Решение (комиссия) б/н б/а от 29 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12744/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

26.09.2023                                                                                                               г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее — Заявитель) на действия АО «НПФ «АВИАПОЛИС» (далее — Заказчик) при проведении ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «НПФ «Авиаполис», подготовленной в соответствии с требованиями отраслевых стандартов (ОСБУ) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) за 2023 год (реестровый № 1200700104923000001, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданскоправового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Таким образом, проведение спорного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Извещение о проведении Закупки размещено на сайте Единой информационной системе в сфере закупок 22.08.2023.

Дата начала приема заявок: 22.08.2023.

Дата окончания приема заявок: 08.09.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

11.08.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 725 000,00 рублей

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 08.09.2023 № №1200700104923000001 заявку Заявителя отклонили по следующим основаниям: непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствие таких информации и документов (Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (Приложение №3 к Извещению) и разделом 7 Извещения «Требования к участникам» в рамках подтверждения участником закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора, предусмотрено предоставление копий договоров с негосударственными пенсионными фондами, исполненных участником закупки. Предельное минимальное значение показателя в рамках указанных выше документов установлено в размере 1 договор. Участник закупки не предоставил ни одной копии договора и акта, подписанного с негосударственным пенсионным фондом.)

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении Закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системы Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и другихматериальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровняквалификации для исполнения контракта.

Пунктами 1, 2 Приложения № 2 к Извещению о проведении Закупки установлен состав первой и второй части заявок участников:

  • Состав первой части заявок: В соответствии с частью 19 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, в связи с тем, что в извещении не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон) (п.2 расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; п.3 качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;), заявка состоит из второй и третьей частей.

Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке. Подача заявка осуществляется участником закупки в соответствии со статей 43 Закона № 44-ФЗ.

  • Состав второй части заявок:
  1. Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупнойсделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение договора на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой;
  2. документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям,установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Разделом 7 Извещения установлены требования к участникам Закупки.

В свою очередь, пунктом 7.2. Извещения установлены критерии оценки заявок участников.

Пунктом 7.2.5.1. установлен показатель оценки заявок участников «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

Значимость показателя: 25%.

Предельное значение показателя: 100.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе приведен в приложении к Извещению «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме».

Приложением № 3 к Извещению установлен порядок оценки заявок участников по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»:

Показателем оценки, детализирующий показателем оценки (далее – детализирующий показатель) является характеристика квалификации участников закупки № 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров с негосударственными пенсионными фондами).

Оценка заявок осуществляется по формуле:

 

Предельное минимальное значение показателя X предmin - 1 договор.

Предельное максимальное значение показателя X предmax - 40 договоров.

Xi - предложение участника закупки о количестве исполненных участником закупки договоров, заявка которого подлежит оценке.

              Совокупность      вышеуказанных      положений               Закупочной          документации

свидетельствует, что установленное требование о представлении в составе заявки как минимум одного договора на оказание услуг по обязательному аудиту  негосударственного пенсионного фонда является оценочным.

В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

При этом, согласно подпункту «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, вопреки позиции Заказчика, требование о представлении в составе заявки как минимум одного договора на оказание услуг по обязательному аудиту негосударственного пенсионного фонда является оценочным, в связи с чем, отклонение заявок участников в связи с непредставлением указанных документов является неправомерным.

Так, в случае непредставления договора на оказание услуг по обязательному аудиту негосударственного пенсионного фонда участнику следует присвоить по показателю оценки заявок «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» 0 баллов, однако отклонение заявок за непредставление указанного документа является неправомерным.

Кроме того, Комиссия отмечает, что Документация Заказчика не содержит положений, согласно которым заявка участника подлежит отклонению в связи с непредставлением документов для которых установлено предельное минимальное значение.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системы контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В свою очередь, действия Заказчика по необоснованному отклонению заявки Заявителя не отвечают принципам, установленных статьей 6 Закона о контрактной системе.

При таких обстоятельствах, Комиссия устанавливает в действиях Заказчика нарушение статьи 6, пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (ИНН: 6652022791; ОГРН: 1076652000336) на действия АО «НПФ «Авиаполис» (ИНН: 7733334092; ОГРН: 1187700022377) при проведении Закупки обоснованной.
  2. Установить в действиях Заказчика нарушение статьи 6, пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранениивыявленного нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны