Решение б/н б/а от 29 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12433/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.08.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей «...», «...», «...», «...»;

рассмотрев жалобу «...» (далее - Заявитель) на действия «...» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № ТД-751/22 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений 2 этаж (корпус металлов) (реестровый № 32211569943, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя в части квалификации персонала.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и «...» (далее – Положение о закупке).

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией установлено, что 22.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32211569943 о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № ТД-751/22 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту помещений 2 этаж (корпус металлов).

В соответствии с Протоколом заседания Комиссии по осуществлению закупок акционерного общества «...» № К/ТД-751/22 от 10.08.2022 заявке Заявителя по итогам оспариваемой Закупки присвоено 2 место.

По итогам оценки заявок Заявителю присвоены следующие итоговые балльные оценки.

Цена договора — 67,81.

Опыт участника — 10.

Квалификация персонала — 0.

Финансовое состояние участника — 3.

В своей жалобе Заявитель оспаривает оценку по критерию «Квалификация персонала» и «Финансовое состояние участника».

В отношении довода о ненадлежащей оценке по критерию «Квалификация персонала» Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается в том числе осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В оспариваемой Закупке использовались следующие критерии.

1. Цена договора.

2.1. Опыт участника.

2.2. Квалификация персонала.

2.3. Финансовое состояние участника.

 

2.2.

Квалификация персонала

Максимальное количество баллов -10 баллов

Оценивается путем начисления баллов участнику, в количестве 10 баллов при наличии у участника полного набора квалифицированного персонала, указанного в пункте 6 технического задания конкурсной документации

Квалифицированный персонал

№ п/п

Наименование специальности

Единица измерения

Количество

не менее

1

Рабочий строитель

чел.

4

2

Рабочий монтажник

чел.

3

3

Электромонтажник

чел.

1

4

Инженер

чел.

1

необходимого для выполнения работ, указанного в сведениях о квалифицированном персонале участника (документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации), подтвержденного документами, указанными в пункте 2.2 приложения № 1.4 к конкурсной документации.

Баллы участнику не начисляются в случае отсутствия у него квалифицированного персонала необходимого для выполнения работ, в полном составе, указанном в пункте 6 технического задания конкурсной документации.

 

Пунктом 2 приложения 1.4 установлено, что оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в подтверждение соответствия требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно (при непредставлении документов баллы не начисляются).

В соответствии с пунктом 2.2 приложения 1.4 в подтверждение наличия квалифицированного персонала, указанного в пункте 6 технического задания конкурсной документации, участник в составе заявки должен представить:

- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к извещению о проведении конкурса;

- сертификаты сотрудников о повышении квалификации (при наличии);

- копии трудовых книжек и/или копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

- дипломы о наличии у задействованных сотрудников профильного образования (в отношении ИТР).

Также, согласно пункту 3 приложения 1.4 закупочной документации, документы, указанные в пунктах № 2.1-2.3 Приложения № 1.4 к конкурсной документации, предоставляются в электронной форме в составе второй части конкурсной заявки.

Комиссия проанализировала заявку Заявителя и отмечает следующее.

В Приложении 1.3 содержится Форма сведений о квалифицированном персонале участника, подлежащая заполнению. Данная форма была заполнена Заявителем полностью.

Вместе с тем, Заявитель в составе заявки не предоставил копии трудовых книжек и/или копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала, дипломы о наличии у задействованных сотрудников профильного образования (в отношении ИТР).

Соответственно, Заказчик по данному критерию баллы не начислил.

На заседании Комиссии Заявитель указал на наличие противоречий в закупочной документации.

В частности, в соответствии с пунктом 6.1. приложения № 1.1 закупочной документации «Техническое задание» в подтверждение наличия квалифицированного персонала победитель конкурса до заключения договора должен предоставить заказчику:

- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к извещению о проведении конкурса;

- сертификаты сотрудников о повышении квалификации (при наличии);

- копии трудовых книжек и/или копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

- дипломы о наличии у задействованных сотрудников профильного образования (в отношении ИТР).

Таким образом, Заявитель указывает, что пункт 2.2. Приложения 1.4. противоречит пункту 6.1. приложения 1.1.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что у Заявителя было право подать запрос на разъяснения положений закупочной документации при наличии замечаний. Также Заявитель мог оспорить положения закупочной документации в срок до окончания подачи заявок — не позднее 01.08.2022 09:00.

Тем не менее, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что пункт 2.2. приложения № 1.4. закупочной документации «Критерии оценки и сопоставления конкурсных заявок» содержит перечень документов, предоставляемых в составе заявки и необходимых для начисления баллов по критерию «Квалификация персонала», в то время как пункт 6.1. приложения № 1.1. закупочной документации «Техническое задание» содержит перечень документов, предоставляемых до заключения договора, при этом данное требование установлено с учетом того, что на момент подачи заявки участник может не иметь в наличии необходимый персонал, при этом его наличие до заключения договора обусловлено сжатыми сроками на выполнение работ.

То есть, Комиссия считает необходимым отметить, что пункт 6.1 установлен для победителя Закупки, у которого на момент подачи заявки не было в наличии требуемого персонала, но который победил за счет других установленных критериев.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что присвоенные участникам оспариваемой Закупки при оценке заявок баллы и рейтинг по критерию оценки «Квалификация участников закупки» соответствуют требованиям закупочной документации.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия также приходит к выводу о необоснованности жалобы по данному доводу и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.

Относительно довода о ненадлежащей оценке по критерию «Финансовое состояние участника» Комиссия установила следующее.

 

2.33.

Финансовое состояние участника

Максимальное количество баллов - 10 баллов

Для расчета данного критерия необходимо предоставление участником бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах) за 2 последних завершенных отчетных периода (2 года).

В случае если в бухгалтерской отчетности отсутствуют необходимые показатели, по итогам оценки по данным показателям присваивается 0 баллов.

Заявка оценивается по формуле:

Бj=

РБj

*N

Где:

Бj – количество баллов j-того участника по подкритерию,

– максимально возможное количество баллов,

РБj – сумма баллов j-того участника, полученная по итогам расчета финансового состояния участника в следующем порядке:

  1. Величина чистых активов (ЧА)

Величина чистых активов = средняя величина балансовой стоимости активов участника - средняя величина суммы долговых обязательств участника:

ЧА= (показатель, представленный в строке 1600 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1600 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2 – ((показатель, представленный в строке 1400 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1400 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2 + (показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2 – (показатель, представленный в строке 1530 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1530 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2)

Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются. Активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе участника (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса.

  1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл)

Коэффициент текущей ликвидности = средняя величина оборотных активов/средняя величина краткосрочных обязательств:

Ктл = (показатель, представленный в строке 1200 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1200 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период) /2/ (показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период) /2

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

Коэффициент абсолютной ликвидности = (средняя величина денежных средств + средняя величина краткосрочных обязательств):

Кал = ((показатель, представленный в строке 1250 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1250 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2+(показатель, представленный в строке 1240 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1240 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2)/(показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период + показатель, представленный в строке 1500 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2

  1. Коэффициент финансовой устойчивости (Кфу):

Коэффициент финансовой устойчивости = (Средняя величина капитала и резервов + Средняя величина долгосрочных обязательств) /Средняя величина валюты баланса:

Кфу = ((показатель, представленный в строке 1300 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период, + показатель, представленный в строке 1300 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2+(показатель, представленный в строке 1400 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период, + показатель, представленный в строке 1400 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2)/(показатель, представленный в строке 1700 бухгалтерского баланса за последний завершенный отчетный период, + показатель, представленный в строке 1700 бухгалтерского баланса за предыдущий завершенный отчетный период)/2

  1. Коэффициент сопоставимости оборотов участника (выручка) с начальной (максимальной) ценой договора без учета НДС (Ксо):

Коэффициент сопоставимости оборотов = начальная (максимальная) цена /среднегодовая выручка

Сумма баллов (РБj) рассчитывается по результатам оценки показателей следующим образом:

 

Показатель

Норматив показателя

Балл за выполнение норматива показателя

ЧА

ЧА> Н(М)Ц

0,20

ЧА<Н(М)Ц

0

Ктл

Ктл>1

0,20

Ктл <1

0

Кал

Кал>0,2

0,10

Кал <0,2

0

Кфу

Кфу>0,5

0,20

Кфу <0,5

0

Ксо

Ксо <0,33

0,30

Ксо>0,33

0

ИТОГО РБj

 

1

Оценка заявки участника, на стороне которого выступают несколько лиц, по данному критерию осуществляется в совокупности на основании сведений в отношении всех лиц, выступающих на стороне такого участника.

Осуществление оценки в совокупности означает, что итоговый балл участника, на стороне которого выступает несколько лиц, определяется как сумма баллов лиц, выступающих на его стороне. При этом итоговый балл не может быть больше максимально возможного количества баллов по данному критерию.

 

Комиссия проанализировала документы в составе заявки Заявителя и установила, что со стороны Заявителя была предоставлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 и 2021 годы, которая не содержала следующие показатели бухгалтерского баланса:

- 1240 (финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов));

- 1200 (итого по разделу II);

- 1400 (итого по разделу IV);

- 1530 (доходы будущих периодов);

- 1500 (итого по разделу V).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные показатели, позволяющие определить финансовое состояние Заявителя в соответствии с условиями закупочной документации, представлены не были.

В свою очередь, Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

В настоящем случае, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявок участников.

Комиссия отмечает, что закупочная документация размещена Заказчиком на официальном сайте, находится в свободном доступе, требования, указанные в конкурсной документации, в том числе и в отношении оценки заявок участников закупки, предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки, что не нарушает принципы конкуренции, а также права и законные интересы участников закупки. Расчет баллов итогового рейтинга заявок применен в равной мере ко всем участникам закупки в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, установленным конкурсной документацией. Победителем Конкурса признан участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.

При этом Заявителем в своей жалобе не приведено ссылок на нормы Закона о закупках и закупочной документации, которые по мнению Заявителя нарушены Заказчиком.

Действительных доказательств нарушения своих прав Заявителем Комиссии не представлено.

Само по себе несогласие Заявителя с итогами конкурентной процедуры не свидетельствует о нарушении Заказчиком положений Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя в указанной части.

Между тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «...» на действия «...» при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.08.2022 № ЕИ/42883/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны