Решение №28321/24 б\а от 12 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8919/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

10.07.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видео-конференц-связи представителя <...>

в отсутствие ООО «ИНВИС», извещенного надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения письмом Московского УФАС России от 03.07.2024 № НП/26839/24,

рассмотрев жалобы ООО «ИНВИС» (далее — Заявитель) на действия ООО «Автодор-Платные Дороги» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку и установку комплекта дополнительного оборудования для оснащения автоматического пункта весогабаритного контроля транспортных средств на км 683+412 автомобильной дороги М-4 «Дон» Москва-Воронеж-Ростов-на-Дону-Краснодар-Новороссийск (реестровый № 32413729912); при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку и установку комплекта дополнительного оборудования для оснащения автоматического пункта весогабаритного контроля транспортных средств на км 647+397 автомобильной дороги М-4 «Дон» Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар – Новороссийск (реестровый № 32413729980, далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

Рассмотрение жалоб проводилось в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалоб посредством видео-конференц-связи от Заявителя, как от стороны по настоящему делу, которым направлялось уведомление о принятии жалоб к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалоб заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалоб в отсутствие представителей Заявителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалоб нарушения со стороны Заказчика выражены в неправомерном отклонении заявок Заявителя.

Заявитель отмечает, что в рамках формирования заявки в интерфейсе Оператора электронной площадки Заявитель указал реквизиты специального банковского счета.

Более того, по мнению Заявителя, без указания таких реквизитов была бы невозможна подача заявки, так как Оператор электронной площадки не смог бы заблокировать денежные средства для обеспечения заявки.

Заказчик с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобах, в возражениях на них и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 21.06.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru) и ООО «ЭТП ГПБ» была размещена информация о проведении Закупки № 32413729912.

Начальная (максимальная) цена договора: 5 410 253,80 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 21.06.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 28.06.2024 в 10:00.

Дата подведения итогов: 01.07.2024.

Также Заказчиком 21.06.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru) и ООО «ЭТП ГПБ» была размещена информация о проведении Закупки № 32413729980.

Начальная (максимальная) цена договора: 5 410 253,80 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 21.06.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 28.06.2024 в 10:00.

Дата подведения итогов: 01.07.2024.

Согласно извещениям Закупки проводятся среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем в отношении проведения указанных процедур действуют специальные правила проведения закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные статьей 3.4 Закона о закупках.

Комиссия установила, что по обеим Закупкам Заявитель является участником № 1.

Согласно итоговым протоколам от 01.07.2024 заявки Заявителя не допущены, поскольку:

«В соответствии с пунктом «з» части 2 раздела IV и статьей 29 Положения Единственная часть котировочной заявки должна содержать информацию и документы об обеспечении заявки на участие в Запросе котировок, если соответствующее требование предусмотрено Извещением о закупке.

В случае, если обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств, информацию о реквизитах специального банковского счета участника закупки.

В составе заявки, представленной участником закупки № 1, отсутствует информация о реквизитах специального банковского счета.

Указанное нарушение является основанием для принятия Комиссией решения о несоответствии котировочной заявки участника № 1 требованиям и условиям, установленным в Извещении и, как следствие, отказом в допуске к участию в Запросе котировок в соответствии с пунктом «к» части 3 раздела V Извещения и подпунктом «б» пункта «7», части 1 статьи 41 Положения.».

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке, а именно: реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств.

Согласно части 19.7 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления.

Комиссия установила, что положения документации в оспариваемой части в Закупках идентичны.

В соответствии с пунктом 16 документации обеспечение заявки составляет 2 (два) процента от начальной (максимальной) цены договора.

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или представления независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.

Обеспечение заявки путем предоставления независимой гарантии:

1) независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, и гарант, выдавший такую гарантию, должны соответствовать требованиям, установленным в Приложении № 10 к Документации о закупке. Несоответствие независимой гарантии, предоставленной участником закупки, требованиям, предусмотренным настоящим пунктом, является основанием для отказа в принятии ее Заказчиком;

2) независимая гарантия в качестве обеспечения заявки предоставляется в составе такой заявки, в форме, порядке и сроки, предусмотренные Положением и Документацией о закупке;

3) возврат независимой гарантии Заказчиком предоставившему ее лицу или гаранту не осуществляется;

4) в случае уклонения победителя конкурентной процедуры / участника закупки, заявке которого присвоен второй номер / иного участника закупки, который в соответствии с требованиями Положения и Документации о закупке обязан заключить договор, от заключения договора с Заказчиком или в случае отказа Заказчика от заключения договора (когда Заказчик обязан отказаться от заключения договора согласно Положению), Заказчик вправе осуществить взыскание по предоставленной в качестве обеспечения заявки независимой гарантии;

5) расходы, связанные с предоставлением независимой гарантии, несет участник закупки, предоставляющий соответствующее обеспечение. Заказчик не возмещает такие расходы.

Обеспечение заявки путем внесения денежных средств:

Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в Запросе котировок, вносятся участником закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — специальный банковский счет).

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, возвращаются:

а) всем участникам закупки, за исключением участника закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;

б) участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия Заказчиком в порядке, установленном Извещением и Положением, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

В случае уклонения от заключения Договора, в том числе непредоставления или предоставления с нарушением условий, установленных Извещением, до заключения договора Заказчику обеспечения исполнения Договора, или отказа участника закупки заключить договор, денежные средства, внесенные на специальный банковский счет в качестве обеспечения заявок на участие в Запросе котировок, перечисляются на счет Заказчика:

<...>

Согласно подпункту з) пункта 2 раздела 4 документации единственная часть котировочной заявки должна содержать информацию и документы об обеспечении заявки на участие в Запросе котировок, если соответствующее требование предусмотрено Извещением о закупке:

реквизиты специального банковского счета участника закупки, если обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств;

независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке участником закупки предоставляется независимая гарантия, соответствующая требованиям приложения № 10 к Документации о закупке.

В соответствии с подпунктом к) пункта 3 раздела 5 документации Комиссия по закупкам не допускает участника закупок к участию в Запросе котировок по следующим основаниям: невыполнение участником закупки требований об обеспечении его заявки, в частности, непредставление обеспечения заявки в виде, предусмотренном документацией о закупке.

Комиссия установила, что в настоящем случае Заявитель выбрал способ обеспечения путем внесения денежных средств на специальный счет.

Вместе с тем, изучив материалы заявок Заявителя, Комиссия установила, что реквизиты специального банковского счета Заявителя в составе заявок отсутствуют, что не отрицается Заявителем в тексте жалоб.

В свою очередь, доводы Заявителя о том, что реквизиты специального банковского счета были указаны в интерфейсе оператора электронной площадки оцениваются Комиссией критически, поскольку Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

Кроме того на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в личном кабинете Заказчика на сайте Оператора ЭТП такие сведения отсутствуют, что подтверждается представленными материалами.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявки Заявителя не соответствуют требованиям документации.

В свою очередь, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявок Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалоб.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО «ИНВИС» (ИНН: 9102205050, ОГРН: 1169102057805) на действия ООО «Автодор - Платные Дороги» (ИНН: 7710965662, ОГРН: 1147746810826) при проведении Закупок необоснованными.

2. Снять ограничения на размещение Закупок, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.07.2024 № НП/26839/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны