Решение б/н б/а от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16645/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.12.2023                                                                                                        г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<..........>,

членов Комиссии:

<..........>,

<..........>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ПКК «МАРШ» <..........>, Департамента капитального ремонта города Москвы <..........>,

рассмотрев жалобу ООО «ПКК «МАРШ» (далее — Заявитель) на действия Департамента капитального ремонта города Москвы (далее — Заказчик) при проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (реестровый № 017320000182300020) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Постановление № 615).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу Закона о контрактной системе и Постановления № 615, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.

Согласно доводам жалобы заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Комиссией установлено, что 10.10.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее — ЕИС), а также на сайте Единой электронной торговой площадки размещено извещение № 017320000182300020 о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, в том числе на ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Дата и время начала срока подачи заявок на участие в предварительном отборе: 11.10.2023 00:00 (МСК).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе: 07.11.2023 10:00 (МСК).

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе: 21.11.2023.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению предварительного отбора по рассмотрению заявок на участие от 21.11.2023 № 175/ПО-2023-р заявка Заявителя (порядковый номер 2) отклонена на основании п. 1.5.1. документации о проведении предварительного отбора и п.п. б) п. 53 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 участник предварительного отбора не включается в реестр квалифицированных подрядных организаций по следующей причине:

1. В качестве подтверждения наличия минимального количества квалифицированного персонала представлены копии документов только на двух сотрудников из требуемых трех. Таким образом, участник предварительного отбора не подтвердил наличие минимального количества квалифицированного персонала, что не соответствует требованиям п. 3.3.2.3. и части VI. «Требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора» документации о проведении предварительного отбора, а также п.п. б) п. 38 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).

В соответствии с подпунктом «о» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются требования к участникам предварительного отбора, в том числе наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом «в» пункта 38 Положения Заявка на участие в предварительном отборе должна, в том числе содержать согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» каждого работника, персональные данные которого содержатся в заявке на участие в предварительном отборе.

На основании подпункта «а» пункта 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в случае несоответствия участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения.

Так, пунктом 1.4.13 Закупочной документации установлено обязательное требование к участникам предварительного отбора о наличии у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного частью VI. «Требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора» настоящей документации о проведении предварительного отбора.

Частью VI Закупочной документации установлены следующие требования к минимальному количеству квалифицированного персонала, входящего в штат участника предварительного отбора:

Участник предварительного отбора должен иметь в штате следующий квалифицированный персонал, при этом каждый сотрудник должен одновременно соответствовать установленным ниже требованиям:

 

п/п

Состав специалистов

Количество специалистов, не менее*

общий трудовой стаж **

Образование

1

Работник индивидуального предпринимателя / работник юридического лица

3

Не менее 5 лет в области проектирования по направлению строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства

Наименование специальностей высшего образования должно соответствовать приложению к приказу Минстроя России от 06.11.2020 № 672/пр

2***

Работник индивидуального предпринимателя / работник юридического лица

1

Не менее 3 лет за последние 10 лет в области проектных работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (архитектор-реставратор)

Высшее или среднее образование, соответствующее приложению к приказу Минстроя России от 06.11.2020 № 672/пр,

либо дополнительное профессиональное образование (программа повышения квалификации / программа профессиональной переподготовки) в области сохранения (реставрации) объектов культурного наследия.

 

* Из требуемого количества специалистов по месту основной работы участника предварительного отбора должно быть не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, предусмотренный статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

**Стаж работы считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

*** По данному пункту может быть учтен один из специалистов, информация по которому представляется в рамках пункта 1, при условии его соответствия одновременно требованиям, установленным в п. 2.

Таким образом, исходя из вышеизложенных требований Закупочной документации, из требуемого количества специалистов — не менее 3 специалистов, должно быть представлено не менее двух по основному месту работы специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, предусмотренный статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3.2.3 Закупочной документации установлены следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным разделом 1.4 настоящей документации о проведении предварительного отбора:

Документы, подтверждающие наличие у Участника в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного пунктом 1.4.13. Документации:

3.3.2.3.1. Копия расчета по страховым взносам, представляемого плательщиками страховых взносов, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа.

Расчет по страховым взносам, должен быть составлен по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их предоставления в электронной форме», с отметкой территориального органа ФНС России о приеме или с приложением электронной квитанции (расписки) о приеме документов с электронной подписью в случае отправки расчета в электронном виде (Представленный расчет должен содержать все разделы утвержденной формы).

3.3.2.3.2. Копия штатного расписания.

3.3.2.3.3. Штатно-списочный состав сотрудников.

3.3.2.3.4. Копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений.

3.3.2.3.5. Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» каждого работника, персональные данные которого содержатся в заявке на участие в предварительном отборе (на прилагаемых специалистов предлагается заполнить Форму 2 настоящей Документации).

На основании пункта 1.5.1 Закупочной документации участник предварительного отбора не включается в реестр подрядных организаций в случае:

- несоответствия участника предварительного отбора требованиям, установленным разделом 1.4 настоящей документации о проведении предварительного отбора;

- не соответствия заявки на участие предварительном отборе требованиям, установленным разделом 3.3 настоящей документации о проведении предварительного отбора;

- установления факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения наличия минимального количества квалифицированного персонала представлены копии документов на 2 сотрудников: <..........>, <..........>

Таким образом, Заявителем в составе заявки заявлено 2 сотрудника, в то время как требованиями Закупочной документации установлено минимальное количество сотрудников — 3.

Кроме того, на <..........> не представлено согласие на обработку персональных данные, предусмотренную пунктом 3.3.2.3.5 Закупочной документации.

Заявитель в жалобе ссылается на то, что в части VI Закупочной документации указано «Из требуемого количества специалистов по месту основной работы участника предварительного отбора должно быть не менее двух специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, предусмотренный статьѐй 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.».

Таким образом, по мнению Заявителя, в составе заявки Заявителем представлено верное количество сотрудников.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в данном случае доводы Заявителя основаны на неверном толковании Закупочной документации, поскольку требование, установленное в части VI Закупочной документации, на которое ссылается Заявитель указывает на минимальное количество сотрудников из требуемого количества специалистов «не менее 3 сотрудников» по основному месту работы, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, предусмотренный статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, в Закупочной документации установлено минимальное количество сотрудников со стажем не менее 5 лет в области проектирования по направлению строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства в количестве «не менее 3 сотрудников».

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что фактически заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

При этом Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ПКК «МАРШ» <..........> на действия Департамента капитального ремонта города Москвы <..........> при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.11.2023 № НП/50696/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны