Решение б/н б/а от 17 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-6092/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.04.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителя АО «Почта России» - <...>
в отсутствие ООО «Премиум сервис» (извещено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.04.2020 № ПО/19323/20)$
рассмотрев жалобу ООО «Премиум сервис» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «Почта России» (далее также — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на jказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий для нужд УФПС Вологодской области (реестровый № 32008919409) (далее — Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от дальнейшего участия в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Редакция, действующая на момент проведения Аукциона размещена 31.12.2019.
Извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой договора в размере 4 906 520,88 руб. размещено на Официальном сайте 26.02.2020.
Из протокола рассмотрения вторых частей заявок от 26.03.2020 (далее - Протокол) следует, что заявка Общества отклонена от участия в процедуре в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3.4.2. Информационной карты, а именно: не представление отчетности за предыдущий истекший финансовый 2018 год и истекший период финансового года (9месяцев 2019г.).
Заявитель с указанным основанием отклонения не согласился ввиду того, что в документации отсутствует требование о представлении названных документов.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 3.4.2. Информационной карты, вторая часть заявки на участие в аукционе должна в том числе содержать документы, предусмотренные Приложением № 5 «Методика расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупок (методика расчета обеспеченности)» к Положению о закупке (далее — Методика расчета).
Разделом 2 Методики расчета установлено, что при использовании для расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупок бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами РСБУ используется:
-
отчетность за истекший финансовой год на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности с отметкой налоговой инспекции о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме или извещения о вводе, также заверенная аудиторами (при наличии требований по заверению отчетности организации внешними аудиторами),
-
отчетность за истекший период финансового года (6 месяцев текущего финансового года/ 9 месяцев текущего финансового года) на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанной руководителем предприятия.
Если срок окончания подачи заявок приходится на период с 1 января по 31 марта текущего года, то для проведения расчета уровня обеспеченности финансовыми ресурсами используется отчетность за предыдущий истекший финансовый год и отчетность за 9 месяцев истекшего финансового года, по которому годовая отчетность находится на стадии подготовки.
При использовании для расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупок финансовой отчетности в соответствии с МСФО и/или иной бухгалтерской (финансовой) отчетности подготавливаемой участниками (нерезидентами РФ), используется:
-
отчетность за истекший финансовый год, подписанная руководителем организации и заверенная аудиторами (при наличии требований по заверению отчетности организации внешними аудиторами),
-
отчетность за истекший период финансового года (6 месяцев текущего финансового года/ 9 месяцев текущего финансового года), подписанная руководителем организации.
Если подача заявок осуществляется в квартале, следующем за отчетным финансовым годом, то для проведения расчета уровня обеспеченности финансовыми ресурсами используется отчетность за предыдущий истекший финансовый год и отчетность за 9 месяцев истекшего финансового года, по которому годовая отчетность находится на стадии подготовки.
В случае если последним истекшим периодом является 3 месяца текущего финансового года, то расчет показателей осуществляется только по истекшему финансовому году.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность за истекший период текущего финансового года, подготовленная в соответствии со стандартами РСБУ:
- если срок окончания подачи заявок до 30 июля текущего года включительно – не предоставляется;
- если срок окончания подачи заявок в периоде с 30 июля до 30 октября текущего года включительно - предоставляется за 6 месяцев;
-
если срок окончания подачи заявок позднее 30 октября текущего года - предоставляется за 9 месяцев.
В случае, если участник закупок в соответствии с законодательством РФ составляет бухгалтерскую отчетность по ОКУД 0503730 и 0503721 и в его бухгалтерской отчетности отсутствует разбивка строк 210 и 290 на краткосрочные и долгосрочные вложения, то такой участник закупки дополнительно в составе заявки на участие в закупке предоставляет справку с аналитикой по данным строкам по форме таблицы 2 подраздела 4.1 настоящей Методики расчета обеспеченности, подписанную руководителем организации участника закупки.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность за истекший период текущего финансового года, подготовленная в соответствии со стандартами МСФО и/или иной бухгалтерской (финансовой) отчетности подготавливаемой участниками (нерезидентами РФ):
- если срок окончания подачи заявок ранее первого полугодия финансового года – не предоставляется;
- если срок окончания подачи заявок позднее, чем через 60 дней после окончания первого полугодия финансового года - предоставляется за 6 месяцев;
-если срок окончания подачи заявок позднее, чем через 60 дней после окончания 9 месяцев финансового года - предоставляется за 9 месяцев.
В случае, если участник закупок (нерезидент РФ) составляет отчетность по правилам стандартов бухгалтерского учета, отличным от РСБУ или МСФО, то такой участник закупки дополнительно в составе заявки на участие в закупке представляет справку по форме таблицы 3 подраздела 4.2 настоящей Методики расчета обеспеченности, подписанную руководителем организации участника закупки.
При этом представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что срок окончания подачи заявок приходится на период с 1 января по 31 марта текущего года,то для проведения расчета уровня обеспеченности финансовыми ресурсами используется отчетность за предыдущий истекший финансовый год и отчетность за 9 месяцев истекшего финансового года, по которому годовая отчетность находится на стадии подготовки
Срок подачи заявок пришелся на период с 26.02.2020 по 18.03.2020 (то есть на период с 1 января по 31 марта текущего года). Таким образом, участники закупки должны были предоставить в составе своих заявок:
- отчетность за предыдущий истекший финансовый 2018 год на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности с отметкой налоговой инспекции о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме или извещении о вводе;
- отчетность за истекший период финансового года (9 месяцев истекшего 2019 финансового года на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанной руководителем предприятия).
Кроме того, представитель Заказчика обратил внимание, что жалоба с аналогичными обстоятельствами была рассмотрена Московским УФАС России по делу от 02.12.2019 № 077/07/00-15547/2019.
Комиссия оценивает доводы Заказчика критически ввиду следующего.
Следует отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.
Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, в том числе в отношении состава заявки на участие в закупке, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений Заказчиком.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что в настоящем случае избранный Заказчиком способ изложения требований к второй части заявок участников в виде отсылочной нормы к Положению о закупках является ненадлежащим исполнением АО «Почта России» обязанности, закрепленной в пункте 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Во-первых, оглавление Положения о закупках не содержит Приложения № 5, что может вызвать затруднения в части поисков участниками нужной информации.
Во-вторых, список документов, указанных в Приложении № 5 к Положению о закупках, отсылка к которому содержится в пункте 3.4.2 Информационной карты, не содержит конкретный перечень документов, необходимых к представлению, а представляет собой несистематизированный текст.
Более того, поскольку перечень большинства представляемых документов финансовой отчетности поставлен в зависимость от срока окончания подачи заявок, который заведомо известен Заказчику на момент публикации извещения о проведении конкурентной процедуры, то не ясна причина, по которой Заказчик сформировал требования с помощью отсылки к иному документу, вместо того, чтобы указать перечень необходимых документов в Аукционной документации.
Комиссия считает, что подобные действия Заказчика вводят участников процедуры в заблуждение, что влечет ограничение конкуренции и не соответствует принципам, закрепленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вышеизложенные выводы Комиссии подтверждаются фактическими обстоятельствами дела, а именно тем, что согласно Протоколу из 7 участников 6 были отклонены по данному основанию.
Также Комиссия отмечает, что в рамках дела от 02.12.2019 № 077/07/00-15547/2019 рассматривалась жалоба на действия АО «Почта России» при проведении аукциона с реестровым № 31908339565, из итогового протокола которого следует, что 4 участника из 9 были отклонены за не предоставление документов согласно Методике расчета. Указанные обстоятельства позволяют антимонопольному органу прийти к выводу о системности в действиях Заказчика.
Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и признает жалобу обоснованной.
При изучении сведений, размещенных в ЕИС, Комиссией установлено, что Заказчиком по результатам Аукциона заключен договор от 07.04.2020. Копия договора Заказчиком в материалы дела не представлена.
Комиссия критически оценивает действия Заказчика в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Итоговый протокол размещен Заказчиком на Официальном сайте 26.03.2020.
Таким образом, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации договор мог быть заключен не ранее 07.04.2020.
При этом стоит учитывать, положения части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с которым в случае принятия жалобы к рассмотрению Организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
В силу части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 06.04.2020 № ПО/18065/20 антимонопольным органом торги были приостановлены в части заключения договора.
В свою очередь, договор, заключенный в нарушение требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, считается ничтожным.
Следовательно, Заказчиком заключен договор в нарушение уведомления антимонопольного органа.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют препятствия к выдаче Заказчику обязательного к исполнению предписания об устранении допущенного нарушения.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО «Премиум сервис» (ОГРН: 1165321053875, ИНН: 5321182760) на действия АО «Почта России» (ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000) при проведении Аукциона обоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, частей 18,19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
-
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписания об устранении допущенного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.