Решение №48948/22 б\а от 20 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13943/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.09.2022 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «СпецСтройПроект», ГБУ «Жилищник района Зюзино»,

рассмотрев жалобу ООО «СпецСтройПроект» (далее - Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник района Зюзино» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию приборов автоматики подпитки расширительных баков зданий и линий связи ЦТП - расширительных баков в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник района Зюзино» в 2023 году (реестровый № 32211630623, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка победителя Закупки — <...> -была ошибочно оценена Заказчиком.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 18.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) (https://zakupki.gov.ru), была размещена информация о проведении Закупки.

Предмет: Оказание услуг по техническому обслуживанию приборов автоматики подпитки расширительных баков зданий и линий связи ЦТП - расширительных баков в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ «Жилищник района Зюзино» в 2023 году.

Цена договора: 2 950 196,68.

Дата начала срока подачи заявок: 18.08.2022.

Дата и время окончания подачи заявок: 26.08.2022 в 06:00.

Комиссия установила, что согласно протоколу подведения итогов процедуры 32211630623 от 29.08.2022 заявке № 897638 (<...>) было присвоено 1 место.

Также в протоколе отражено, что по итогам оценки <...>по критерию «Квалификация участников закупки» предложено 800 договоров, все учтены к оценке. Участнику было присвоено 50,0 баллов по квалификации.

По мнению Заявителя, согласно финансовой отчетности Общества, размещенной в открытых источниках информации, общая сумма выручки за 3 года (2019, 2020, 2021) составляет 202 449 тыс. рублей.

Сумма выручки значительно меньше минимально возможной суммы договоров, представленной участником в составе заявки (400 млн руб.), что может свидетельствовать о предоставлении участником <...> недостоверных сведений, не соответствующих фактическим обстоятельствам.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 2 приложения №1 к Документации критериями оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме являются:

а) Цена договора.

б) Квалификация участника закупки.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 приложения №1 к Документации значимость критерия «Квалификация участника закупки» составляет: 50%.

Коэффициент значимости критерия: 0,50.

Предмет оценки: оценивается предложение участника запроса предложений в электронной форме, исходя из показателей, предусмотренных документацией о закупке и документов, представленных участником в составе заявки на участие в запросе предложений в электронной форме.

Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов.

 

п/п

Максимальное значение показателя в баллах

Наименование, содержание показателей и порядок их оценки

Показатель С1

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 100

Опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ (услуг).

Оцениваются представленные участником закупки сведения об опыте успешного выполнения работ/оказания услуг, аналогичных (сопоставимого характера) предмету закупки. Оценивается количество ранее заключенных и исполненных участником государственных контрактов (с актами выполненных работ/оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ/оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и иных договоров (с актами выполненных работ/оказанных услуг), содержащих сведения о стоимости оказанных услуг/выполненных работ.

 

При этом под аналогичными (сопоставимыми) работами/услугами для целей оценки заявок в настоящем запросе предложений в электронной форме понимаются работы/услуги по техническому обслуживанию расширительных баков с ценой одного контракта (договора) не менее 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, выполненные/оказанные участником закупки с 01.01.2019 года до даты окончания срока подачи заявок настоящего запроса предложений в электронной форме.

Под «Успешным опытом выполнения работ/оказания услуг» понимается отсутствие внесенных в акты сдачи-приемки выполненных работ / оказанных услуг по государственным (или) муниципальным контрактам, и (или) гражданско-правовым договорам, на основании которых выполнялись такие работы, сведений о применении к участнику закупки, являющемуся исполнителем, штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по таким контрактам/договорам.

 

Рекомендуемая форма предоставления информации: Приложение № 1 к предложению о квалификации участника закупки.

 

Заявленные участником закупки сведения, подтверждаются в составе заявки на участие в запросе предложений копиями государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ, гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и иных договоров, копии документа, содержащей информацию об объеме выполненных работ / оказанных услуг по такому контракту/договору и цену контракта/договора, исполнение которых подтверждено копией акта сдачи-приемки выполненных работ / оказанных услуг по такому контракту/договору и (или) копией итогового акта об исполнении обязательств по такому контракту/договору. В случае подтверждения участником закупки опыта выполнения работ/оказания услуг, копии соответствующих актов так же прикладываются в составе заявки, непосредственно под каждым контрактом/договором исполнение которого подтверждается участником закупки.

 

Непредставление в составе заявки на участие в запросе предложений информации, подтверждающей опыт по успешному выполнению работ/оказанию услуг сопоставимого характера и объема, не является основанием для отказа в допуске такому участнику в участии в запросе предложений.

 

Комиссией, при оценке заявок по настоящему показателю, учитываются только те сведения, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в запросе предложений в вышеуказанном порядке. Контракт/договор, в отношении которого будет представлен неполный перечень подтверждающих документов и сведений, не будет учтен при оценке заявки на участие в закупке.

 

Расчет показателя С1(i) = C1(max)х(ОД(i)/ОД(max)), где:

C1(max) – максимальное значение показателя С1 в баллах,

ОД(i) – количество всех учитываемых контрактов (договоров), в соответствии с актами сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг i-ого участника запроса предложений в электронной форме, ОД(max) - количество всех учитываемых контрактов (договоров), в соответствии с актами сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг участника запроса предложений в электронной форме, набравшего максимальное значение количества контрактов (договоров) среди других участников запроса предложений в электронной форме (лота).

 

Для оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в документации о закупке составляет 100 баллов.

Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Квалификация участника закупки», умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.

Комиссией оцениваются заявки участников запроса предложений в электронной форме по критерию «Квалификация участника закупки» на основании представленных в составе заявки документов, характеризующих квалификацию участника запроса предложений в электронной форме в соответствии с балльной системой, указанной ниже:

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация участника закупки», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация участника закупки», определяется по формуле:

Rc i = С1(i)

, где:

Rc i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

С1(i) - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в запросе предложений в электронной форме по показателю С1;

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации о закупке, умноженных на их коэффициент значимости.

Победителем признается участник запроса предложений в электронной форме, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника запроса предложений в электронной форме присваивается первый номер.

Таким образом, участники для подтверждения своей квалификации должны были предоставить копии государственных контрактов (с актами выполненных работ/оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами выполненных работ/оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и иных договоров (с актами выполненных работ/оказанных услуг), содержащих сведения о стоимости оказанных услуг/выполненных работ, в которых предметом является техническое обслуживание расширительных баков с ценой одного контракта (договора) не менее 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, выполненные/оказанные участником закупки с 01.01.2019 года до даты окончания срока подачи заявок настоящего запроса предложений в электронной форме.

На заседание Комиссии Заказчик предоставил материалы Заявки победителя, согласно которым им было представлено к оценке 800 договоров с актами выполненных работ, отвечающие требованию аналогичности.

По результатам изучения материалов дела Комиссия отмечает, что победителем были представлены гражданско-правовые договоры, предметом которых является техническое обслуживание расширительных баков, цена каждого выше 500 000 рублей, срок выполнения после 01.01.2019 года, в количестве 800 договоров.

По ходатайству Заявителя антимонопольный орган сделал запрос Оператору электронной площадки (исх. от 14.09.2022 № НП/48052/22) с требованием представить в адрес Московского УФАС России заявку <...>, поданную на участие в Закупке.

Материалы, предоставленные Оператором электронной площадки, аналогичны материалам, поступившим от Заказчика.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что все предоставленные договоры соответствуют требованиям документации. Таким образом, у Заказчика имелись основания для оценки заявки победителя максимальным баллом.

При таких обстоятельствах, Комиссия считает решение Закупочной комиссии об оценке заявки обоснованным, принятым в соответствии с требованиями документации и требований Закона о закупках.

В свою очередь Комиссия считает необходимым отметить, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения несоответствующие действительности.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под несоответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

Доказательств представления победителем недостоверных сведений, которые не имели места в действительности не представлено.

Кроме того, Комиссия установила, что на участие в Закупке подано 3 заявки, все участники допущены. По результатам Закупки заключен договор.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СпецСтройПроект» (<...>) на действия ГБУ «Жилищник района Зюзино» (<...>) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 12.09.2022 № НП/47501/22, от 14.09.2022 № НП/48050/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны