Решение б/н б/а от 30 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5980/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


27.05.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...> главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «ГЭХ Закупки» <...>, представителя ПАО «Мосэнерго» <...>, представителей ООО «Мак-Технолоджис» <...>,

рассмотрев жалобы ООО «Мак-Технолоджи» (далее — Заявитель) на действия ПАО «Мосэнерго» (далее — Заказчик) и ООО «ГЭХ Закупки» (далее — Организатор закупки) при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку кислоты оксиэтилидендифосфоновой (ОЭДФ) для нужд Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Мосэнерго» (реестровый № 32413528939, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Организатора закупки при проведении Закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы Заказчик и Организатор закупки неправомерно проводят закупку в неконкурентной форме в виде открытых маркетинговых исследований, поскольку рынок на которому осуществляется закупка является конкурентным.

Также, по мнению Заявителя, при формировании документации Заказичик и Организатор закупки нарушили требования Закона о закупках, а именно:

- установил неправомерное требование к гарантийному сроку, поставляемого товара;

- неправомерно включил требование к участникам закупки о необходимости наличия опыта, аналогичного предмету закупки.

Указанные условия документации, по мнению Заявителя, могут привести к нарушению прав участников закупки и ограничению конкуренции.

Представители Заказчика и Организатора закупки с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на них и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Мосэнегро», утвержденного решением Совета директоров ПАО «Мосэнерго» 05.04.2021 (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 1.1.3 Положения настоящее Положение регулирует закупочную деятельность Общества, устанавливает единые правила и порядок закупок товаров, работ, услуг, в том числе в целях коммерческого использования (далее – закупки), направленные на реализацию следующих принципов закупок:

создание условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Общества в товарах, работах, услугах и выявления поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно удовлетворить потребности Заказчика с требуемыми показателями цены, качества и надежности;

обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов электроэнергетики; информационной открытости закупок; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика, минимизации налоговых рисков;

отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;

создания условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами при проведении закупок в целях получения лучших условий удовлетворения потребности по параметрам цены, качества и сроков на соответствующем товарном рынке;

обеспечения баланса издержек на организацию и проведение процедур конкурентных закупок и ожидаемой экономической выгоды от их результатов.

Комиссией установлено, что 19.04.2024 Заказчик на сайте ЭТП ГПБ, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении Закупки.

Дата начала срока подачи заявок 19.04.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.05.2024 10:00.

Дата подведения итогов: 21.06.2024.

НМЦД: 2 354 200, 00 руб.

Согласно извещению способом осуществления Закупки является проведение открытых макркетинговых исследований в электронной форме (с размещением информации).

В соответствии с пунктом 1.2.33 Положения маркетинговые исследования – это способ неконкурентной закупки, при котором Заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), в том числе путем размещения в специализированных информационных системах/электронных площадках).

Вместе с тем, по мнению Заявителя, осуществление Закупки указанным способом является не целесообразным, поскольку Закупка осуществляется на товарном рынке, в связи с чем данный способ закупки может привести к ограничению конкуренции.

Рассмотрев указанный довод, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках заказчик осуществляет закупочную деятельность, руководствуясь действующим у заказчика Положением.

Порядок проведения закупочных процедур неконкурентным способом определен Положением.

Согласно пункту 1.2.35 Положения закупка, условия осуществления которой не соответствуют хотя бы одному из условий, предусмотренных пунктами 1.2.27 и 1.2.28 для проведения конкурентных закупок.

Пунктами 1.2.27 и 1.2.28 Положения установлено, что 1.2.27 конкурентная закупка – проводимая в рамках регулирования отношений Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1.2.27.1. Информация о конкурентной закупке сообщается Заказчиком одним из следующих способов:

- путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

- посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки.

1.2.27.2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с Заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

1.2.27.3. Описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

1.2.28. Конкурентная закупка в электронной форме – конкурентная закупка, при которой направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление Комиссии доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

В силу пункта 6.8.9 Положения маркетинговые исследования могут проводиться Заказчиком в случае, если условия закупки исходя из ее специфики (особенностей) не предполагают соблюдение хотя бы одного из условий, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и пунктами 1.2.27, 1.2.28 для отнесения закупки к конкурентной, а именно в случаях если:

- сведения о закупке не подлежат размещению в единой информационной системе, на официальном сайте в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ;

- сведения о закупке Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе в соответствии с настоящим Положением;

- проводится закупка товаров, работ или услуг, ограниченных в свободном обороте на товарных рынках в соответствии с требованиями действующего законодательства (оружие, взрывчатые вещества и материалы, продукция двойного назначения и пр.) среди ограниченного круга участников, допущенных к данной деятельности;

- проводится закупка товаров, работ и услуг в целях обеспечения безопасности, включая обеспечение информационной безопасности (систем охраны, защиты от несанкционированного вмешательства, антитеррористической защищенности и пр.) особо опасных, критически важных производственных объектов и объектов инфраструктуры Общества, публичное размещение информации о которых несет риски раскрытия подходов к обеспечению безопасности, ее критических элементов, а также позволит идентифицировать исполнителей;

- проводится закупка товаров, работ или услуг на товарных рынках, где спрос на товар (работу, услугу) превосходит предложение и/или договор заключается на условиях продавцов (исполнителей работ, услуг) по устанавливаемым ими правилам (рынок продавца);

- проводится закупка товаров, работ или услуг, оборот которых в силу сложившиеся деловых обычаев или правил, установленных саморегулируемыми организациями участников рынка, осуществляется с применением особых механизмов размещения заказа, включая использование специализированных информационных систем;

- проводится закупка товаров, работ или услуг в электронной форме, потенциальными исполнителями по которой могут быть лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации, и которые в силу правил функционирования единой информационной системы и положений нормативных правовых актов не могут зарегистрироваться и подавать заявки для участия в конкурентных закупках в электронной форме на российских электронных площадках;

- проводится закупка товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при которой в силу особенностей предмета закупки (в том числе, описание предмета закупки, порядок формирования лота), необходимых сроков удовлетворения потребностей Заказчика, либо целесообразности определения победителя с учётом опыта, квалификации участников закупки, иных критериев, осуществление конкурентной закупки не будет в полной мере соответствовать принципам закупок, определенным настоящим Положением;

- проводится закупка Квотируемых товаров российского происхождения в целях обеспечения выполнения установленной постановлением от 03 декабря 2020 г. № 2013 минимальной доли закупок товаров российского происхождения.

Согласно извещению Закупка осуществляется исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее — Постановление № 1352) закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, как указали Заказчик и Организатор закупки, учитывая, что Закупка осуществляется среди субъектов малого и среднего предпринимательства на основании пункта 6.8.9 Положения в качестве способа проведения закупки было избрано проведение маркетинговых исследований.

Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что Заказчик и Организатор закупки при избрании способа проведения закупочной процедуры руководствовались Положением и Постановлением № 1352.

Вместе с тем Заявителем не приведены доводы относительно конкретных условий проведения маркетинговых исследований, которые бы препятствовали подаче заявок на участие в процедуре, а равно нарушали бы его права и законные интересы.

Кроме того Комиссия отмечает, что сам по себе способ проведения закупки, который Заявитель считает по тем или иным причинам нецелесообразным, не может привести к органичению конкуренции или нарушению прав участников рынка.

Так, Комиссией установлено, что на участие в Закупке было подано 6 заявок, что свидетельствует о том, что на рассматриваемом товарном рынке имеются хозяйствующие субъекты, готовые участвовать на условиях проводимого маркетингового исследования.

Комиссия отмечает, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Таким образом, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика и Организатора закупки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае Заявитель не приводит в жалобе доводов и не предоставил доказательства, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов в данной части.

В связи с чем данный довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

Комиссия, рассмотрев довод Заявителя о неправомерном установлении требования о наличии аналогичного предмету договора опыта, установила следующее.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу А40-265434/2020, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 № 305-ЭС21-5801, от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423).

При этом Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В силу принципа равноправия недопустимым является предъявление различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Исходя из этого, само по себе уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Комиссией установлено, что в силу пункта 15.4.11 Положения в документации о проведении маркетинговых исследований должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 1.4 Документации определены требования к участникам Закупки.

В соответствии с пунктом 1.4.1.13 Документации в качестве квалификационного требования к участнику опеределено:

осуществление Участниками за последние 3 (три) года, предшествующих дате окончания срока подачи Заявок на участие в маркетинговых исследованиях, поставок товаров, выполнение работ (оказание услуг), аналогичных поставкам товаров, выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметами закупок (если данное требование установлено в разделе 8 Документации).

В силу пункта 4.7 раздела 8 Документации «Техническое задание» (далее — Техническое задание) участник маркетинговых исследований должен иметь опыт поставки химических реагентов (осуществления) за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в маркетинговом исследовании, продукции аналогичной предмету закупки. Для подтверждения наличия опыта поставки Участник в составе заявки должен предоставить информацию о договорах поставки за последние 3 года по форме «Специальный опыт участника» из Документации на маркетинговые исследования.

По мнению Заказчика, установление данного критерия обусловлено потребностью Заказчика в поставке товара надлежащего качества, поскольку реагент ОЭДФк (оксиэтилидендифосфоновая кислота) применяется на ТЭЦ ПАО «Мосэнерго» для обработки воды систем оборотного водоснабжения.

При эксплуатации оборотных систем с градирнями и брызгальными бассейнами за счет концентрирования солей, в том числе солей жесткости, в системе достигается пересыщение воды по карбонату кальция, что приводит к образованию накипи в трубках конденсаторов, маслоохладителей и других теплообменников. Наличие отложений в трубках конденсаторов приводит к ухудшению теплообмена и вакуума, перерасходу топлива, требует проведение отчисток.

Для предотвращения образования минеральных отложений охлаждающую оборотную воду обрабатывают стабилизирующими реагентами. ОЭДФк является таким стабилизирующим противонакипным реагентом. ОЭДФк обладает высокой комплексообразующей способностью и образует прочный комплекс с ионами кальция. В виде тетракальциевого комплекса ОЭДФк сорбируется поверхностью кристаллов карбонатов кальиция и препятствует их направленному росту и агломерации, создавая тем самым пересыщенные растворы по карбонату кальция без выделения накипи.

ОЭДФк дозируется в оборотную воду в виде 1-10% раствора. Комплексообразующие свойства ОЭДФк зависят от качества реагента, от соблюдения условий хранения.

Таким образом, Заказчику указал, что реагент представляет большую значимость для основной хозяйственной деятельности Заказчика, поскольку влияет на показатели работы ТЭЦ — поддержание вакуума в конденсаторе и перерасход топлива.

Вместе с тем установленное требование распространяется на всех участников закупки. При этом Заявитель не предоставил доказательств, свидетельствующих о том, данное требование предоставляет преимущество конкретному хозяйствующему субъекту.

Вместе с тем довод Заявителя о том, что спорное требование ограничило конкуренцию опровергается фактическим обстоятельствами, поскольку на участие в закупке было подано 6 заявок.

Также Заявителем не доказано, что установленное требование нарушает его права и законные интересы, а равно препятствует подаче заявки на участие в процедуре.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заявитель не подтвердил действительное, а не мнимое, нарушение его прав оспариваемым требованием, в связи с чем жалоба Заявителя в указанной части признается Комиссией необоснованной.

Относительно довода Заявителя об установлении неправомерного требования к гарантийному сроку Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1.9.3 Положения при проведении закупок к участникам закупки могут быть установлены другие требования к участникам закупки, направленные, в том числе, на исключение риска неисполнения договора, а также на обеспечение гарантий надлежащего исполнения обязательства по поставке (выполнения работ, оказания услуг), не противоречащие настоящему Положению.

Пунктом 3.3 Технического задания установлено, что гарантийный срок на поставляемую Продукцию должен соответствовать сроку, установленному заводом-изготовителем, но не менее 12 месяцев с даты поставки на склад Заказчика.

По мнению Заявителя, ОЭДФ кислота производится только за пределами Российской Федерации и максимальный гарантийный срок, установливаемы заводом-изготовителем, составляет 12 месяцев с даты производств, в связи с чем требование о том, что гарантийный срок должен составлять не менее 12 месяцев с даты поставки на склад Заказчика является не правомерным, поскольку максимальный срок с даты поставки продукции на склад, с учетом времени, необходимого на доставку, и оформления товарносопроводительных документов будет составлять не более 10-11 месяцев.

Вместе с тем вопреки собственным доводам Заявитель предоставил коммерческие предложения профессиональных участников рынка, согласно которым срок годности товара может превышать 12 месяцев с даты проиводства.

Более того, Комиссия, изучив поданные на участие в Закупке заявки, установила, что участники изъявили готовность поставить товар с соблюдением установленного документацией требования.

При этом Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 1 Закона о закупках обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом надлежащая потребность к закупаемым товарам выражена Заказчиком в Техническом задании.

В свою очередь, Заявитель не может спорить с такой потребностью и самостоятельно определять, какие именно характеристики необходимо установить и являются значимыми при приобретения товара.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя является необоснованной в указанной части.

Комиссия также отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО «Мак-Технолоджи» (ИНН:6167068180, ОГРН:1036167008954) на действия ПАО «Мосэнерго» (ИНН:7705035012, ОГРН:1027700302420) ООО «ГЭХ Закупки» (ИНН:7733667750, ОГРН:5087746050145) при проведении Закупок необоснованными.

2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 07.05.2024 № НП/17950/24, 16.05.2024 № НП/19160/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны