Решение б/н б/а от 1 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17636/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

29.11.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

в отсутствие представителей ..., уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 24.11.2022 № НП/59611/22,

рассмотрев жалобу.... (далее — Заявитель) на действия арбитражного управлящего ... (далее — Организатор торгов) при проведении торгов в электронной форме по реализации имущества должника (сообщение № 9881960) (далее — Торги),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, в адрес которого направлялось уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и способе рассмотрения жалобы, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в отсутствие Заявителя.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры — получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов — определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 № 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Организатором торгов размещено сообщение о проведении торгов по реализации имущества должника № 9881960 на официальном сайте Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 18.10.2022 (далее — Сообщение).

По условиям размещенного Сообщения торги проводятся в течение 15календарных дней, в течение всего периода 15 календарных дней (5 периодов по 3 календарных дня) реализации имущества, цена меняется, а именно:

  • 1 период с 19.10.2022г. по 21.10.2022г. начальная цена;

  • 2 период с 22.10.2022г. по 24.10.2022г. цена снижается на 50%;

  • 3 период с 25.10.2022г. по 27.10.2022г. цена снижается на 30% от стоимости предыдущего периода;

  • 4 период с 28.10.2022г. по 30.10.2022г. цена снижается на 30% от стоимости предыдущего периода;

  • 5 период с 31.10.2022г. по 02.11.2022г. цена снижается на 30% от стоимости предыдущего периода .

Как указывает Заявитель, им была направлена заявка на участие в Торгах в адрес Организатора торгов 25.10.2022, т. е. на 3 этапе проведения Торгов.

При этом Организатор торгов посчитал заявку Заявителя поданной только 29.10.2022, т. е. на 4 этапе проведения торгов, что по мнению Заявителя является неправомерным.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, и представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

Комиссия отмечает, что совокупное толкование приведенных норм права свидетельствует о наличии у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исключительно жалоб на обязательные в соответствии с законодательством Российской Федерации торги (не считая закупочных процедур в рамках контрактной системы в сфере закупок и отдельными видами юридических лиц).

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

Комиссия установила, что определением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2022 по делу № А40-194033/21-160-399 было утверждено положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина (далее - Положение).

Пунктом 1.1 Положения, предусмотрено, что настоящее Положение определяет порядок, сроки и условия реализации имущества по прямым договорам купли-продажи по цене публичного предложения на открытых торгах путём публичной оферты.

Согласно пункту 1.3. Положения открытые торги путём публичной оферты по продаже имущества Должника проводятся в течение 15 календарных дней с момента размещения объявления о торгах в соответствии с действующим законодательством, а именно в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, путем размещения на официальном сайте в сети «Интернет» без опубликования в официальном издании, в соответствии со ст. 28 Закона № 127-ФЗ, так же финансовый управляющий публикует сообщение о продаже имущества должника на бесплатных сайтах интернета AUTO.RU, AVITO.RU.

Таким образом, Положением утвержден порядок продажи имущества без проведения торгов, путем заключения прямого договора купли-продажи по цене публичного предложения.

Поскольку продажа имущества должника в определенных случаях возможна без проведения торгов согласно Положению о проведении торгов, что прямо предусмотрено Законом о банкротстве, порядок устанавливается исключительно решением кредиторов в лице его комитета (либо собрания) или планом внешнего управления, процедура не является торгово-закупочной и по смыслу Закона о защите конкуренции не подлежит обжалованию в антимонопольном органе.

Комиссия отмечает, к процедуре продажи имущества должника посредством заключения прямых договоров купли-продажи не могут быть применены положения норм Закона о банкротстве, регулирующих порядок проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок реализации имущества должника не является торгами обязательными в силу законодательства Российской Федерации, в связи с чем, жалоба не подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заявитель на заседание не явился, доказательств обратного не представил.

В связи с изложенным, поскольку у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией принято решение об оставлении жалобы без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 18.1, пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Оставить жалобу Заявителя на действия Организатора при проведении торгов без рассмотрения.

  2. Снять ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 23.11.2022 № НП/59532/22.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны