Решение б/н б/а от 28 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-15855/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
26.10.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,
членов Комиссии:
<...> — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
<...> — специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии посредством видеконференцсвязи ООО «Строительная компания «Тринити» и МГУ им. М.В. Ломоносова,
рассмотрев жалобу ООО «Строительная компания «Тринити» (далее - Заявитель) на действия МГУ им. М.В. Ломоносова (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту полупоточных аудиторий в здании экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (3 усл. ед) (223.АЭФ (МСП).329; Id52531) (реестровый № 32211717616, далее — Закупка) (далее - Жалоба),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, Заказчик, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) Заказчик, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в Закупке, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 04.10.2022 № 32211717616-1 Заявителю (заявка № 1) было отказано в допуске к участию в закупке на основании подпункта 1 пункта 2.8.1 документации связи с несоответствия заявки требованиям документации, а именно Заявителем не представлены сведения, предусмотренные пунктом 3.5 документации по следующим пунктам технического задания: 2.3.1; 2.3.2 (не представлена информация о товарном знаке и/или производителе предлагаемых товаров), 2.3.1.7 - 2.3.1.18; 2.3.2.7 - 2.3.2.25 (не представлена информация о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным в Техническом задании).
При этом, в тексте Согласия было указано, что все необходимые сведения, в том числе о конкретных показателях товаров, указаны во второй части заявки. По мнению Заявителя, Заказчик имел возможность допустить заявку Участника и осуществить проверку сведений о конкретных показателях товаров в рамках рассмотрения вторых частей заявок.
Вместе с тем, Комиссия оценивает доводы Заявителя критически ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3.4.6 документации заявка на участие в закупке состоит из двух частей.
1) Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать следующие информацию и документы:
описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями Документации о закупке. Требованиям к содержанию, оформлению и составу первой части заявки указаны в пункте 3.5 настоящей части Документации о закупке.
2) Вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать сведения о данном участнике закупке, информацию о его соответствии требованиям (если они установлены в Документации о закупке) и об иных условиях исполнения договора. Требованиям к содержанию, оформлению и составу второй части заявки указаны в пункте 3.6 настоящей части Документации о закупке.
Пунктом 3.5 документации определены требование к содержанию первой части заявки.
Согласно пункту 3.5.1 документации первая часть заявки на участие в закупке должна содержать следующие сведения и документы:
1) в случае закупки товара, товаров, поставляемых при выполнении работ, оказании услуг участник закупки должен подготовить свое предложения в виде «Таблицы сведений о предложении участника закупки в отношении объекта закупки» (далее - Форма 2). Форма 2 заполняется в соответствии с техническим заданием и примером 1, приведенным в настоящей Документации с учетом следующих особенностей:
а) в случае закупки товара участник должен использовать Таблицы, размещённые в разделе 2 Технического задания («Характеристики поставляемого товара и сопутствующих услуг») и в разделе 3 Технического задания («Необходимые расходные материалы и запасные части, поставляемые вместе с товаром, их характеристики») при ее наличии.
б) в случае оказания услуг/выполнения работ участник должен использовать Таблицу, размещенную в разделе 2.3. Технического задания («Описание поставляемых товаров (оборудование, технически сложные и дорогостоящие товары)») Данная Таблица заполняется только при наличии требования (есть перечень таких товаров).
В соответствии с пунктом 3.5.2 документации участник указывает в Форме 2 сведения (информацию), указанные в пункте 3.5.3 документации. Изменение (исправление) значений, установленных Заказчиком, не допускается.
Пунктом 3.5.3 документации определено, что описание каждой позиции товара состоит из двухуровневой системы и заполняется следующим образом, в том числе:
2) На 2-ом уровне указывается конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании. Конкретные показатели предлагаемого товара указываются без слов «не более», «не менее», диапазонов и т.п., а перечислением точных показателей (за исключением случаев, когда, согласно Документации производителя предлагаемого товара, показатели устанавливается в виде граничного значения или диапазона, о чем следует сообщить в заявке для информирования заказчика). Использование данных слов расценивается заказчиком как отсутствие в заявке конкретных показателей, что влечет отказ в допуске к участию в закупке.
Согласно пункту 3.5.4 документации пример заполнения Формы 2 (таблицы сведений о предложении участника закупки в отношении объекта закупки в случае закупки товара, использовании товара/материала при выполнении работ, оказании услуг) размещен в Образцах форм (Пример 1).
Пунктом 3.5.5 документации определено, что в случае невозможности достоверно определить соответствие товаров, предлагаемых для поставки или использования Участником закупки при выполнении работ, оказании услуг, Техническому заданию (Часть 3) настоящей документации о закупке, заявка на участие в закупке признается несоответствующей требованиям документации о закупке, что влечет за собой отказ в допуске к участию в закупке.
В пункте 2.2 Технического задания определено описание используемых товаров и материалов.
Пунктом 2.3 Технического задания определено описание поставляемых товаров (оборудование, технически сложные и дорогостоящие товары):
№ п/п |
Наименование расходных материалов / запасных частей |
Значение |
Обоснование установленного показателя |
Предложение участника закупки |
2.3.1. |
Блок внутренний для кондиционера |
Х |
Х |
Указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, предлагаемый участником; наименование производителя (рекомендуется в 44-ФЗ, требуется в 223-ФЗ), в соответствии с частью 2 Документации |
2.3.1.1 |
Количество |
1 |
Х |
|
2.3.1.2 |
Ед. измерения (ОКЕИ) |
Шт. |
Х |
|
2.3.1.3 |
Начальная (максимальная) цена за ед., руб. |
|
Х |
Цена, предлагаемая участником, по 44-ФЗ: при проведении аукциона, запроса котировок не указывается. При проведении закупок по 223-ФЗ, открытого конкурса по 44-ФЗ указание цены ЗАПРЕЩЕНО – ЗАЯВКА ПОДЛЕЖИТ ОТКЛОНЕНИЮ |
2.3.1.4 |
Наименование НПА в соответствии с зак-вом о тех.регулировании |
НПА отсутствует |
Х |
|
2.3.1.5 |
Страна происхождения товара |
Х |
Х |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.6 |
Номер пункта сметы, в котором указан товар |
п. 6 |
Х |
|
|
Наименование параметра |
Требуемое значение |
Обоснование установленного показателя |
Предложение участника закупки |
2.3.1.7 |
Тип |
Фанкойл напольно-потолочный |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.8 |
Холодопроизводительность, кВт |
не менее 4 и не более 5,6 |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.9 |
Мощность обогрева, кВт |
не менее 5 и не более 7 |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.10 |
Тип подключения |
2-х трубный |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.11 |
Комплектность |
Дренажный поддон и пульт управления, корпус |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.12 |
Количество подключаемых блоков к 1 пульту управления |
Не менее 2-х |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.13 |
Напряжение |
220 В |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.14 |
Частота |
не менее 50 Гц и не более 52 Гц |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.15 |
Тип подключения |
однофазный |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.61 |
Воздухообмен, м3/ч |
От не менее 700 До не более 860 |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.17 |
Гарантийный срок |
не менее 3-х лет |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.1.18 |
3-х ходовый клапан |
наличие |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
№ п/п |
Наименование расходных материалов / запасных частей |
Значение |
Обоснование установленного показателя |
Предложение участника закупки |
2.3.2. |
Светильник светодиодный |
Х |
Х |
Указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, предлагаемый участником; наименование производителя (рекомендуется в 44-ФЗ, требуется в 223-ФЗ), в соответствии с частью 2 Документации |
2.3.2.1 |
Количество |
201 |
Х |
|
2.3.2.2 |
Ед. измерения (ОКЕИ) |
Шт. |
Х |
|
2.3.2.3 |
Начальная (максимальная) цена за ед., руб. |
|
Х |
Цена, предлагаемая участником, по 44-ФЗ: при проведении аукциона, запроса котировок не указывается. При проведении закупок по 223-ФЗ, открытого конкурса по 44-ФЗ указание цены ЗАПРЕЩЕНО – ЗАЯВКА ПОДЛЕЖИТ ОТКЛОНЕНИЮ |
2.3.2.4 |
Наименование НПА в соответствии с зак-вом о тех.регулировании |
НПА отсутствует |
Х |
|
2.3.2.5 |
Страна происхождения товара |
Х |
Х |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.6 |
Номер пункта сметы, в котором указан товар |
п. 19 |
Х |
|
|
Наименование параметра |
Требуемое значение |
Обоснование установленного показателя |
Предложение участника закупки |
2.3.2.7 |
Мощность, Вт |
Не менее 39 Вт Не более 40 Вт |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.8 |
Световой поток, Лм |
Не менее 4 850 |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.9 |
Пульсация |
Не более 2% |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.10 |
Температура свечения |
Не более 4000 К |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.11 |
Степень защиты |
Не менее IP 40 |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.12 |
Корпус- сталь |
Толщина металла не менее 0,4 мм |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.13 |
Цвет корпуса |
Белый |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.14 |
Вес |
Не более 2,5 кг |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.15 |
Размер ДхШхВ |
Не менее 1200х300х20 Не более 1200х300х25 |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.16 |
Индекс светопередачи |
Не менее 80 Ra |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.17 |
Ресурс работы светильника |
Не менее 100000 ч. |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.18 |
Гарантия производителя |
Не менее 5 лет |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.19 |
Температура эксплуатации по С |
В любом диапазоне, включающем от -45 до +50 |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.20 |
Рассеиватель |
Микропризма |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.21 |
Защита от короткого замыкания |
наличие |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.22 |
Защита от перенапряжения |
Не более 300 В |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.23 |
Защита от перегрева |
Не более 150°С |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.24 |
Защита от перегрузки |
Не более 2 А |
НПА отсутствует |
Указывается участником в заявке |
2.3.2.25 |
Класс защиты от поражения током (ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003): |
I |
НПА отсутствует |
НПА отсутствует |
В рассматриваемом случае при подаче заявки Заявитель направил лишь Согласие с требованиями документации, при этом конкретные характеристики предлагаемого к поставе товара, предусмотренные пунктом 3.5 документации по пунктам 2.3.1; 2.3.2, 2.3.1.7 - 2.3.1.18; 2.3.2.7 - 2.3.2.25 Технического задания Заявителем в составе первой части заявки не были указаны.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиями документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что в рассматриваемом случае одного Согласия недостаточно, поскольку в рамках проведения оспариваемой Закупки также осуществляется поставка товара (пункт 2.3 Технического задания). Соответственно участник в первой части заявки обязан указать конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара.
Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.
Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником Закупки на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего Закупки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.8.1 документации экспертная и единая комиссии принимают решение об отказе в допуске заявки к участию в закупке и о признании заявки несоответствующей требованиям извещения о проведении закупки или документации о закупке в случае несоответствия заявки требованиям документации о закупке (извещения о проведении закупки – в случае запроса котировок), в том числе: по оформлению, содержанию (в том числе по описанию предмета закупки, соответствия участника квалификационным требованиям и предложению по критериям), составу и форме заявки.
На основании изложенного, Комиссия считает решение комиссий Заказчика об отклонении заявок Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями документации.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.
В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о публичных торах, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Строительная компания «Тринити» (ИНН: 7736341901; ОГРН: 1227700355618) на действия ГБУ МГУ им. М.В. Ломоносова (ИНН: 7729082090; ОГРН: 1037700258694) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.10.2022 № НП/53841/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.