Решение б/н б/а от 8 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1358/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
03.02.2023                                                                     г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<.............>,

членов Комиссии:

<.............>,

<.............>,

при участии при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Востокстроймонтаж», АО «Почта России»,

рассмотрев жалобу ООО «Востокстроймонтаж» (далее — Заявитель) на действия АО «Почта России» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по проведение обследования и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Софийская улица, дом 56, литера А для УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (реестровый № 32211989323) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.01.2023 №78/1671/23.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном определении победителя Закупки - ООО «ГЭП», поскольку у последнего отсутствует членство в СРО в области инженерных изысканий.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что 26.12.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «РАД», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по проведение обследования и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Софийская улица, дом 56, литера А для УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (реестровый № 32211989323) (далее – аукцион, процедура).

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов от 16.01.2023 № 32211989323/RAD000-22000783800186 по результатам проведения аукциона победителем признано ООО «ГЭП».

Так, пунктом 3.1 Информационной карты установлены обязательные требования к участнику, согласно которым Участник аукциона должен соответствовать следующим требованиям:

- является членом саморегулируемых организаций, членство в которых является обязательным и должно подтверждается единым реестром сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, размещенном в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации

Соответствие участника аукциона указанным требованиям подтверждается путем предоставления информации и документов в соответствии с п. 3.4.2 Информационной карты.

Пунктом 10.1 Технического задания установлен следующий вид и объемы работ выполняемых Подрядчиком:

Комплексное техническое обследование состояния существующих инженерных систем и коммуникаций, а также строительных и ограждающих конструкций производственного здания.

Подготовительные работы:

- ознакомиться с объектом обследования, его объемно-планировочными и конструктурными решениями;

- выполнить анализ проектно-технической документации;

- разработать программу работ и согласовать ее с Заказчиком.

Предварительное (визуальное) обследование:

- сплошное визуальное обследование конструкций зданий и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксация.

Детальное инструментальное обследование:

Провести полевые работы (визуальный осмотр, обмерные работы, определение планово-высотного положения несущих конструкций, инструментальные измерения прочности металла, бетона, деформаций и др. неразрушающими методами; обследование инженерных сетей и оборудования).

Обработать полученные материалы полевых работ.

Оценить техническое состояние несущих конструкций здания.

Определить категорию технического состояния несущих конструкций и здания в целом (в соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011).

Дать оценку физического и морального состояния здания с точки зрения его пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Разработать рекомендации по эксплуатации здания и, в том числе, по обеспечению безопасных условий на период выполнения работ по капитальному ремонту.

По результатам обследования оформить отчет о техническом состоянии конструкций здания (по форме ГОСТ 31937-2011).

При необходимости разработать проект первоочередных противоаварийных работ, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы (на основании отчета о техническом состоянии или предварительного инженерного заключения).

п. 10.2 Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и приспособление помещений производственного здания для современного использования под цели Заказчика.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, условия Закупочной документации и проекта договора (Часть IV Закупочной документации) не содержат требований о проведении в ходе разработки проектно-сметной документации инженерных изысканий и(или) специальных видов инженерных изысканий.

Так, победителем закупки ООО «ГЭП» в составе заявки представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации № 427 от 14.12.202, содержащая сведения о наличии у ООО «ГЭП» права выполнения работ по осуществлению подготовки проектной документации, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) с 30.09.2021 г. Указанные сведения размещены в открытом доступе в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах: https://www.nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/.

Таким образом, по мнению Заказчика, поскольку предметом аукциона является право на заключение договора на разработку проектно-сметной документации, комиссией Заказчика обоснованно принято решение о допуске ООО «ГЭП», к участию в аукционе.

Также Заказчик отметил, что в случае, если в ходе исполнения договора по проведению обследования и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания, возникнет необходимость в проведении дополнительных работ/услуг оказывать/выполнять которые могут только организации, обладающие соответствующими допусками/лицензиями исполнитель по договору (в случае отсутствия такого допуска/лицензии) вправе привлечь к исполнению договора субподрядчика/соисполнителя обладающего таким допуском/лицензией.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенной в письме Минстроя России № 38887 – ЛС/02 от 20.09.2018, работы по обследованию строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий, а так же работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В свою очередь, работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено законом. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 47 ГрК РФ).

В силу части 15 статьи 1 ГрК РФ инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

В соответствии с пунктом 6 раздела I Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624, обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений отнесено к видам работ по инженерным изысканиям.

Таким образом, Комиссия делает вывод, что в связи с тем, что в предмет закупки входит разработка проектной документации, обязательным этапом ее подготовки является проведение инженерных изысканий.

В связи с чем, в данном случае участнику закупки необходимо иметь членство в СРО в области инженерных изысканий.

Кроме того, Комиссия отмечает, что Закупочной документацией установлено обязательное требование к участнику о наличии членства в СРО, в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Комиссией, при проверке сведений сайта https://www.nopriz.ru в части наличия/отсутствия у победителя лицензии в области инженерных изысканий установлено, что победитель - ООО «ГЭП» (ИНН: 2130227180) не является членом СРО в области инженерных изысканий.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка победителя не соответствовала требованиям Закупочной документации.

Доказательств обратного Заказчиком на Комиссии не представлено.

Комиссия также принимает во внимание тот факт, что из 5 допущенных заявок на участие в закупке, только у победителя отсутствовала в составе заявки выписка из СРО в области инженерных изысканий.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, определение Победителя определено Заказчиком неправомерно.

В данном случае, действия Заказчика, при определении Победителя не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

В соответствии с подпунктом "а" пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Однако, поскольку в настоящем случае по результатам Закупки, с соблюдением требований законодательства, в части, касающейся сроков подведения итогов Закупки и заключением договора, с победителем заключен договор (27.01.2022), Комиссия Управления не выдает Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Востокстроймонтаж» (ИНН: 0274926065; ОГРН: 1170280025959) на действия АО «Почта России» (ИНН: 7724490000; ОГРН: 1197746000000) при проведении Закупки необоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны