Решение б/н б/а от 23 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-7349/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.05.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<.....>,
при участии при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «ОЗФ ГРУПП»; ГУП «ЦУГИ»,
рассмотрев жалобу ООО «ОЗФ ГРУПП» (далее - Заявитель) на действия ГУП «ЦУГИ» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке недвижимого (нежилого) имущества для нужд ГУП «ЦУГИ» (реестровый № 32211302619) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Как следует из доводов жалобы, Заявитель не согласен с результатами оценки заявки по критерию «Квалификация участника закупки».
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что 11.04.2022 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке недвижимого (нежилого) имущества для нужд ГУП «ЦУГИ» (реестровый № 32211302619) (далее – запрос предложений, процедура).
Согласно протоколу подведения итогов 32211302619-2 от 28.04.2022 представлены следующие результаты оценки заявки Заявителя:
Порядковый номер заявки |
Условия исполнения договора, предложенные участниками |
Итого (кол-во баллов) |
|||||
«Цена договора» |
«Обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация)» |
«Опыт участника» |
|||||
Предложение участника |
Кол-во баллов |
Предложение участника |
Кол-во баллов |
Предложение участника |
Кол-во баллов |
||
Заявка № 6 |
272 500,00р. |
24,70 |
6 |
1,74 |
73 116 170 ₽ |
12,62 |
39,06 |
При этом комиссией при оценке заявки учитывались квалификационные данные только лидера участника, поскольку представленное в составе заявки соглашение о коллективном участии в закупке №б/н от 12.04.2022 не учтено комиссией, т.к. указанное соглашение не подписано участниками надлежащим образом (подписи и печати являются воспроизведенными из другого документа путем технического монтажа, а равно не являются подлинными).
В соответствии с пунктом 26 Информационной карты Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке установлен в соответствии с Приложением 2 к информационной карте (Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке).
Пунктом 2.1 Приложения 2 к Информационной карты установлены следующие нестоимостные критерии оценки:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов; обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров
Значимость: 50 % (коэффициент значимости критерия 0.5)
Содержание:
Показателями, раскрывающими содержание критерия оценки, установлены следующие показатели: «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров»; «Обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация)».
Порядок оценки:
При оценке заявок по данному критерию лучшим условием исполнения договора признается предложение участника конкурса, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию (максимальное количество баллов – 100). Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Показатели критерия:
«Обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация)»
Коэффициент значимости (КЗ) =0.4
Максимальная оценка по показателю –40.0 баллов.
«Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров»
Коэффициент значимости (КЗ) =0.6
Максимальная оценка по показателю –60.0 баллов.
Согласно пункту 14.1.1 Положения о закупках если заявка на участие в закупке подается коллективным участником, то заявка таким участником закупки должна быть представлена в соответствии с нижеприведенными требованиями:
1) заявка на участие в закупке подается лидером коллективного участника со ссылкой на то, что он представляет интересы всех лиц, входящих в состав коллективного участника;
2) в составе заявки на участие в закупке предоставляется копия соглашения между лицами, являющимися членами коллективного участника.
Лица, входящие в состав коллективного участника, заключают соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и отвечающее следующим требованиям:
- в соглашении должно быть установлено согласие каждого лица на принятие обязательств по участию в закупке и исполнению договора;
-в соглашении должны быть четко определены права и обязанности сторон как в рамках участия в закупке, так и в рамках исполнения договора;
-в соглашении должны быть четко распределены обязательства по договору между членами коллективного участника;
- соглашением должен быть установлен лидер коллективного участника закупки, который в дальнейшем представляет интересы каждой из сторон, входящих в состав коллективного участника, во взаимоотношениях с заказчиком.
Аналогичное требование содержится пункте 2.8 Закупочной документации.
Комиссией установлено, что Заявителем, выступающим лидером коллективной заявки в составе заявки было представлено соглашение о коллективном участии в закупке № б/н от 12.04.2022 в текстовом формате «pdf». Также Заявителем в качестве подтверждения наличия квалифицированного персонала по показателю «Обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация)» были представлены сведения о 71 оценщике с подтверждающими документами. В качестве подтверждения опыта по показателю «Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг), поставки товаров» Заявителем было предоставлено 850 контрактов/договоров на общую сумму 410 818 228,58 рублей.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что при осуществлении проверки указанного соглашения требованиям Положения о закупках комиссией Заказчика установлено, что подписи и печати сторон являются воспроизведенными из другого документа путем технического монтажа, в связи с чем соглашение было передано для проведения экспертизы.
В соответствии с экспертным заключением от 25.04.2022 файл «Соглашение_о_коллективном_участие_32211302619.pdf» составлен в электронной форме путем копирования в текстовый файл скан-копий подписей и печатей сторон из другого файла как перемещаемые, изменяемые отдельными блоками изображения, а не путем сканирования подписанного оригинала соглашения, после чего файл был сохранен в формате PDF, что свидетельствует о признаках технического монтажа (информация взята из метаданных представленного файла).
Следовательно, указанное обстоятельство при оценке заявки Заявителя не позволяло комиссии Заказчика принять к оценке спорное соглашение, поскольку на момент оценки заявок у Заказчика отсутствовала информация о том, что между поименованными в соглашении лицами в действительности было заключено такое соглашение.
Таким образом, представленное в составе заявки соглашение о коллективной участнике закупки № б/н от 12.04.2022 не соответствовало требованиям пп. 2 п. 14.1.1 Положения о закупках. В связи с чем Заказчиком при оценке заявки учитывались квалификационные данные только лидера коллективного участника, которые по результатам оценки были признаны соответствующими требованиям Закупочной документации.
Заявитель в жалобе указывает на то, что заявка была подписана электронной подписью Лидера коллективного участника, что свидетельствует об ответственности Заявителя за достоверность сведений, указанных в заявке. При подготовке документов согласие всех участников коллективного соглашения было получено и доверено Заявителю быть Лидером коллективного участника.
На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что в составе заявки была представлена скан-копия оригинала соглашения.
В силу положений ГОСТ Р 7.0.8.-2013 «Делопроизводство и архивное дело — Термины и определения» подлинник документа представляет собой первый или единственный экземпляр документа.
В очередь, копия документа - экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа, в том числе созданная в электронной форме.
Вместе с тем представленный на запрос Комиссии оригинал (подлинник) соглашения о коллективном участии не был идентичен представленному в составе заявки, что свидетельствует, что представленный в составе заявки скан документа не является копией.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что представленное Заявителем в составе заявки соглашение о коллективном участии в закупке не соответствовало требованиям Положения и закупке и Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись правовые основания для непринятия документов иных лиц, кроме ООО «ОЗФ ГРУПП», для оценки заявки.
При этом Заявителем не представлено доказательств невозможности предоставления в составе заявки документов и сведений, соответствующих требованиям Положения о закупках и Закупочной документации.
Исходя из вышеизложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, Комиссия признает доводы Заявителя о неправомерности проведения оценки заявки необоснованной, поскольку Заказчик оценивал документы, представленные в составе заявки такого участника на соответствие требованиям, установленным в документации.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ОЗФ ГРУПП» (ИНН: 7732507360; ОГРН: 1067746298531) на действия ГУП «ЦУГИ» (ИНН: 7705059380; ОГРН: 1037700022975) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 16.05.2022 № НП/25847/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.