Решение б/н Решение от 27 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Яндекс.Лавка»
<...>
РЕШЕНИЕ
по делу №077/05/5-11606/2023
«16» октября 2023 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в
составе:
председателя Комиссии: <...>ой,
членов Комиссии: <...>ой, <...>ой,
рассмотрев дело №077/05/5-11606/2023, возбужденное в отношении
ООО «Яндекс.Лавка» (ИНН:9718101499) части 7 статьи 5 Закона Федерального
закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе),
выразившегося в распространении 24.06.2023 в 13:20 рекламы сервиса Яндекс.Лавка
(ЕРИР #91401332) следующего содержания:
«Яндекс Лавка: доставка еды на дом и в офис. От 10 минут! Безналичная
оплата. Москва. Продукты и еда из Яндекс Лавка со скидкой 41% на первый заказ!
Промокод RTASKIDKA»,
в присутствии представителя ООО «Яндекс.Лавка» » (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Дело №077/05/5-11606/2023 возбуждено в отношении ООО «Яндекс.Лавка» на
основании заявления физического лица (Вх. № 41490-ЭП/23 от 30.06.2023)
2023-50240
2
относительно распространения 24.06.2023 в 13:20 рекламы сервиса Яндекс.Лавка
(ЕРИР #91401332) следующего содержания:
«Яндекс Лавка: доставка еды на дом и в офис. От 10 минут! Безналичная
оплата. Москва. Продукты и еда из Яндекс Лавка со скидкой 41% на первый заказ!
Промокод RTASKIDKA».
Распространение указанной рекламы подтверждается cкриншотами,
представленными в материалы.
Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения
дела, выслушав доводы представителей сторон по делу, оценив в совокупности и
взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства
Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к
следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование
или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть
заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной
стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта
рекламирования.
Такой признак рекламной информации как предназначенность для
неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице
или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама
направлена.
Предметом рассмотрения настоящего дела является реклама распространяемая
в сети Интернет в сервисе Яндекс.Лавка.
Таким образом, сведения были распространены широкому заранее
неопределенному кругу лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом
рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и
(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной
деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,
конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к
которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
2023-50240
3
На основании изложенного объектом рекламирования в настоящем случае
является услуги Яндекс.Лавки со скидкой на первый заказ.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама,
в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об
условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл
информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
При оформлении заказа пользователем (<...>) и применении промокода
RTASKIDKA, указанного в рекламном предложении, приложение показало
сообщение, что этот промокод уже был ранее использован.
В связи с чем заявитель обратился в служебную поддержку «Яндекс.Лавки»
через чат в мобильном приложении. Сотрудник службы поддержки пояснил, что
скидка автоматически применяется для аккаунтов, у которых еще не было заказов.
Если заказы были у заявителя или его близких, то скидки не будет.
При попытке уточнить детали применения скидки по промокоду, а также,
какое отношение имеют близкие к аккаунту заявителя сотрудник службы поддержки
ссылался на конфиденциальную информацию.
При проверки истории заказов в приложении Яндекс Лавки, заказов у
заявителя ранее не было, а значит предложенная в рекламе скидка на первый заказ
должна была действовать. Подтверждение ранее совершенных заявителем заказов
ООО «Яндекс.Лавка» в материалы не представлено.
Между тем, Комиссия установила, что в материалы дела лицом, подавшим
заявление, представлены скриншоты рассматриваемой рекламы и скриншоты
переписки с технической службой, содержащие данные страницы сайта, который
открывается при клике на рекламный баннер.
В соответствии с представленными сведениями, рассматриваемая реклама
была инициирована ООО «Яндекс.Лавка», что Обществом не оспаривается.
Резюмируя изложенное, при распространении указанной рекламы
усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе,
выразившегося в распространении в ООО «Яндекс.Лавка» рекламы, в которой
отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях
его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации
и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в
рассматриваемой рекламе нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе,
является ненадлежащей.
2023-50240
4
Таким образом, распространяемая 24.06.2023 в 13:20 рекламы сервиса
Яндекс.Лавка (ЕРИР #91401332) следующего содержания:
«Яндекс Лавка: доставка еды на дом и в офис. От 10 минут! Безналичная
оплата. Москва. Продукты и еда из Яндекс Лавка со скидкой 41% на первый заказ!
Промокод RTASKIDKA» является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение части 7
статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается
изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования
и (или) содержание рекламы лицо.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что
ООО «Яндекс.Лавка» является рекламодателем.
На основании изложенного в действиях ООО «Яндекс» при распространении
24.06.2023 в 13:20 рекламы сервиса Яндекс.Лавка (ЕРИР #91401332) следующего
содержания:
«Яндекс Лавка: доставка еды на дом и в офис. От 10 минут! Безналичная
оплата. Москва. Продукты и еда из Яндекс Лавка со скидкой 41% на первый заказ!
Промокод RTASKIDKA» установлено нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
24 ноября 2020 года № 1922 (далее — Правила), при установлении факта нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях
прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 54 Правил добровольное устранение лицом (лицами)
совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не
выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
В письменных пояснениях ООО «Яндекс.Лавка» сообщило, что реклама была
принята Яндексом к размещению в сервисе «Яндекс.Директ» в результате
технической ошибки и в настоящий момент не размещается.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о
нецелесообразности выдачи предписания лицу, в чьих действиях установлено
нарушение положений Закона о рекламе. При этом, в случае выявления новых
фактов распространения данной рекламы с нарушением законодательства
Российской Федерации о рекламе заявитель не лишен возможности подать в
антимонопольный орган новое заявление.
2023-50240
5
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о
рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС
России
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Яндекс.Лавка» нарушившим требования части 7 статьи 5
Закона о рекламе при распространении 24.06.2023 в 13:20 рекламы сервиса
Яндекс.Лавка (ЕРИР #91401332) следующего содержания:
«Яндекс Лавка: доставка еды на дом и в офис. От 10 минут! Безналичная
оплата. Москва. Продукты и еда из Яндекс Лавка со скидкой 41% на первый заказ!
Промокод RTASKIDKA».
2. Не выдавать ООО «Яндекс.Лавка» предписание о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Московского областного УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об
административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение может
быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии<...>а
Члены комиссии:
<...>а
<...>а