Решение (комиссия) б/н б/а от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8652/2023 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

12.07.2023                                                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ... (далее —  Заявитель) на действия конкурсного управляющего ... при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщения № 11537664, 11776527 лот № 1, далее — Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Таким образом, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139  указанного закона.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки от участия в Торгах.

Также Заявитель указывает, что Организатор торгов не отвечал на запросы информации, а также не предоставил Заявителю возможность ознакомиться с реализуемым имуществом.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе также оспаривает порядок проведения Торгов. По мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно установлены срок 2 дня для этапа публичного предложения.

Также Заявитель выражает несогласие с выбором электронной торговой площадки ООО «Евразийская Торговая Площадка» при проведении обжалуемых Торгов.

Также Заявитель указывает, что Организатор торгов неправомерно заключил договор по результатам Торгов с победителем на следующий день после подведения итогов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения, опровергающие доводы Заявителя.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав позиции сторон, установила следующее.

Сообщение о проведении торгов № 11537664 в форме публичного предложения опубликовано на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) 27.05.2023 , содержащее условие и порядок проведения электронных торгов.

В силу части 4 и 7 статьи 110 Закона о банкротстве реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпункте 3 - 19 статьи 110 и пункта 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Согласно указанному сообщению, к участию в торгах допускаются юридические и физические лица, представившие в установленный срок заявку на участие в торгах и перечислившие задаток в установленном порядке. Необходимые документы для участия в торгах, порядок предоставления заявок, проведения торгов и определения победителя торгов осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом МЭР РФ от 23.07.2015 №495, а также в соответствии с регламентом электронной площадки. Заявка на участие в торгах должна содержать сведения и копии документов согласно требованиям статье 110 Закона о банкротстве.

Срок подачи заявок на участие в Торгах:

  1. 29.05.2023 — 31.05.2023
  2. 31.05.2023 — 02.06.2023
  3. 02.06.2023 — 04.06.2023
  4. 04.06.2023 — 06.06.2023
  5. 06.06.2023 — 08.06.2023
  6. 08.06.2023 — 10.06.2023
  7. 10.06.2023 — 12.06.2023
  8. 12.06.2023 — 14.06.2023
  9. 14.06.2023 — 16.06.2023.

Заявителем поданы 2 заявки на участие в Торгах на 7 и 9 этапе проведения.

Согласно протоколу об определении участников торгов от 20.06.2023 № 396 заявка Заявителя на 7 этапе отклонена по следующим основаниям: «в установленный срок заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с п.11 ст. 110  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и указанным в сообщении о проведении торгов: отсутствует номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя; отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий».

Согласно вышеуказанному протоколу, заявка Заявителя на 9 этапе отклонена по следующим основаниям: «в установленный срок заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с п.11 ст. 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и указанным в сообщении о проведении торгов: отсутствует номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя; отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий. Заявитель вправе изменить заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах путем представления новой заявки, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана».

По мнению Заявителя, отклонение его заявки является неправомерным, так как сведения о номере контактного телефона, адрес электронной почты содержится в личном кабинете на сайте оператора торговой площадки.

Также Заявитель указывает, что до рассмотрения заявок им был подгружен файл об отсутствии о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий. Таким образом, на момент рассмотрения заявок у Организатора торгов имелись все необходимые документы.

Комиссия оценивает позицию Заявителя критически ввиду следующего.

Согласно части 11 статьи 110 Закона о банкротстве Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

  • наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
  • номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В соответствии с частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов.

Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки на 7 этапе отсутствовали сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты.

В составе заявки на 9 этапе отсутствовали сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Таким образом, заявки Заявителя не соответствовали требованиям части 11 статьи 110  Закона о банкротстве и в соответствии с частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве подлежали отклонению.

Вопреки позиции Заявителя, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.

В свою очередь, Комиссией установлено, что Заявитель подгрузил файл об отсутствии заинтересованности по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий 19.06.2023 , когда как срок окончания подачи заявок на 9 этапе  16.06.2023.

Таким образом, представленный файл после окончания подачи заявок в силу части 11 статьи 110 Закона о банкротстве не подлежал учету при рассмотрении заявок.

На основании изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Организатора торгов нарушение законодательства в части отклонения заявки Заявителя, так как при отклонении заявки Заявителя Организатор торгов действовал в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, жалоба Заявителя в указанной части признается необоснованной.

Относительно довода жалобы Заявителя о нарушении срока заключения договора с победителем Торгов, Комиссия отмечает следующее.

Согласно протоколу о результатах проведения открытых торгов по аукциону от 20.06.2023  № ПП000396 победителем публичного предложения по продаже имущества должника Акционерное общество АО «ЭКТИВ ТЕЛЕКОМ» лота № 1 является Таиров Бахтияр Тилявалдыевич (ИНН-632119892741).

В соответствии с сообщением о заключении договора купли-продажи на сайте ЕФРСБ от 27.06.2023 № 11820256 по результатам торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника Лот №1 заключен договор купли-продажи 22.06.2023  г. с победителем торгов Таировым Бахтияром Тилявалдыевичем.

Согласно части 16 статьи 110 Закона о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов направляет победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. В течение пяти дней с даты подписания этого протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия.

Учитывая, что протокол о результатах Торгов был опубликован 20.06.2023, а договор заключен 22.06.2023, то действия Организатора торгов соответствуют требованиям части 16  статьи 110 Закона о банкротстве.

На основании изложенного, указанный довод жалобы признается необоснованным.

Относительно доводов жалобы о необеспечении возможности ознакомления с реализуемым имуществом, а также об отсутствии ответов на запросы, Комиссия отмечает следующее.

Согласно сообщению о проведении Торгов, ознакомление с имуществом осуществляется по согласованию с организатором торгов по телефону +7(977)9882354, email: vhmelev29@gmail.com.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, что им совершались звонки на указанный номер телефона, а также направлялись запросы на указанный адрес электронной почты.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

Относительно доводов жалобы Заявителя о неправомерном выборе Организатором торгов электронной торговой площадки ООО «Евразийская Торговая Площадка», установления неправомерных сроков подачи заявок и проведения Торгов, Комиссия отмечает следующее.

Сообщение о проведении торгов № 11537664 в форме публичного предложения опубликовано на сайте ЕФРСБ 27.05.2023.

Срок окончания подачи заявок — 18.06.2023.

В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие в Торгах, подал жалобу на действия Организатора торгов в части оспаривания выбора электронной торговой площадки и установления сроков проведения Торгов 11.07.2023, т. е. после окончания сроков подачи заявок на участие в Торгах.

Таким образом, оспаривание Заявителем порядка проведения Торгов, по его мнению, ограничивающего конкуренцию, подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно — до 18.06.2023.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Торгов, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Также Комиссия отмечает, что обжалование Заявителем порядка проведения Торгов после принятия участия в самой процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской

Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими действующему законодательству, в связи с чем обжалование участником Торгов порядка проведения торгов после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания порядка проведения Торгов после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре. 

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения.

Также жалоба Заявителя содержала доводы об аффилированности Организатора торгов с победителем Торгов и с другим арбитражным управляющим Шкарупиным М.В.

Относительное указанных доводов Комиссия отмечает, что по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалованию подлежат действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в данной части по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, вместе с тем, Заявитель не лишен возможности направить обращение в рамках Главы 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора при проведении Торгов в части отклонения заявок, непредставления возможности ознакомления с имуществом, непредставления ответов на запросы разъяснения, срока заключения договора с победителем необоснованной, в остальной части оставить без рассмотрения.
  2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмами Московского УФАС России от 27.06.2023 № НП/26577/23, от 04.07.2023 № НП/27770/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны