Решение б/н б/а от 1 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-4941/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
29.03.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Теплотех», АО «ТВЭЛ», АО «Атомкомплект» (Организатор закупки);

рассмотрев жалобу ООО «Теплотех» (далее также — Заявитель, Общество) на действия АО «ТВЭЛ» (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке и внедрению системы прогнозирования качества продукции и состояния оборудования для обществ Топливной компании, а также предоставление права использования на условиях простой (неисключительной) лицензии программного обеспечения для нужд АО «ТВЭЛ» (реестровый № 32110023106) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 174 500 000,00 руб. размещено на Официальном сайте 24.02.2021.

Из жалобы следует, что Заявитель не согласен с установлением требований о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

Согласно пунктов 1.5),1.6) части 1 документации Заказчик установил к участникам требование о предоставлении участников и привлекаемых субподрядчиков сведений о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

При этом Заявителя указал, что представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки. Кроме того, в случае если участником Конкурса, с которым принято решение заключить договора, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Данная позиция подкреплена решениями УФАС от 08.02.2018 № 223ФЗ-84/18, от 24 апреля 2017 г. по делу № 223ФЗ-353/17, от 25.04.18 № 223ФЗ-278/18, от 23 декабря 2019 г. № 223ФЗ-1167/19.

На заседании Комиссии Заказчик и Организатор закупки пояснили, что спорное требование Обязанность юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и предоставлять полную информацию о цепочке собственников и бенефициаров предусмотрена ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28.12.2011 № ВП-П13-9308, которым Правительство Российской Федерации в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью обязало ряд заказчиков при подготовке подписанию новых договоров, в качестве необходимого условия для заключения договора предусмотреть раскрытие контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с подтверждением соответствующими документами.

Кроме того, подпунктом 1.6 пункта 2.2.1 Закупочной документации установлено требование о ненахождение участников закупки и/или их субподрядных организаций в перечнях физических лиц, юридических лиц, а также контролируемых указанными физическими и юридическими лицами организаций, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2018 № 1300 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592 (далее – Постановление № 1300).

Вместе с тем Поставление № 1300 является нормативным актом, а равно обязательно к исполнению на территории Российской Федерации.

Комиссия оценивает вышеуказанные доводы критически в связи с тем, что вышеуказанные нормы установлены для контрагентов, а равно могут быть применимы исключительно к участнику, признанному победителем конкурентной закупки.

При этом требовать от участников представления спорных требований в составе подаваемой заявки, по мнению антимонопольного органа, является неправомерным, так как не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

При этом Комиссия отмечает, что подобное требование должно предъявляться исключительно к победителю закупки (как условие заключения договора со стороны заказчика и только после предоставления сведений о цепочке бенефициаров победителем закупки). В случае же установления подобного требования к участнику закупки, заказчик не должен отклонять участника закупки за какое-либо формальное несоответствие такого документа на этапе рассмотрения заявок, поскольку любые формальные несоответствия по форме документы могут быть преодолены и нивелированы на этапе заключения договора.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в Извещении противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и признает жалобу Заявителя обоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Теплотех» (ИНН: 3306019131 , ОГРН: 1183328011338) на действия АО «ТВЭЛ» (ИНН: 7706123550, ОГРН: 1027739121475) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны