Решение б/н Б/А от 20 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17649/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.10.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «КСК Аудит», АО «Концерн «Уралвагонзавод»,

рассмотрев жалобу ООО «КСК Аудит» (далее - Заявитель) на действия АО «Концерн «Уралвагонзавод» (далее — Заказчик, Организатор закупки) и заказчиков централизованной (консолидированной) закупки при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год с каждым заказчиком централизованной (консолидированной) закупки (реестровый № 32110413353) (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в том, что по итогам Закупки, протоколом от 09.08.2021 Заявитель был признан Победителем, впоследствии, спустя 45 дней после публикования протокола от 09.08.2021, Заказчиком вынесен новый протокол от 23.09.2021 оценки и сопоставления заявок, в соответствии с которым Заявителю присвоено 5-е место, победителем признан другой участник.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Комиссией установлено, что АО «Концерн «Уралвагонзавод», является организацией Государственной корпорации «Ростех», закупочная деятельность которой регулируется Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», а так же головной организацией холдинговой компании (интегрированной структуры) (ГО ХК (ИС)).

В соответствии с Положением о закупке АО «Концерн «Уралвагонзавод» является заказчиком 2-го уровня.

Согласно п.4.3.1(5)(б) Положения о закупке АО «Концерн «Уралвагонзавод» осуществляет функции организатора закупки для заказчиков 3-го уровня, входящих в состав ХК (ИС), при закупках продукции, подлежащей закупке на централизованной (консолидированной) основе по перечню, утвержденному правовым актом АО «Концерн «Уралвагонзавод».

Согласно сведениям, представленным в письменных возражениях Организатора закупки, в уставном капитале заказчиков, в интересах которых проводится оспариваемая закупка, отсутствует доля государственного участия, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ в отношении заказчиков с организационно-правовой формой - Обществ с ограниченной ответственностью, в отношении акционерных обществ — соответствующими выписками из реестра акционеров.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 5 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

Вопрос о выборе аудитора для проведения обязательного аудита относится к компетенции высшего органа управления Общества (собрания акционеров/участников), что указано в пункте 10 части 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пункте 10 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Таким образом, для акционерных обществ проведение аудита является обязательным в силу вышеприведенных норм.

Согласно статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, в том числе:

1. В отношении заказчиков, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, проведение обязательного аудита установлено частью 5 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

2. Заказчики — общества с ограниченной ответственностью, в интересах которых проводится конкурс в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 года, обязаны проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с п.4 части статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, как соответствующие одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;

Так, АО «Концерн «Уралвагонзавод» представлены финансовые документы в отношении 4 Заказчиков, являющихся Обществами с ограниченной ответственностью, из представленных документов в отношении бухгалтерского баланса за 2020 г. ООО «УБТ-Сервис», ООО «УБТ-Отель», ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «УВЗ-Энерго», ООО «Технопарк Тракторзаводский» обладают указанными в законодательстве условиями для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

В рассматриваемом случае, Комиссией установлено, что оспариваемая Закупка на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, номер извещения № 32110413353, организована в целях реализации установленной законом обязанности по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», поскольку все организации заказчики имели обязанность по его проведению.

Следовательно, на закупки обязательного аудита для таких организаций не распространяются нормы Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

С учетом того, что закупка услуг по аудиту годовой бухгалтерии (финансовой) отчетности за 2021 год с каждым заказчиком централизованной (консолидированной) закупки (АО «Уралтрансмаш», АО «НИИД», АО «ВНИИТрансмаш», АО «ТЭТЗ», АО «Завод №9», АО «Уралкриомаш», АО «НПО «Электромашина», АО «УБТ-Уралвагонзавод», АО «УКБТМ», АО «ЦНИИ «Буревестник», АО «ЦНИИМ», АО «61 БТРЗ», АО «192 ЦЗЖТ», АО «НПК «Уралвагонзавод», АО «УВЗ-Транс», ООО «УБТ-Сервис», ООО «УБТ-Отель», ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «УВЗ-Энерго», АО «81 БТРЗ», ООО «Технопарк Тракторозаводский»), не регулируется нормами Федерального закона от 18 июля 2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридических лиц» в силу прямого указания пункта 7 части 4 статьи 1 указанного закона.

Таким образом, с учетом того обстоятельства, что процедура закупки, не регулируется нормами Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы по указанной закупке, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Довод Заявителя о необходимости применения предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» процедур выбора контрагента со ссылкой на письма Министерства Финансов № 24-04-06/3691 и Федеральной антимонопольной службы № РП/4072/18 от 24.01.2018 не принимается Комиссией, поскольку в действительности же в данном письме указано, что юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, положением заказчика о закупке. А поскольку пункт 7 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ исключает из сферы применения Закона № 223-ФЗ отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона № 307-ФЗ, следовательно, на выбор аудитора действие закона № 223-ФЗ не распространяется.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного и муниципального имущества.

В связи с вышеизложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Оставить жалобу ООО «КСК Аудит» (ОГРН: 1057747830337, ИНН: 7725546209) на действия АО «Концерн «Уралвагонзавод» (ОГРН: 1187746432345, ИНН: 7706453206) при Закупки без рассмотрения.

  2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 30.09.2021 № ЕП/60067/21, от 05.10.2021 № ЕО/60752/21, от 13.10.2021 № ЕО/62903/21.

Связанные организации

Связанные организации не указаны