Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Нортикс» на действия ... от 13 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 077/06/00-939/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.04.2019 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев в жалобу ООО «Нортикс» (далее также — Заявитель) на действия ООО «Центр антикризисных решений» (далее также — Организатор торгов) при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ООО «4Ф» (сообщение № 3407982, далее — Торги)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, мотивированная несогласием с отклонение его заявки от участия в Торгах, а также злоупотреблением Организатором торгов своим правом путем передачи информации о ценовом предложении и аффилированности лиц, участвующих в процессе Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 11.09.2017 по делу № А56-39962/2017 ООО «4Ф» (далее — Должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Михайлова Марина Николаевна.

Сообщение о проведении Торгов по продаже имущества Должника опубликовано в печатном издании «Коммерсантъ» (сообщение № 77032880290
от 26.01.2019), на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) (сообщение № 3407982), а также на сайте электронной торговой площадке ООО «Фабрикант.ру» (далее — ЭТП) (реестровый № 5073046).

Согласно протоколу об определении участников этапа Торгов от 25.02.2019 № 5073046-1 заявке ООО «Нортикс» отказано в допуске к участие в Торгах в связи с отсутствием в заявке информации о почтовом адресе претендента.

ООО «Нортикс» полагает, что его заявка полностью соответствовала требованиям сообщения о проведении Торгов и Закона о банкротстве, и считает отклонение его заявки неправомерным.

Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.

Извещением о проведении торгов установлена необходимость соответствия поданной заявки требованиям Закона о банкротстве и Приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 №495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее — Приказ № 495) и должна содержать: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов; номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя; сведения о наличие или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий, ИНН заявителя.

В соответствии с пунктом 4.1 Приказа № 495 для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с данным Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

-наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

-фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

-номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Кроме того, согласно абзацу 14 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в том числе, в случае, если: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с данным Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов.

Как указали на заседании Комиссии представители Организатора торгов и Конкурсного управляющего, в нарушение вышеуказанных требований, заявка
ООО «Нортикс» поданная 25.02.2019 не содержала в себе указания на почтовый адрес претендента.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Согласно пункту 3 статьи 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В свою очередь Комиссия отмечает, что понятие «почтовый адрес» («фактический адрес») законом не определено. В нормативных документах и деловом обороте он упоминается как адрес фактического осуществления деятельности юридическим лицом, адрес, по которому может осуществляться связь с юридическим лицом.

Как указывает Заявитель в своей жалобе почтовый адрес, адрес места нахождения ООО «Нортикс» совпадает с юридическим, и в подтверждение указанного Заявителем в составе заявки были приложены следующие документы:

– Решение от 13.10.2015 № 5, согласно которому ООО «Нортикс» сменило место нахождения на: 191015, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 6, лит. А,
пом. 59Н;

– Лист записи от 22.10.2015 за государственным регистрационным номером 8157848560477, согласно которому почтовый адрес и адрес места нахождения
ООО «Нортикс»: 191015, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 6, лит. А,
пом. 59Н.

Кроме того, информационная карточка ООО «Нортикс», размещенная на официальном сайте ЭТП в графе «Почтовый адрес», содержала в себе следующее: 191015, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 6, лит. А, пом. 59Н.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, Законом о защите конкуренции установлен запрет
на ограничивающие конкуренцию действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на Торги имущества. В данном случае Организатор торгов, мотивируя законность своих действий исключительно формальным отсутствием указания в заявке Общества на почтовый адрес, злоупотребил своими гражданскими правами при реализации имущества должника на Торгах, поскольку имел достаточно информации для определения адреса места нахождения самого Заявителя и о том что данный адрес совпадает с юридическим адресом Заявителя. Об указанном свидетельствовали ранее указанные документы, представленные в Заявке Общества.

Исходя из совокупности вышеизложенных обстоятельства, Комиссия считает отклонение заявки Общества нарушающими требования пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, и признает довод жалобы обоснованным.

Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся в раскрытии информации о ценовом предложении Заявителя, и представлении предпочтении другому участнику, являющемуся аффилированным по отношению к Организатору торгов.

Согласно данным протокола об определении участников Торгов от 27.02.2019
№ 15 Заявителем после отклонения его заявки повторно подал свою заявку на следующем этапе.

Вместе с тем на данном этапе также было поданы заявки от ООО «ПБ «Партнер» и Соколовой М.С.

Заявитель ссылается на то, что после отклонения его заявки иным потенциальным участникам стало известно о заинтересованности в реализуемом имуществе, а также была видна цена, предложенная Заявителем данном этапе Торгов. В свою очередь указанное обстоятельство повлияло на формирование ценовых предложений на следующем этапе.

Общество также утверждает, что после повторной заявки ООО «Нортикс» Организатор торгов сообщил ООО «ПБ «Партнер» информацию о поданной заявке, которое в последующем также подало свою заявку.

При этом ООО «ПБ «Партнер» было предложено более высокое ценовое предложение, нежели ООО «Нортикс».

Следует отметить, что в жалобе Заявитель также указал на отсутствие
у Организатора торгов возможности видеть наименование организации, подающей заявку, а также информацию о содержавшемся в ней ценовом предложении.

В свою очередь доказательств раскрытия информации о ценовом предложении ООО «Нортикс» Заявителем на заседание Комиссии представлено не было.

Опираясь на совокупность изложенных фактов, у Комиссии отсутствуют основания для признания довода жалобы обоснованным.

Относительно доводов заявителя об аффилированности победителя Торгов
ООО «ПБ «Партнер» в части нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции Комиссия сообщает, что в рамках рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствует возможность рассмотрения доводов о нарушении ст. 17 Закона о защите конкуренции. Указанный правовой подход подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502 по делу № А50-9299/2016.

При этом сам по себе данный довод заявителем не доказан и должным образом не обоснован, являясь субъективным.

Вместе с тем на заседание Комиссии Организатор торгов указал, что по результатам Торгов был заключен договор от 05.03.2019 № 5073046.

Информация о результатах Торгов и о победителе Торгов размещена на сайте ЕФРСБ сообщением от 06.03.2019 № 3544798.

Уведомление Московского УФАС России от 03.04.2019 № ПО/15580/19, содержащее указание о запрещении действия по заключению договора по результатам Торгов, было направлено в адрес сторон 03.04.2019 в 16:38:00 по московскому времени.

При этом сообщение о заключении договора размещено 08.04.2019 (№ 3650910), то есть после направления уведомления Московского УФАС России о запрете действий, связанных с заключением договора.

В свою очередь, пояснений относительно размещения информации о заключении договора только после направления уведомления Московского УФАС России представителями Организатора торгов и Конкурсного управляющего на заседании Комиссии дано не было.

Оценив сведения о данном договоре, размещенные на сайте ЕФРСБ, Комиссия считает данный договор ничтожным, поскольку отсутствует возможность администрировать непосредственный момент заключения, и как следствие, сделать вывод о выполнении либо невыполнении Заказчиком требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в части приостановления заключения договора. В свою очередь, договор, заключенный в нарушение требований указанной статьи, считается ничтожным.

В данном контексте Комиссия также принимает во внимание тот факт, что уведомление Московского УФАС получено Заказчиком раньше, чем была размещена информация о заключении договора. При этом доказательств, которые свидетельствовали бы о фактической дате заключения договора, Заказчиком не представлено, что, как указано выше, в совокупности не позволяет сделать вывод о соблюдении требований Закона о защите конкуренции при заключении указанного договора.

При таких обстоятельствах Комиссия оценивает этот договор критически и делает вывод об отсутствии причин, препятствующих выдаче предписания по восстановлению нарушенных прав Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной в части неправомерного отклонения заявки ООО «Нортикс», в остальной части признать жалобу необоснованной.

2. Признать действия Организатора торгов нарушающими пункт 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/06/00-939/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.04.2019 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 15.04.2019 по делу № 077/06/00-939/2019,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Центр антикризисных решений» (далее — Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника ООО «4Ф» (сообщение № 3407982, далее — Торги), а именно:

      1. Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.

      2. Предоставить участникам, подавшим заявки на участие в Торгах и внесшим задаток до 25.02.2019 включительно, возможность повторного внесения задатка в случае, если задатки таких участников были возвращены.

      3. Уведомить указанных в пункте 2 настоящего предписания участников Торгов о возможности повторного внесения задатка, при этом отклонение таких участников Торгов, не предоставивших задаток на участие в Торгах, не допускается в случае, если Организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка.

      4. Организатору торгов разместить информацию в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве, о новых датах определения участников торгов и подведения итогов Торгов.

      5. Организатору торгов пересмотреть заявки, поданные на 14 периое проведения Торгов с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 15.04.2019 по делу № 077/06/00-939/2019.

      6. Организатору торгов разместить информацию об итогах проведения Торгов в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве.

      7. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 08.07.2019.

      8. Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 12.07.2019 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны