Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Осанна» на действия зак... от 20 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF1. ООО «Осанна»
413123, обл. Саратовская, р-он Энгельсский, р.п. Приволжский, ул. Гагарина, д. 1
2. АО «Интер РАО-Электрогенерация»
119435, Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 1
3. АО «ЕЭТП»
115114, Москва, ул. Кожевническая,
д. 14, стр. 5
РЕШЕНИЕ
по делу № 77-Х-22/17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.05.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО «Осанна»
АО «Интер РАО-Электрогенерация»
в отсутствие:
АО «ЕЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.05.2017 № ИШ/20755/17),
рассмотрев жалобу ООО «Осанна» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Интер РАО-Электрогенерация» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проверку эффективности рыбозащитного сооружения на водозабор Ириклинской ГРЭС для нужд АО«Интер РАО-Электрогенерация» (реестровый № 31704763003) (далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении избыточных требований к участникам Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Аукциона (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 07.02.2017 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок — 20.02.2017. Подведение итогов — 20.04.2017.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 6.1.1 Закупочной документации, для целей Закупочной документации под заявкой на участие в закупке понимается представляемое Участником закупки предложение на участие в закупке, сделанное в письменной форме в виде документа, оформленного в соответствии с положениями настоящего раздела, с приложением полного комплекта документов согласно перечню, определенному пунктом 6.2.1. Раздела 6 настоящей закупочной документации и Раздела 7 «Техническая часть» настоящей закупочной документации, содержание которых соответствует требованиям настоящей закупочной документации.
В соответствие с подпунктом 13 пункта 6.2.1 Закупочной документации, для подтверждения соответствия требованиям, указанным в разделе 6 Закупочной документации, Потенциальный участник/Участник закупки в составе заявки на участие в закупке должен приложить, в том числе, документы на осуществление видов деятельности, связанных с выполнением договора, право на заключение которого является предметом закупки.
Пунктом 5.4 Технического задания Закупочной документации установлено требования о наличии у участника Закупки действующих разрешений, аттестаций, свидетельств СРО, лицензий на вылов рыбы.
В соответствии с Приложением № 1 к Техническому заданию установлен перечнь работ и по проверке эффективности рыбозащитного сооружения на водозаборе Ириклинской ГРЭС для филиала «Ириклинская ГРЭС», а именно:
№ п/п |
Наименование работ |
1 |
2 |
1 |
Корректировка специальной методики испытаний РЗУ с учётом особенностей устройства рыбозащиты и водозабора на БНС 1-го подъёма Ириклинской ГРЭС, а также полученных в ходе наблюдений промежуточных результатов |
2 |
Проектирование и изготовление орудий лова для оценки количества, проходящих через систему электродов при включенном и выключенном РЗУ |
3 |
Проведение ихтеологических наблюдений по определению рыбозащитной эффективности на основе методики |
3.1 |
Определение ихтиофауны Ириклинского водохранилища (состав, численность и масса рыб) |
3.2 |
Возрастной состав популяций рыб, подверженных воздействию водозабора: - состав нерестового стада рыб подверженных воздействию водозабора |
3.3 |
Молодь рыб: -численность молоди рыб и её распределение в районе водозабора и прилегающих к нему участках; -попадание рыб в район действия водозабора |
1 |
2 |
3.4 |
Оценка воздействия водозабора на ихтиофауну Ириклинского водохранилища (на отдельные виды рыб и ихтиофауну в целом): - интенсивность воздействия (воздействие на единицу времени); - удельная мощность воздействия (на единицу площади водоёма); - периодичность воздействия; - длительность воздействия; - пространственные границы воздействия |
4 |
Оценка воздействия глубинного водозабора на продукционные показатели ихтиоценоза |
5 |
Рекомендации по снижению воздействия глубинного водозабора Ириклинской ГРЭС на ихтиофауну водоёма. |
6 |
При необходимости произвести дополнительные работы по водолазному обследованию электродов рыбозаградителя и работы по устранению выявленных недостатков в подводной части РЗУ. |
7 |
Перечень передаваемой документации Отчёт НИР( промежуточный), содержащий: - Откорректированную специальную методику испытаний РЗУ с учётом полученных в ходе наблюдений промежуточных результатов, - научно обоснованную программу проведения и ихтиологических наблюдений; - результаты ихтиологических наблюдений на водозаборных сооружениях Ириклинской ГРЭС. |
8 |
Отчётная документация представляется Заказчику на бумажном носителе в двух экземплярах и в электронном виде в одном экземпляре. |
В соответствии с доводами Заявителя, статья 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предписывает получать разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Заказчиком же объявлен конкурс на проверку эффективности рыбозащитного сооружения на водозаборе Ириклинской ГРЭС, а не на проведение научно-исследовательских работ и осуществление рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Работы, связанные с отловом, как видом рыбаловства, на Ириклинском водохранилище, как указывает Заказчик, не предполагаются, орудия лова будут использоваться не для фактического отлова рыбы (изъятия ее из среды обитания), а для осуществления оценки количества рыб, проходящих через систему электродов при включенном и выключенном РЗУ, а следовательно, требование Заказчика относительно наличия у участников Закупки разрешения на вылов рыбы является необоснованным и избыточным.
Как отмечает Заявитель, в процессе заявочной кампании в адрес Заказчика дважды направлялись запросы о разъяснениях относительно обоснованности наличия у участников Закупки разрешения на вылов рыбы.
В ответах на данные запросы Заказчик поянил, что спорное требование вытекает из необходимости решения задач, поставленных Техническим заданием, а также из требований СНИП 2.06.07-87. «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения».
Вместе с тем, как указывает Заявитель, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с 1 июля 2015 г. СНиП 2.06.07-87 отменен и вступил в силу Свод правил СП 101.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения». Действующий СП 101.13330.2012 не содержит требования по проверке эффективности рыбозащитных сооружений на водозаборах.
Помимо изложенного, согласно доводам Заявителя, получить рассматриваемое разрешение не представляется возможным ввиду следующего.
В пункте 3.2 Технического задания установлено, что одним из этапов выполнения работ является корректировка и согласование программы исследований, а также изготовление орудий лова с 01.04.2017г. по 01.05.2017г.
Вместе с тем, в соответствии со статьями 3 и 10 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г. № 775, выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов производится на основании заявления юридического лица, в котором в обязательном порядке должно быть указано основание для выдачи разрешения - реквизиты акта Федерального агентства по рыболовству или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предусматривающего выделение российскому пользователю квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, договора пользования водными биологическими ресурсами (в отношении тех видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается), договора о предоставлении рыбопромыслового участка, решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, программы выполнения работ при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, учебного плана, плана культурно-просветительской деятельности, программы выполнения работ в области аквакультуры (рыбоводства), акта, предусматривающего выделение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с международным договором Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Участник конкурса не может получить разрешение на вылов рыбы до момента разработки и согласования программы в Росрыболовстве.
Более того в соответствии со статьей 2 Положения о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2005 г. № 768, распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к квотам добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, утверждается Федеральным агентством по рыболовству ежегодно, не позднее 5 декабря, на предстоящий год.
Таким образом, распределение квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях на 2017 г. было утверждено Федеральным агентством по рыболовству в декабре 2016 г. Поскольку конкурс на проверку эффективности рыбозащитного сооружения на водозаборе Ириклинской ГРЭС с распределением этапов и объемов выполнения работ в 2017 г. объявлен Филиалом «Ириклинская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» в феврале 2017 г., требование о наличии у Участника разрешения на вылов рыбы для выполнения работ в 2017 г., как отмечает Заявитель, противоречит действующему законодательству РФ и порядку получения настоящего разрешения и распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о том, что спорное требование является избыточным и необоснованным со стороны Заказчика, ограничивающим конкуренцию среди участник Закупки.
Объективным доказательством наличия в Закупочной документации подобного рода ограничения является факт подачи на участие в Закупке только двух заявок, одна из которых отклонена Заказчиком ввиду отсутствия разрешения на вылов рыбы, что может свидетельствовать о заблаговременной осведомленности победителя закупки о составе заявки, учитывая порядок получения рассмтатриваемого разрешения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в том числе, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следует также отметить, что основными целями Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
Действия Заказчика в настоящем случае упомянутым целям и принципам не соответствовали.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся во включении в Закупочную документацию необоснованного и избыточного требования относительно наличия у участников Закупки разрешения на вылов рыбы, без указания в Закупочной документации на то объективной необходимости, нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 3 Закон о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия приняла жалобу Заявителя обоснованной.
Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
1. ООО «Осанна»
413123, обл. Саратовская, р-он Энгельсский, р.п. Приволжский, ул. Гагарина, д. 1
2. АО «Интер РАО-Электрогенерация»
119435, Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 1
3. АО «ЕЭТП»
115114, Москва, ул. Кожевническая,
д. 14, стр. 5
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 77-Х-22/17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.05.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 04.05.2017 по делу № 77-Х-22/17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО «Интер РАО-Электрогенерация» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проверку эффективности рыбозащитного сооружения на водозабор Ириклинской ГРЭС для нужд АО«Интер РАО-Электрогенерация» (реестровый № 31704763003) (далее — Закупка), а именно:
-
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
-
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупки.
-
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 04.05.2017 по делу №77-Х-22/17.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 04.05.2017 по делу №77-Х-22/17.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 19.06.2017.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.06.2017 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.