Решение б/н б/а от 7 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5198/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.03.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «ФПК», АО «Газпром закупки», ООО «Газпромтранс»,

рассмотрев жалобу Уральского филиала АО «ФПК» (далее — Заявитель) на действия АО «Газпром закупки» (далее — Организатор закупки), ООО «Газпромтранс» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту колесных пар грузовых вагонов (модель тележки 18-100) Оренбургского филиала ООО «Газпромтранс» для нужд ООО«Газпромтранс» (15062) (реестровый № 32211160796, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 17.03.2022 № 78/6192/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в ответ на запрос о типе подшипников на колесных парах, подлежащих ремонту, не представлено конкретного разъяснения, не указаны габаритные размеры и торговая марка подшипников кассетного типа, график планируемых поставок колесных пар с кассетными подшипниками и роликовыми подшипниками, что не позволяет произвести расчет экономической целесообразности участия в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

В своих возражениях Заказчик указал, что предметом закупки является выполнение работ по ремонту колесных пар грузовых вагонов (модель тележки 18-100) для нужд Оренбургского филиала ООО «Газпромтранс». Модель тележки 18-100 конструктивно исключает использование подшипников кассетного типа.

В части не указания торгового наименования в Техническом задании Заказчик пояснил, что правообладатели торговых марок, поддавшись санкционному давлению, фактически ушли с отечественного рынка, в связи с чем в Техническом задании отсутствует указание на торговые наименования.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки.

Согласно Приложению №2 к Закупочной документации Техническое задание предметом настоящей Закупки является выполнение работ по ремонту колесных пар грузовых вагонов (модель тележки 18-100) Оренбургского филиала ООО «Газпромтранс»:

  • Капитальный ремонт колесной пары с использованием ЦКК ГОСТ 10791-2011 собственности Подрядчика, оси б/у собственности Заказчика;

  • Средний ремонт колесной пары с восстановлением профиля поверхности катания;

  • Средний ремонт колесной пары без восстановления профиля поверхности катания;

  • Текущий ремонт колесной пары с восстановлением профиля поверхности катания.

Пунктом 1.1.7.1. Технического задания установлен ориентировочный объем закупки.

 


п/п

Наименование работ, услуг

Ед.
изм.

Кол-
во

1

2

3

4

1

Капитальный ремонт колесной пары с использованием ЦКК ГОСТ 10791-2011 собственности Подрядчика, оси б/у собственности Заказчика

шт.

864

3

Средний ремонт колесной пары с восстановлением профиля поверхности катания

шт.

1 728

4

Средний ремонт колесной пары без восстановления профиля поверхности катания

шт.

1

5

Текущий ремонт колесной пары с восстановлением профиля поверхности катания

шт.

500

 

ИТОГО

шт.

3 093

 

Пунктом 2.2. Проекта договора установлено, что работы, предусмотренные настоящим договором, производятся на основании ежемесячной письменной заявки Заказчика (официальное письмо в произвольной форме), направляется в срок до 1 (первого) числа месяца ремонта по следующему адресу ______________ (в зависимости от необходимости указывается электронный либо почтовый адрес), в которой указывается:

- планируемое к отправке количество колесных пар;

- период и способ отправки;

- необходимый вид ремонта для каждой партии колесных пар;

- реквизиты отгрузки колесных пар.

Заказчик направляет в ремонт колесные пары предварительно согласованными с Подрядчиком партиями.

Пунктом 2.2.1. Документации установлено, что любой Участник вправе при помощи функционала Электронной площадки направить Организатору о даче разъяснений положений Извещения и (или) Документации.

Согласно пункту 2.2.3. Документации в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса о даче разъяснений Организатор осуществляет разъяснение положений Извещения и (или) Документации и размещает их на Электронной площадке с указанием предмета запроса, но без указания Участника, от которого поступил указанный запрос. Размещение разъяснений в ЕИС обеспечивает Оператор электронной площадки.

Комиссией установлено, что Заявитель направлял в адрес Организатора запрос разъяснения положений документации от 03.03.2022 следующего содержания:

«1. Прошу предоставить график планируемых помесячных объемов ремонта колесных пар.

2. Прошу пояснить типы подшипников на колесных парах, подлежащих ремонту, наличия дисковой тормозной системы.»

Ответ на данный запрос был размещен в ЕИС 03.03.2022:

 

п/п

Вопрос

Разъяснения от Заказчика

1

1.Прошу предоставить график планируемых помесячных объемов ремонта колесных пар.

2.Прошу пояснить типы подшипников на колесных парах, подлежащих ремонту, наличия дисковой тормозной системы.

Ежемесячный ремонт колесных пар (далее – кп)

- Средний ремонт – 144 кп

- Переформирование КП – 72 кп.

- Текущий – 41 кп

Ежемесячный ремонт кп с роликовыми подшипниками качения

Ежемесячный ремонт кп с кассетными подшипниками

КП с наличием дисковой тормозной системы отсутствуют.

 

Также, 10.03.2022 Заявитель направил в адрес Заказчик запрос разъяснения положений документации:

«1. Прошу указать типы подшипников на колесных парах, подлежащих ремонту. Для подшипников кассетного типа прошу указать габаритные размеры (130×250×160 мм, 130×230×150 мм, 150×250×160 мм) и торговую марку (Бренко, SKF, TIMKEN), а также график планируемых поставок колесных пар с кассетными подшипниками с указанием типа и марки подшипника.

2. Используются ли в буксовых узлах подшипники сдвоенные типа H6-882726E2K1МУС43 или 46-882726Е2МС43 в габаритных размерах 130×250×160 мм? Используются ли подшипники сдвоенного типа, состоящие из двух подшипников типа 36-42726Е2М (с бортовыми внутренними кольцами), соединенные между собой по внутренним кольцам специальным кольцом крепежным?

3. Для ремонта колесных пар с роликовыми подшипниками прошу указать норму смены подшипника при каждом виде ремонта колесных пар.

4. Прошу указать количество колесных пар в партии, поставляемой в ремонт и обратно автомобильным транспортом.

5. В пункте 4.13. проекта договора указано «В случае непредставления Заказчику копии договора с третьим лицом или выписку из него, не затрагивающей (не нарушающей) коммерческую или иную тайну Подрядчика, Подрядчик возмещает Заказчику убытки в размере начисленной Заказчику налоговым органом на основании ст. 54.1 НК РФ недоимки, пени, штрафов в течение 5 рабочих дней с момента представления Заказчиком Подрядчику копии акта налоговой проверки Заказчика или выписки из него в соответствующей части.

Суммы возмещаемых Подрядчиком Заказчику на основании настоящего положения договора убытков подлежат перерасчету (полному или частичному возврату Заказчиком Подрядчику) в зависимости от результатов досудебного и/или судебного урегулирования Заказчиком спора с налоговым органом о начислении ему к уплате в бюджет на основании ст. 54.1 НК РФ недоимок, пеней, штрафов.

О результатах досудебного и/или судебного урегулирования данного спора Заказчик обязуется информировать Подрядчика в течение 3-х рабочих дней с даты получения сведений о данных результатах, либо с даты окончания предельного установленного законом срока рассмотрения каждой соответствующей досудебной и/или судебной инстанцией, к компетенции которой законом отнесено рассмотрение данного спора, соответствующего процессуального документа (жалобы, заявления, иска или т.п.) Заказчика.»

Прошу сообщить в отношении каких третьих лиц Подрядчик обязан предоставить Заказчику договор/ или выписку?»

Ответ на данный запрос был размещен в ЕИС 14.03.2022:

 

Вопрос Участника конкурентного отбора

Ответ Организатора конкурентного отбора

2

3

1. Прошу указать типы подшипников на колесных парах, подлежащих ремонту. Для подшипников кассетного типа прошу указать габаритные размеры (130×250×160 мм, 130×230×150 мм, 150×250×160 мм) и торговую марку (Бренко, SKF, TIMKEN), а также график планируемых поставок колесных пар с кассетными подшипниками с указанием типа и марки подшипника.

 

Подшипники роликовые цилиндрические типов 36-232726Е2М, 36-42726Е2М, 30-232726Е2М, 30-42726Е2М в габаритных размерах 30х250х80 мм.

2. Используются ли в буксовых узлах подшипники сдвоенные типа H6-882726E2K1МУС43 или 46-882726Е2МС43 в габаритных размерах 130×250×160 мм? Используются ли подшипники сдвоенного типа, состоящие из двух подшипников типа 36-42726Е2М (с бортовыми внутренними кольцами), соединенные между собой по внутренним кольцам специальным кольцом крепежным?

На колёсных парах Оренбургского филиала подшипники сдвоенные не используются.

3. Для ремонта колесных пар с роликовыми подшипниками прошу указать норму смены подшипника при каждом виде ремонта колесных пар.

По факту определения не ремонтопригодности подшипника. При каждом виде ремонта колесных пар

4. Прошу указать количество колесных пар в партии, поставляемой в ремонт и обратно автомобильным транспортом.

В случае отправки автотранспортом – 16 ед. В случае отправки ж.д. транспортом: 18/19/34/36.

5. В пункте 4.13. проекта договора указано «В случае непредставления Заказчику копии договора с третьим лицом или выписку из него, не затрагивающей (не нарушающей) коммерческую или иную тайну Подрядчика, Подрядчик возмещает Заказчику убытки в размере начисленной Заказчику налоговым органом на основании ст. 54.1 НК РФ недоимки, пени, штрафов в течение 5 рабочих дней с момента представления Заказчиком Подрядчику копии акта налоговой проверки Заказчика или выписки из него в соответствующей части.

Суммы возмещаемых Подрядчиком Заказчику на основании настоящего положения договора убытков подлежат перерасчету (полному или частичному возврату Заказчиком Подрядчику) в зависимости от результатов досудебного и/или судебного урегулирования Заказчиком спора с налоговым органом о начислении ему к уплате в бюджет на основании ст. 54.1 НК РФ недоимок, пеней, штрафов.

О результатах досудебного и/или судебного урегулирования данного спора Заказчик обязуется информировать Подрядчика в течение 3-х рабочих дней с даты получения сведений о данных результатах, либо с даты окончания предельного установленного законом срока рассмотрения каждой соответствующей досудебной и/или судебной инстанцией, к компетенции которой законом отнесено рассмотрение данного спора, соответствующего процессуального документа (жалобы, заявления, иска или т.п.) Заказчика.»

Прошу сообщить в отношении каких третьих лиц Подрядчик обязан предоставить Заказчику договор/ или выписку?

В отношении субподрядчиков.

 

Таким образом, Организатором закупки были даны ответы на запросы разъяснения в установленные пунктом 2.2.3. Документации сроки.

В своих ответах Организатор закупки представил информацию о типе подшипников на колесных парах, подлежащих ремонту, указал габаритные размеры требуемых подшипников, график планируемых поставок колесных пар с кассетными подшипниками и роликовыми подшипниками.

Таким образом, на момент окончания подачи заявок 16.03.2022 у Заявителя имелась вся необходимая информация для подачи заявки на участие в Закупке.

Комиссия также отмечает, что согласно пункту 1.4.1 документации о закупке описание предмета закупки указаны в Приложении 2 «Техническая часть» к документации о закупке и в Приложении 1 «Проект договора».

Приложение 2 «Техническая часть» включает в себя файл «Техническое задание.doc», а также файл «ГОСТ_СПРАВКА» со справкой об отсутствии требований (ГОСТ) к виду работ по предмету закупки.

Техническое задание включает в себя следующие разделы описания предмета закупки:

- общие технические требования к выполнению работ (пункт 1.1.1), требования к стандартам на выполнение работ (пункт 1.1.2), требования к контролю качества и приемке работ (пункт 1.1.4) со ссылкой на использование Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, утверждённым Советом по железнодорожному транспорту государств – участников содружества протокол от «19-20» октября 2017 г. № 67;

- требования к сертификации на выполнение работ (пункт 1.1.3); - общие требования к выполнению работ: место выполнения работ (пункт 1.1.6.1), информация о грузополучателях (пункт 1.1.6.2), требования к сроку и график выполнения работ (пункт 1.1.6.3); - требования к сроку и условиям гарантийного и послегарантийного обслуживания (пункт 1.1.7);

- информация об ориентировочном объеме закупки.

Информация об ориентировочном объеме закупки содержит табличную форму с перечислением количества колесных пар, требующих: капитального ремонта колесной пары; среднего ремонта колесной пары с восстановлением и без восстановления профиля поверхности катания; текущего ремонта колесной пары с восстановлением профиля поверхности катания. Проект договора содержит условия поставки товара, информацию о цене и порядке расчетов, ответственности сторон, а также иные существенные условия.

Комиссия в свою очередь отмечает, что в соответствии с пунктом 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Таким образом, само по себе включение в документацию условий и признаков, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям и признакам, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования Заказчика, в данном случае исполнителя.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии счастью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик формирует Техническое задание в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к порядку выполнения работ, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции.

Отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Вместе с тем, Комиссий установлено, что оспариваемые Заявителем требования не препятствовали в возможности принятия участия в Закупке.

Так, Комиссией установлено, что на участие в оспариваемой Закупке подано 3 заявки, в том числе Заявитель подал заявку на участие и допущен к дальнейшему участию.

Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупки.

При этом Комиссия принимает во внимание, что действительных доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя оспариваемыми требованиями, Заявителем Комиссии не представлено.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «ФПК» (ИНН: 7708709686, ОГРН: 1097746772738) на действия АО «Газпром закупки» (ИНН:2460040655; ОГРН:1022401804820) ООО «Газпромтранс» (ИНН: 7728262893, ОГРН: 1027728000871) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.04.2022 № НП/17882/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны