Решение б/н б/а от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1139/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
02.02.2023                                                                                                        г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...................>,

членов Комиссии:

<...................>,

<...................>,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «РемСтройСервис», ФГУП РСВО,

рассмотрев жалобу ООО «РемСтройСервис» (далее - Заявитель) на действия ФГУП РСВО (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по изменению планировочных решений, переоборудование и осуществление ремонтных работ офисного помещения на объекте Заказчика (реестровый № 32211999812) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

При этом в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 28.12.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк - АСТ» (http://www.sberbank-ast.ru), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по изменению планировочных решений, переоборудование и осуществление ремонтных работ офисного помещения на объекте Заказчика (реестровый № 32211999812) (далее — запрос предложений, процедура).

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 17.01.2023 заявка Заявителя отклонена на основании несоответствия заявки на участие в закупке по существу, составу и оформлению требованиям, установленным документацией о закупке п. 7 Раздела III Информационной карты Запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Так, Разделом 3 Закупочной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе предложений.

Согласно пункту 3.1 Закупочной документации участник запроса предложений подает заявку на участие в запросе предложений согласно формам, предусмотренным в соответствии с требованиями Информационной карты и настоящего раздела, а также по Формам Раздела IV настоящей документации.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Закупочной документации в случае проведения запроса предложений с двухчастной заявкой, заявка на участие в запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения:

п. 3.3.1.1 первая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать:

а) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки; в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в запросе предложений сведений об участнике закупке. (ФОРМА 2. РАЗДЕЛА IV. ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ) (просим предоставлять в текстовом формате «.doc» или «.docx»).

б) информацию и документы, предоставляемые участником в целях осуществления оценки его заявки, по критериям, установленным в отношении предлагаемых участником такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

(В случае проведения запроса предложений с двухчастной заявкой информация по п. б предоставляется в составе второй части заявки).

Аналогичные требования содержатся в пункте 8 Информационной карты.

В соответствии с пунктом 9 Информационной карты описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказанной услуги, их функциональных характеристик (потребительских свойств), а также количественных и качественных характеристик должно быть подготовлено по Форме 2 Раздела IV (ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ) настоящей документации о запросе предложений в электронной форме.

В соответствии с Формой 2 участнику необходимо представить следующее техническое предложение:

«ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ по функциональным, техническим и качественным характеристикам, а также эксплуатационным показателям товара, работы, услуги

Изучив документацию запроса предложений в электронной форме на ___________________________________ (наименование предмета закупки), в том числе условия и порядок проведения настоящего запроса предложений, изменения, разъяснения, проект договора, техническое задание, сообщаем о согласии поставить товар (выполнить работы, оказать услуги), на условиях, предусмотренных настоящей документацией запроса предложений в электронной форме.

Техническое предложение участника закупки по функциональным, техническим и качественным характеристикам, а также эксплуатационным показателям товара, работы, услуги (заполняется на основании Технического задания (РАЗДЕЛ V. Документации запроса предложений в электронной форме) (просим предоставлять в текстовом формате «.doc» или «.docx»).

Техническое предложение участника запроса предложений в отношении объекта закупки должно включать все положения Технического задания (РАЗДЕЛ V. Документации запроса предложений в электронной форме) с указанием конкретных характеристик оказываемых услуг/работ, предлагаемых участником запроса предложений (комментарии участника выделяются курсивом).

В случае отсутствия каких-либо положений Технического задания (РАЗДЕЛ V. Документации запроса предложений в электронной форме), либо несоответствия характеристик оказываемых услуг/работ, предлагаемых участником, требованиям Технического задания, заявка на участие в запросе предложений признается не соответствующей требованиям, указанным в документации.».

Таким образом, учитывая, что Заказчиком предусмотрена подача заявки в двух частях, участнику в составе первой части заявки необходимо представить предложение участника в соответствии с формой 2 на основании технического задания с указанием конкретных характеристик оказываемых услуг/работ, предлагаемых участником. При этом, информация, предусмотренная пп. «б» п. 3.3.1.1 Закупочной документации предоставляется во второй части заявки.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе первой части заявки представлено «Согласие участника аукциона»:

«1. Настоящим Общество с ограниченной ответственностью сведения о которой указаны во второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме, выражает согласие на предоставление услуги и товаров, соответствующих требованиям документации аукциона в электронной форме на формирование материально-технического запаса на Выполнение работ по изменению планировочных решений, переоборудование и осуществление ремонтных работ офисного помещения на объекте Заказчика.

Реестровый номер закупки № 32211999812 на условиях, предусмотренных указанной документацией аукциона в электронной форме».

При этом, в составе заявки Заявителя отсутствовало техническое предложение, предусмотренное подпунктом «а» пункта 3.3.1.1 Закупочной документации.

Кроме того, Заявителем в первой части заявки неверно указаны способ проведения закупки и наименование закупки.

Как указывает Заявитель, в связи с тем, что запрос предложений с двухчастной заявкой, оформленная форма 2 была подана во второй части заявки. Таким образом, по мнению Заявителя, отсутствие формы 2 в первой части не является основанием для отклонения заявки.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в Закупочной документации содержится прямое указание на предоставление в первой части заявки технического предложения в отношении предмета закупки по форме, установленной Закупочной документацией (пп. «а» п. 3.3.1.1, п. 8 Информационной карты), а доводы Заявителя об обратном основаны на неверном толковании Закона о закупках и положений документации.

При этом, в предоставленных первых частях заявок на участие в запросе предложений, критерии оценки заявок участников Закупочной комиссией не рассматриваются.

Кроме того, Комиссия отмечает, что функционал электронной площадки не позволяет получить Заказчику доступ к документам, представленным участниками во вторых частях заявок на стадии рассмотрения первых частей. Документы вторых частей заявок доступны Заказчику после рассмотрения первых частей заявок.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Указанное, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

В настоящем случае установлено, что на участие в Закупке подано 3 заявки, 2 из которых допущены к дальнейшему, отклонен только Заявитель, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение. Напротив, допуск заявки такого участника, при наличии 2 заявок, оформленных в полном соответствии с требованиями документации являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками, что недопустимо в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия также обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.

Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником конкурса на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего конкурс.

Кроме того, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «РемСтройСервис» (ИНН: 9718163304; ОГРН: 1207700368721) на действия ФГУП РСВО (ИНН: 7712005121; ОГРН: 1027739426802) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.01.2023 № НП/3773/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны