Решение б/н б/а от 7 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5067/2024 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.05.2024                                                             г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<.........>,

членов Комиссии:

<.........>,

<.........>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей <.........>,

в отсутствие представителей <.........>, извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.04.2024 № НП/16424/24,

рассмотрев жалобу <.........> (далее — Заявитель) на действия <.........> (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку сантехнических товаров (смесители и расходные материалы к ним) для нужд <.........> (реестровый № 32413386752) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу в назначенное время, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о переносе рассмотрения жалобы, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие представителей Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 29.03.2024 заявка Заявителя (порядковый № 4) отклонена по следующим основаниям:

«Предоставление в составе заявки недостоверной информации Участник в заявке в позиции «3» наименование товара «Смеситель для кухонной мойки РМС-Л1-004Ш-25» указал характеристики «Рычаг, латунь, никель, поворотный излив 205мм, высота 140мм» , по факту в товаре «Смеситель для кухонной мойки РМС- Л1-004Ш-25» материал цинк а, не латунь, что подтверждено ссылками (https://alma.su/cat/odnorychazhnye_dlya_kukhni/smesitel_dlya_kukhni_moyki_rms_l1_004sh_25_r8_loktevoy_khirurgich_gusak_25sm_latun/

https://silavodi.ru/bsk/odnorychazhnye_smesiteli_dlya_kukhni/smesitel_dlya_kukhni_moyki_rms_l1_004sh_25_r8_loktevoy_khirurgich_gusak_25sm_latun/)

В описание объекта Заказчик указал товар «Смеситель для кухонной мойки 01аиР» «или эквивалент».

Заявитель в жалобе указывает на несогласие с указанным Заказчиком основанием отклонения заявки, поскольку представленные в составе заявки технические характеристики товара по позиции 3 «Смеситель для кухонной мойки РМС-Л1-004Ш-25» полностью соответствуют требованиям Закупочной документации.

В подтверждение своих доводов Заявителем в материалы дела представлено письмо производителя <.........> от 10.04.2024 № 1823, а также протокол по результатам проведения химического анализа № МЭХ-02102019-5 от 02.10.2019.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг <.........>, утвержденным заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации от 15.04.2022 (далее — Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

При этом в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Информация о проведении Закупки размещена на сайте электронной торговой площадки ООО «РТС - тендер», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) 14.03.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 446 690,67 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 14.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.03.2024 в 10:00.

Дата подведения итогов: 28.03.2024.

Так, пунктом 22 Извещения установлены следующие требования к составу заявки:

Заявка на участие в запросе котировок должна состоять из ценового предложения и одной части.

Примерная форма для подачи Заявки на участие в запросе котировок содержится в Приложении № 1 к извещению (документации).

В соответствии с подпунктом 15 пункта 22 Извещения заявка на участие в запросе котировок должна содержать согласие участника запроса котировок в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (такое согласие может также даваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) и включать, в том числе предложение участника закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки с указанием конкретных показателей предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров при указании в техническом задании перечня и неконкретных характеристик используемых при выполнении работ товаров с учетом инструкции по формированию заявки, а также информация о товарном знаке (при наличии товарного знака у предлагаемого товара).

Согласно пункту 9 Извещения о проведении запроса котировок описание объекта закупки (Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики):

В соответствии с Приложением № 2 к извещению о проведении запроса котировок – Описание предмета закупки (Техническое задание).

Так, Приложением № 3 к Техническому заданию установлены следующие технические характеристики товара по позиции 3:

 

№ п.п.

Наименование

Характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

3

Смеситель для кухонной мойки Glauf

Рычаг, латунь, никель, поворотный излив 200-205мм, высота 140-145мм

шт.

10,00

 

Приложением № 1 к Извещению о проведении запроса котировок установлена форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, в соответствии с которой участнику, в том числе необходимо указать информацию о поставляемой товаре:

 

 

п/п

Наименование Товара

Предложение/описание участника

(конкретные характеристики Товара)

Страна происхождения

РФ/иное

Единицы измерения

Количество поставляемого товара

Цена единицы, руб.

Стоимость, руб

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании пункта 26 Извещения комиссия принимает решение о несоответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме в следующих случаях:

2) несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

3) наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике закупке и (или) о предлагаемых им товаре, работе, услуге.

Комиссией установлено, что Заявителем представлена заявка а участие в запросе котировок в электронной форме, в которой по позиции 3 Заявителем предлагается к поставке следующий товар:

 

 

п/п

Наименование Товара

Предложение/описание участника

(конкретные характеристики Товара)

Страна происхождения

РФ/иное

Единицы измерения

Количество поставляемого товара

3.

Смеситель для кухонной мойки РМС-Л1-004Ш-25

Рычаг, латунь, никель, поворотный излив 205мм, высота 140мм

Россия

шт.

10

 

Как пояснил Заказчик, при рассмотрении заявок был проведен анализ рынка с использованием интернет ресурсов, по результатам которого установлено, что предложенный Заявителем к поставке по позиции 3 «Смеситель для кухонной мойки РМС-Л1-004Ш-25» не содержит материал латунь, в связи с чем Заказчик, руководствуясь информацией, полученной из открытых источников, принял решение отклонить заявку Заявителя.

В подтверждение своих доводов Заказчик приводит ссылки на сайты продавцов представленного Заявителем в составе заявки товара по позиции 3 «Смеситель для кухонной мойки РМС-Л1-004Ш-25», размещенные в открытых источниках сети «Интернет».

Также Заказчиком в материалы дела представлены скриншоты сертификата соответствия на Арматуру санитарно-теническую водообразную: краны и смесители для воды и комплектующие к ним. Торговая марка: «Ростовская Мануфактура Сантехники» № РОСС RU.НВ.Н0174/21 и экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции на основании заявления № 992/16 от 04.04.2016.

Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно представленному Заявителем в материалы дела письму производителя <.........> от 10.04.2023 № 1823, подписанного генеральным директором <.........>, смеситель для умывальника и мойки торговой марки РМС с артикулом РМС-Л1-004Ш-25 изготовлен из латуни, что также подтверждается протоколом результатов проведения химического анализа № МЭХ-02102019-5 от 02.10.2019.

Таким образом, производитель представленного Заявителем в составе заявки товара подтвердил, что материал для изготовления смесителя — латунь.

Вместе с тем Комиссия критически оценивает доводы Заказчика относительно предоставления Заявителем недостоверных сведений на основании следующего.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности, в связи с чем для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что информация, размещенная в сети «Интернет», не носит официального характера и не имеет юридической силы, поскольку такая информация не является офертой по смыслу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем закупочная комиссия Заказчика не может оперировать данными из такого источника, отклоняя заявку Заявителя.

Характеристики товара, указанные производителями товара на официальных сайтах на момент рассмотрения заявки могут быть уже не актуальны, и изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.

В отсутствие подтверждающих сведений от производителя либо его уполномоченного представителя такая информация не может служить подтверждением недостоверности содержащихся в заявке участника сведений, поскольку она не отвечает критерию достоверности.

Вместе с тем Заявителем в материалы дела представлено письмо производителя, оформленное надлежащим образом и подтверждающее соответствие предлагаемого Заявителем в составе заявки товара требованиям Закупочной документации.

В настоящем случае факт представления Заявителем недостоверных сведений, а именно сведений, которые не имели места в действительности, не находит своего подтверждения, а равно у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

Комиссия отмечает, что неопровержимыми и документальными подтверждениями недостоверных сведений на момент рассмотрения заявки Заявителя, Заказчик не обладал.

Доказательств обратного Заказчиком Комиссии не представлено.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В силу части 15 статьи 3.2 Закона о защите конкуренции договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Комиссией установлено, что итоговый протокол размещен Заказчиком в ЕИС — 09.04.2024.

При этом, согласно информации, размещенной на официальном сайте электронной площадки https://223.rts-tender.ru/, итоговый протокол размещен — 29.03.2024.

Сведения о заключении договора размещены Заказчиком в ЕИС — 09.04.2024.

В целях выяснения вышеуказанных обстоятельств Комиссией принято решение о направлении запроса информации в адрес электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор ЭТП) (НП/16438/24 от 23.04.2024).

В ответ на запрос письмом от 02.05.2024 № б/н Оператор ЭТП пояснил следующее.

«В соответствии с п. 7.11 Регламента электронной торговой площадки РТС-тендер для корпоративных закупок на ЭП предусмотрена интеграция с ЕИС по адресу в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru/ в соответствии с законодательством Российской Федерации и регламентными документами ЕИС при размещении Организатором закупки и/или Заказчиком извещения о закупке, документации о закупке, внесении изменений в извещение о закупке и/или документацию о закупке, разъяснения положений закупочной документации, извещения об отмене закупки, протоколов, сформированных Организатором закупки и/или Заказчиком при проведении закупки, информации о заключенном договоре, информации о расторжении договора, заключенного на ЭП, также иной информации, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации и Положением о закупке.

В соответствии с частью 27 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Таким образом, как пояснил Оператор ЭТП, формирование, публикация и размещение протокола проведения итогов в ЕИС осуществляются заказчиком самостоятельно посредством функционала электронной торговой площадки. При этом оператор не ограничивает возможность публикации протокола на электронной торговой площадке и обеспечивает направление сведений об опубликованном на электронной торговой площадке протоколе в ЕИС в автоматическом порядке.

Также Оператор ЭТП пояснил, что для публикации протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме МСП заказчику необходимо сформировать протокол итогов согласно указанной инструкции, после чего нажать кнопку «Подписать и опубликовать» внизу страницы. После выполнения указанных действий протокол итогов будет опубликован на электронной торговой площадке и автоматически будет направлен для размещения в ЕИС.

Как отметил Оператор ЭТП Заказчик опубликовал протокол подведения итогов закупки 32413386752 на электронной торговой площадке 29.03.2024 16:59:37 МСК. 29.03.2024 16:59:43 МСК сведения о протоколе были автоматически направлены в ЕИС. 29.03.2024 16:59:45 МСК из ЕИС поступило сообщение об ошибке «Некорректные данные: Дата и время проведения процедуры должны быть не позже даты подписания протокола».

Также Оператор ЭТП указал, что он действовал в полном соответствии с нормами Закона о закупках и положениями Регламента. В частности, Оператором ЭТП сведения о публикации протокола подведения итогов закупки 32413386752 были направлены в ЕИС сразу после публикации указанного протокола на электронной торговой площадке, однако опубликованный 29.03.2024 протокол подведения итогов закупки 32413386752 не прошел контроль ЕИС в связи с тем, при указании даты и времени проведения этапа процедуры и даты и времени подписания протокола указана дата подписания протокола ранее даты проведения этапа.

Также Оператор ЭТП сообщил, что после получения сообщения об ошибке из ЕИС, Заказчику в карточке протокола снова становится доступна кнопка «Отправить в ЕИС», что позволяет заказчику скорректировать протокол и выполнить повторную отправку протокола в ЕИС.

Так, 09.04.2024 Заказчик скорректировал параметры «Дата и время проведения этапа процедуры (по результатам которого составлен протокол)», «Дата подписания протокола», установив для них следующие значения:

«Дата и время проведения этапа процедуры (по результатам которого составлен протокол)»: 28.03.2024 07:50;

«Дата подписания протокола»: 28.03.2024 12:00.

09.04.2024 в 15:07 МСК Заказчик повторно направил в ЕИС протокол подведения итогов закупки 32413386752. Протокол прошел контроль ЕИС и был автоматически размещен на сайте ЕИС».

Таким образом, исходя из полученного ответа от Оператора ЭТП, при размещении Заказчиком итогового протокола произошла техническая ошибка со стороны Заказчика в части указания даты и времени проведения этапа процедуры и даты и времени подписания протокола указана дата подписания протокола ранее даты проведения этапа, вследствие чего в ЕИС протокол был размещен — 09.04.2024.

В связи с этим, фактическое размещение итогового протокола производилось Заказчиком 29.03.2024 на электронной площадке посредством автоматического направления протокола а ЕИС.

При это Комиссия также принимает во внимание, что Заказчиком были предприняты меры по устранению допущенной ошибки.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, поскольку в настоящем случае по результатам Закупки, с соблюдением требований законодательства в части, касающейся сроков подведения итогов Закупки и заключением договора, с победителем заключен договор (09.04.2024).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <.........> на действия <.........> при проведении закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны