоннели, притоннельные сооружения и станции, что является существенным отличием от других видов тоннелей и сооружений (в том числе железнодорожной инфраструктуры), а также:

- наличие на Объекте подземных сооружений: подземные вестибюли с эскалаторами и кассовые залы;

- наличие на Объекте тупиковых тоннелей и подземных камер съездов;

- верхнее строение пути метрополитена существенно отличается от верхних строений пути других видов транспорта;

- существенные различия в инженерных системах и оборудовании тоннелей.

Заказчиком установлен нестоимостной критерий оценки «Наличие опыта по разработке проектной документации (стадия «Проектная документация») для строительства объектов метрополитена за 2017-2021 включительно». При установлении данного критерия оценки Заказчик руководствовался принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Наличие опыта по разработке проектной документации для объектов метрополитена достаточно для подтверждения квалификации участника, поскольку методология выполнения данных работ варьируется исключительно в части требований и нормативно-правовых документов, устанавливаемых к конкретному разделу проектной документации.

Заказчик отметил, что раздел «Пожарная безопасность» включает в себя широкий спектр инженерных сетей и коммуникаций, применяемых также в комплексе общей системы инженерного обеспечения, что делает незаконным ограничение участников по опыту разработки только указанного раздела.

Заказчик в возражениях указал, что в соответствии с пп.1.2 п.12 Документации участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования с правом выполнения работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) с уровнем ответственности ОДО (обеспечения договорных обязательств), соответствующим стоимости выполнения работ, предложенной Участником закупки в соответствии с п.2 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По информации, размещенной в Едином реестре членов СРО НОПРИЗ, у
ООО «Лаборатория Пожарной Безопасности» (ИНН 7751013158) отсутствует право осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (https://reestr.nopriz.ru/reestr/clients/93/members/19440515/rights), в связи с чем, установленные положения документации не могут нарушать прав и законных интересов Заявителя.

Указанная позиция в части членства в СРО Комиссией не принимается, так как участникам закупки не запрещено привлекать субподрядчиков для исполнения договора.

Комиссия изучив представленные документы и сведения, отмечает следующее.

Заказчик формирует требования Закупочной документации с учетом своих потребностей и производственной необходимости.

При этом Комиссий также учитывается, что обжалуемый критерий является критерием оценки и не влияет на допуск заявок участников в закупочной процедуре.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия признает жалобу необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Лаборатория Пожарной Безопасности» (ИНН: 7751013158) на действия АО «Моспромпроект» (ИНН: 7710964267) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.05.2021 № ЕО/27137/21.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны