Решение б/н Решение по жалобе <...> на действия ООО «Бизнес клуб «Импери... от 6 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 077/07/00-8026/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02.09.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу <...> (далее — Заявитель, Податель жалобы) на действия ООО «Бизнес клуб «Империум» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника (сообщение № 3932705, далее — Торги) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, мотивированная несогласием отклонением его заявки от участия в Торгах.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно тексту жалобы, Заявителем 12.08.2019 была подана заявка на участие с приложением всех необходимых в соответствии с требованием действующего законодательства и сообщением о проведении торгов.

В то же время, 12.08.2019 Организатор торгов отказал заявке Заявителя в допуске к участи торгах в связи с содержанием в ней недостоверных сведений в части паспортных данных Заявителя, а именно: даты выдачи документа, удостоверяющего личность.

Не согласившись с действиями Организатора торгов, считая свою заявку полностью соответствующей, Заявитель обратился в антимонопольный орган для восстановления своих прав и интересов как участник Торгов.

Комиссия, заслушав возражения представителя Организатора торгов, оценив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, установила следующее.

В соответствии с сообщением о проведении Торгов заявка на участие в торгах оформляется в форме электронного документа, составляется в произвольной форме на русском языке и содержит:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты,

б) выписку из ЕГРЮЛ (для юридического лица) либо выписку из ЕГРИП (для индивидуального предпринимателя) выданную не ранее 30 дней до даты подачи заявки, копии документов, удостоверяющих личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

в) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (решение или протокол, устав) (для юридических лиц);

г) копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Прилагаемые к заявке документы представляются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя.

При этом пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

-наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

-фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

-номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Согласно абзацу 5 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

-выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

-документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений части 11
статьи 110 Закона о банкротстве необходимость представления документов, удостоверяющих личность, не отнесена к случаям проведения торгов в электронной форме. По смыслу приведенной нормы представление упомянутых документов не является необходимым, поскольку в составе заявки участниками торгов указываются паспортные данные, а также сведения о наличии либо отсутствии у них заинтересованности по отношению к проводимым торгам, в связи с чем представление физическими лицами документов, удостоверяющих личность, является бесполезным дублированием соответствующих сведений, и без того наличествующих в заявке участника, что, в свою очередь, способно привести к созданию препятствий потенциальным участникам торгов при подаче ими заявок на участие в соответствующих конкурентных процедурах (сбои в работе электронной площадки при прикреплении участниками к своим заявкам соответствующих документов и, как следствие, невозможность организаторов торгов ознакомиться с этими документами) и повлечь за собой ограничение их количества.

Кроме того, согласно абзацу 14 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в том числе, в случае, если: представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны.

В свою очередь, перечень документов, указанный в части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Предметом торгов в процедуре банкротства является не удовлетворение их организатором собственных потребностей, что может обуславливать необходимость установления дополнительных требований к участникам торгов, а скорейшая реализация имущества должника в целях расчетов с кредиторами последнего.

При проведении торгов в форме аукциона или публичного предложения установление дополнительных требований к составу представляемых на участие в торгах документов является не только необоснованным и не предусмотренным действующим законодательством, но и нецелесообразным ввиду отсутствия необходимости в получении каких-либо документов, помимо тех, которые прямо поименованы в части 11 статьи 110 Закона о банкротстве и позволяющих идентифицировать участника торгов. Кроме того, данное обстоятельство способно привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся путем установления требований о предоставлении иных, не предусмотренных законом документов, искусственно ограничить количество потенциальных участников с тем, чтобы заключить контракт с заранее определенным лицом.

Как пояснил представитель Организатора торгов, в заявке Подателя жалобы в графе «дата выдачи паспорта» было указано 13.12.2007, в то время как в соответствии со скан-копией паспорта, предложенной в составе заявки датой выдачи паспорта указано 13.12.2017, что указывает на содержание в составе заявки участника недостоверных сведений и в соответствии с Законом о банкротстве такая заявка подлежит отклонению от участия в Торгах.

Вместе с тем Комиссия не может согласиться с доводами Организатора торгов на основании нижеследующего.

Представителем Организатора торгов была представлена распечатка заявки, с сайта оператора электронной торговой площадки, в которой было указано что дата выдачи паспорта 13.12.2007. При этом в соответствии с представленной распечаткой данные сведения были заполнены 04.06.2018, о чем свидетельствует специальная графа, и относятся к данным, заполняемым участником при аккредитации на электронной торговой площадке. Сама заявка была заполнена в произвольной форме в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, и приложена в специальной графе «Документы, представленные заявителем» и содержала указание на дату выдачи паспорта — 13.12.2017.

Как пояснил представитель Заявителя, при регистрации на электронной торговой площадке была допущена техническая ошибка при заполнении формы личной карточки участника и был неверно указан год выдачи паспорта Подателя жалобы.

Следует также отметить, что наличие допущенной технической ошибки при регистрации на электронной торговой площадке не помешало участнику пройти аккредитацию и получить возможность участия в Торгах.

При этом представителем торгов на заседании Комиссии не было доказано, что спорная часть сведений о заявителе относится именно к составу заявки, а не к данным, заполненным участником при регистрации на электронной торговой площадке.

Вместе с тем, принимая во внимание недоказанность со стороны Организатора торгов отнесения данных сведений к заявке Заявителя, и принципиального значения данной информации при рассмотрении заявки Подателя жалобы, наличие правильной информации в составе произвольно составленного документа в электронной форме, подписанного электронной цифровой подписью и поименованного «Заявка», а также представления скан-копии паспорта, требование о котором в сообщении о проведении Торгов по своей сути противоречит нормам Закона о банкротстве, Комиссия приходит к выводу об отсутствии у Организатора торгов оснований для отклонения заявки Заявителя.

Исходя из совокупности вышеизложенных обстоятельства, Комиссия считает отклонение заявки Общества нарушающими требования пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, и считает доводы жалобы обоснованными.

Вместе с тем в ходе заседания Комиссией было установлено, что по результатам Торгов был заключен договор от 13.08.2019 № б/н (далее — Договор).

Комиссия отмечает, что согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

В контексте компетенции антимонопольного органа, как уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок и совершение действий, направленных на восстановление нарушенных прав заинтересованных лиц, путем выдачи соответствующих предписаний, антимонопольный орган руководствуется не формальным моментом подписания договора (заключенного по результатам проведения торгов), а возможностью реального восстановления нарушенных прав остальных участников при наличии таких нарушений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Комиссия отмечает, что согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Частями 18 и 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено‚ что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Следовательно, заключение договора по результатам торгов, не учитывающее закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

При этом, как было отмечено ранее, датой определения результатов Торгов является 13.08.2019. Вместе с тем договор по итогам Торгов был заключен 13.08.2019 (в тот же день), то есть в нарушение указанных сроков, что является нарушением законного права иных участников Торгов на обращение в антимонопольный орган в пределах установленных законом сроков.

Учитывая совокупность вышеназванных обстоятельств, Комиссия считает договор от 13.08.2019 № б/н ничтожным в силу части 4 статьи 18.1 и приходит к выводу об отсутствии оснований для невыдачи предписания по результатам Торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 12 статьи 110 Закона
      о банкротстве.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

по делу № 077/07/00-8026/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

02.09.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление),

руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 02.09.2019 по делу № 077/06/00-8026/2019,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Бизнес клуб «Империум» (далее — Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника (сообщение № 3932705, далее — Торги), а именно:

      1. Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.

      2. Предоставить участникам, подавшим заявки на участие в Торгах и внесшим задаток до 12.08.2019 включительно, возможность повторного внесения задатка в случае, если задатки таких участников были возвращены.

      3. Уведомить указанных в пункте 2 настоящего предписания участников Торгов о возможности повторного внесения задатка, при этом отклонение таких участников Торгов, не предоставивших задаток на участие в Торгах, не допускается в случае, если Организатором торгов не доведена до участников торгов информация о возможности повторного направления задатка.

      4. Организатору торгов разместить информацию в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве, о новых датах определения участников торгов и подведения итогов Торгов.

      5. Организатору торгов пересмотреть заявки, поданные на периоде с 06.08.2019 по 12.08.2019 проведения Торгов с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 02.09.2019 по делу № 077/06/00-8026/2019.

      6. Организатору торгов разместить информацию об итогах проведения Торгов в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве.

      7. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 08.10.2019.

      8. Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 15.10.2019 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны