Решение б/н б/а от 3 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ТЕХНОМОНТАЖ»

 

127238, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 71б, эт 2, ком. 21, оф. 48

 

 

ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»

 

107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38

 

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, Тараса Шевченко наб., д. 23-А

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8355/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

29.05.2020                                                                                                                г. Москва

            Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

            Председателя Комиссии:

           

при участии представителей ООО «ТЕХНОМОНТАЖ», ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» посредством видеоконференцсвязи;

            рассмотрев жалобу ООО «ТЕХНОМОНТАЖ» (далее — Заявитель) на действия ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме  на оказание услуг по огнезащитной обработке деревянных конструкций элементов кровли, балок перекрытий, чердачных трапов, опорных конструкций кровли в зданиях, расположенных по адресу Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 402, 408а, 408г. (реестровый № 32009130137) (далее — Запрос котировок),

            в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

           

            В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.

            Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения извещения о проведении Запроса котировок (далее – Извещение).

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

            Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

            Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

            Как следует из доводов жалобы, Заявитель указывает на следующие нарушения Заказчика при формировании Извещения:

            1. В Извещении отсутствует конкретный перечень документов, подлежащих представлению в составе заявки на участие в Запросе котировок.

            2. Извещение не содержит возможности выражения согласия на оказание услуг указанных в извещении, на условиях, предусмотренных проектом договора, без необходимости заполнения конкретных характеристик товаров.

3.  Заказчик установил требование к характеристикам товара под описание которого невозможно подобрать товар.

            На заседании Комиссии установлено следующее.

            Согласно пункту 10 Извещения заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна состоять из ценового предложения и одной части. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, а также сведения об участнике закупке, информацию о его соответствии требованиям (если такие требования установлены в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме) и об иных условиях исполнения договора в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

            Иные требования к содержанию и составу заявки к Извещении не установлены.

Таким образом, Комиссией установлено, что в составе Извещения отсутствует конкретный перечень документов, подлежащих включению в состав заявки на участие в Запросе котировок.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

            Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно протоколу № 32009130137-1 рассмотрения заявок на участие в открытом запросе котировок в электронной форме от 15.05.2020 участник ООО «ТЕХНОМОНТАЖ» отклонен от участия в Запросе котировок по причине непредставления в составе заявки лицензии на оказание услуг, требуемой в соответствии с пунктом 4.1 Технического задания.

            Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

            При  таких обстоятельствах, учитывая, что Извещение не содержит конкретного перечня документов, подлежащих включению в состав заявки, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не в праве отклонять заявки участников со ссылкой на отсутствие какого-либо документа в составе его заявки, поскольку фактически Извещение не содержит требования о представлении потенциальным участником такого документа.

            Кроме того, техническое задание также содержит ссылку на необходимость представлять указанную лицензию лишь исполнителю, а не участнику процедуры.

            С учетом изложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 10 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках, а равно приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя в рассматриваемой части.

            В этой связи Комиссия считает необходимым выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о пересмотре заявок участников с учетом принятого решения.

            Оценивая довод жалобы Заявителя об отсутствии  возможности выражения согласия на оказание услуг указанных в извещении, на условиях, предусмотренных проектом договора, без необходимости заполнения конкретных характеристик товаров, Комиссия исходила из следующего.

            В соответствии с пунктом 10 Извещения заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки.

     Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Во исполнение приведенной нормы права Заказчиком разработано и утверждено Извещение, в котором им предъявлены требования к функциональным и техническим характеристикам товаров, подлежащих использованию при оказании услуг.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки направо участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки конкретных показателей товара, подлежащего использованию при оказании услуг, в отношении которого заказчиком установлены неизменяемые показатели, равно как и отклонение такого участника ввиду неуказания им таких показателей не только напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку подобное требование не только является бесполезным дублированием требований Извещения (предлагаемого к поставке товара не станет внезапно больше, нежели требуется заказчику, и у такого товара не появятся иные показатели в части веса и формы упаковки, если участником дано согласие на предъявленные заказчиком в этой части требования) и беспричинно усложняет процесс заполнения заявки, но и в принципе оставляет разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе на исключительное субъективное усмотрение заказчика (который единолично разрешает вопрос достаточности ему согласия участника или необходимости указания им конкретных показателей своего товара).

Комиссия отмечает, что в целях обеспечения конкуренции на торгах заказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупки выразить свое согласие на использование при оказании услуг товара с качественными характеристиками, определенными им в Извещении, и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже и так определены Заказчиком в документации. Указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих поставке, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик в Извещении, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Извещение Заказчика не отвечает принципам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в рассматриваемой части.

Между тем Комиссия считает необходимым принять во внимание тот факт, что ни один участник Запроса котировок не был отклонен в связи с несоответствием технического предложения Техническому заданию, что свидетельствует о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты Запроса котировок, в связи с чем по указанному доводу у Комиссии отсутствуют основания для выдачи соответствующего предписания.

Относительно довода жалобы Заявителя об установлении Заказчиком требований к характеристикам товара, под описание которого невозможно подобрать товар, Комиссия отмечает следующее.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Извещения до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Организатора закупки) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Извещения.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Извещения подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Запроса котировок, которые подали заявки в соответствии с условиями Извещения.

Также Комиссия учитывает, что представитель Заявителя на заседании Комиссии отметил, что цель подачи жалобы - оспаривание Извещения, с положениями которой в своей заявке Заявитель согласился.

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (часть 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия Извещения, в том числе с правомерностью установления Заказчиком требований к товарам, в момент подачи им заявки на участие в Запросе котировок.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственного Извещения, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке.

Также следует отметить, что Заказчиком на заседание Комиссии были представлены возражения, подтверждающие возможность поставки товара, соответствующего требованиям документации.

Резюмируя изложенное, Комиссия оставляет без рассмотрения довод жалобы Заявителя об установлении Заказчиком требований к характеристикам товара под описание которого невозможно подобрать товар, поскольку фактически Заявитель согласился с установленными требованиями в момент подачи заявки на участие в Запросе котировок, а также с учетом того факта, что участие в процедуре приняло еще 4 участника, согласившиеся в том числе с указанными требованиями документации.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

            1. Признать жалобу ООО «ТЕХНОМОНТАЖ» (ИНН: 7743243951, ОГРН: 1187746164913) на действия ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (ИНН: 7719455553, ОГРН: 1167746817810) при проведении Запроса котировок частично обоснованной.

            2. Установить в действиях ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

            3. Выдать ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ООО «ТЕХНОМОНТАЖ»

 

127238, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 71б, эт 2, ком. 21, оф. 48

 

 

ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет»

 

107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38

 

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, Тараса Шевченко наб., д. 23-А

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-8355/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

29.05.2020                                                                                                                г. Москва

            Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

            Председателя Комиссии:

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании вынесенного решения от 29.05.2020 по делу № 077/07/00-8355/2020,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса котировок в электронной форме  на оказание услуг по огнезащитной обработке деревянных конструкций элементов кровли, балок перекрытий, чердачных трапов, опорных конструкций кровли в зданиях, расположенных по адресу Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 402, 408а, 408г. (реестровый № 32009130137) (далее — Запрос котировок), а именно:

1. Заказчику отменить все протоколы составленные в ходе проведения Запроса котировок;

2. Заказчику назначить новые даты рассмотрения заявок, подведения итогов Запроса котировок;

3. Заказчику пересмотреть заявки участников Запроса котировок с учетом принятого решения от 29.05.2020 по делу № 077/07/00-8355/2020, в том числе не предъявляя к участникам требования, которые отсутствуют в Извещении о проведении запроса котировок;

4. Заказчику не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, разместить в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания;

5. Заказчику завершить проведение Запроса котировок в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок, Положения о закупках, Извещения о проведении Запроса котировок;

6. Заказчику надлежит исполнить настоящее предписание в срок до 06.07.2020;

7. Заказчику надлежит сообщить в адрес Московского УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 08.07.2020 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

 

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны