Решение б/н Решение от 23 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ТРК «2Х2»

<….>

ООО «Игроник Диджитал»

<….>

ООО «НРА»

<….>

АО «Альфа-банк»

<….>

РЕШЕНИЕ

по делу №077/05/5-10545/2023

«26» октября 2023 года г. Москва

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по

рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в

составе:

председателя Комиссии: <….>ой,

членов Комиссии: <….>ой,<….>ой,

рассмотрев дело №077/05/5-10545/2023, возбужденное в отношении

АО «Альфа-банк» (ИНН:7728168971) по факту распространения рекламы на

телевидении следующего содержания:

Реклама 1. на телеканале «2х2» в период с февраля 2023 г. по март 2023 г.:

«Доставка карты осуществляется «моментально в любую точку России», с признаками нарушения пункта 5 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе);

Реклама 2. на телеканале «ТНТ» с июня 2023 г. по июль 2023 г.: «Снятие наличных до 50 000 ₽ без комиссии, на сумму свыше 50 000 ₽ комиссия 3,9 % + 390 .», с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закон о рекламе;

Реклама 3. на телеканалах «Россия», «Первый канал», «СТС», «Пятница» в

период с апреля 2023г. по май 2023г.: «Кредитная карта Альфа-Банка бесплатная навсегда сама летит к вам», в том числе с использованием утверждений

«бесплатная навсегда», «снятие наличных без комиссии», с признаками нарушения

пункта 2, части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-

ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), выразившегося в распространении

недостоверной рекламы,

в отсутствие представителей АО «Альфа-банк» (направлено ходатайство о

рассмотрении дела в отсутствие — вх. № 49766-ЭП/23 от 04.08.2023), ООО «НРА»

(направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие — Вх. № 68944-ЭП/23 от

25.10.2023), ООО «ТРК «2Х2», ООО «ТРК «2Х2» (уведомлены надлежащим

образом),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 077/05/5-10545/2023 возбуждено в отношении АО «Альфа-банк» на

основании заявления физического лица, относительно распространения рекламы

АО «Альфа-Банк» на телевидении следующего содержания:

Реклама 1. на телеканале «2х2» в период с февраля 2023 г. по март 2023 г.:

«Доставка карты осуществляется «моментально в любую точку России»;

Реклама 2. на телеканале «ТНТ» с июня 2023 г. по июль 2023 г.: «Снятие

наличных до 50 000 ₽ без комиссии, на сумму свыше 50 000 ₽ комиссия 3,9 % + 390

.»;

Реклама 3. на телеканалах «Россия», «Первый канал», «СТС», «Пятница» в

период с апреля 2023г. по май 2023г. : «Кредитная карта Альфа-Банка бесплатная

навсегда сама летит к вам», в том числе с использованием утверждений

«бесплатная навсегда», «снятие наличных без комиссии».

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения

дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства,

применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 33 Правил рассмотрения антимонопольным

органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила), при рассмотрении дела

антимонопольный орган знакомится с письменными и вещественными

доказательствами по делу, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле,

заключения экспертов, а также оглашает представленные в письменной форме

объяснения и заключения.

Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные

законодательством Российской Федерации меры для всестороннего, полного и

2023-55961

3

объективного выяснения всех обстоятельств дела

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является

информация, распространенная любым способом, в любой форме и с

использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и

направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование

или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть

заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной

стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта

рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность для

неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице

или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама

направлена.

Такой признак рекламной информации как предназначенность для

неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице

или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама

направлена.

Предметом рассмотрения настоящего дела является распространяемая реклама

АО «Альфа-банк»:

Реклама 1. на телеканале «2х2» в период с февраля 2023 г. по март 2023 г.:

«Доставка карты осуществляется «моментально в любую точку России»;

Реклама 2. на телеканале «ТНТ» с июня 2023 г. по июль 2023 г.: «Снятие

наличных до 50 000 ₽ без комиссии, на сумму свыше 50 000 ₽ комиссия 3,9 % + 390

.»;

Реклама 3. на телеканалах «Россия», «Первый канал», «СТС», «Пятница» в

период с апреля 2023г. по май 2023г.: «Кредитная карта Альфа-Банка бесплатная

навсегда сама летит к вам», в том числе с использованием утверждений

«бесплатная навсегда», «снятие наличных без комиссии».

Информация распространялась на телевидении, следовательно, сведения были

распространены широкому заранее неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом

рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и

(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной

деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт,

конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к

которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является

продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,

обмена или иного введения в оборот.

По смыслу законодательного определения рекламой считается та информация,

которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному

кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-

четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Иными словами, реклама призвана выделить рекламируемый объект из ряда

2023-55961

4

других объектов и привлечь к нему внимание, а также побуждать лиц из числа

неопределенного круга, среди которых распространялась реклама, обратиться за

приобретением товара.

Резюмируя изложенное, Комиссия установила, что рассматриваемая

информация распространялась на телевидении, является рекламой, что сторонами

по делу не оспаривается.

Рассматриваемая реклама содержит следующие утверждения: «моментально в

любую точку России», «бесплатная навсегда», «снятие наличных без комиссии».

По мнению Московского УФАС России, в данном случае имеют место быть

сведения не соответствующие действительности об условиях доставки, что может

вводить в заблуждение потенциальных потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть

добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама

не допускаются.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной

признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности

сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе,

способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях

применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия

или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке,

сроках службы, сроках годности товара.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной

признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности

сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов

и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в

которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об

условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл

информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы

В рекламном ролике озвучивается и крупным шрифтом указывается

информация о снятии наличных без комиссии.

Вместе с тем в поясняющей сноске рассматриваемой рекламы указывается

следующее: «Снятие наличных до 50 000 ₽ без комиссии, на сумму свыше 50 000 ₽

комиссия 3,9 % + 390 ₽.»

При этом информация в поясняющей сноске размещалась в рекламном ролике

трудным для восприятия способом в течение короткого времени, что говорит о

недобросовестности такой рекламы.

Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют

потребителям воспринять (прочитать) данный текст в полном объеме в отличие от

информации о снятии наличных без комиссии, которая в рекламе приводится

крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую

для осознанного выбора информацию обо всех условиях использования кредитной

карты.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для

потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания,

2023-55961

5

сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в

рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не

может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не

были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем

потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и

такими действиями может вводиться в заблуждение относительно предлагаемой

финансовой услуги.

Соответственно в рекламном ролике умалчивается существенная информация

о максимальной сумме средств, доступных для снятия без комиссии, при указании

на возможность снятия наличных без комиссии.

То обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер

шрифта и время показа информации, которая должна быть приведена в рекламе

обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта и

длительность показа такой информации может быть любым, поскольку, как следует

из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть

добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в

рассматриваемой рекламе нарушения пункта 2, 4, 5 части 3, части 7 статьи 5 Закона

о рекламе, выразившегося в распространении не соответствующих

действительности сведений о цене товара, а также в отсутствии части существенной

информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или

использования, при котором искажается смысл информации и вводятся в

заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не

соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе,

является ненадлежащей.

Таким образом, распространяемая на телевидении реклама следующего

содержания:

Реклама 1. на телеканале «2х2» в период с февраля 2023 г. по март 2023 г.:

«Доставка карты осуществляется «моментально в любую точку России»;

Реклама 2. на телеканале «ТНТ» с июня 2023 г. по июль 2023 г.: «Снятие

наличных до 50 000 ₽ без комиссии, на сумму свыше 50 000 ₽ комиссия 3,9 % + 390

.»;

Реклама 3. на телеканалах «Россия», «Первый канал», «СТС», «Пятница» в

период с апреля 2023г. по май 2023г. : «Кредитная карта Альфа-Банка бесплатная

навсегда сама летит к вам», в том числе с использованием утверждений

«бесплатная навсегда», «снятие наличных без комиссии», является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований,

предусмотренных положениями пункта 2, 4, 5 части 3, части 7 статьи 5 Закона о

рекламе ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем

является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект

рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании представленных в материалы дела документов и сведений

следует, что рекламодателем, то есть лицом, определившим объект рекламирования

2023-55961

6

и (или) содержание рекламы, является АО «Альфа-банк». Данное обстоятельство

обществом не оспаривается.

Таким образом, в действиях АО «Альфа-банк» установлено нарушение пункта

2, 4, 5 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил, при установлении факта нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях

прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному

(обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия,

направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы

(пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект

рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение

добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33,

36 Закона о рекламе.

Также, в дело не представлено документальных доказательств невозможности

продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной

информации о прекращении действия либо расторжении договоров,

гражданскоправовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых

рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных

при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны,

исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных

отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав

потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к

выводу о необходимости выдачи АО «Альфа-банк» предписания о прекращении

(недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о

рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения

Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о

рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным

органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской

Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать АО «Альфа-банк» нарушившим требования пункта 2, 4, 5 части 3,

части 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении рекламы на телевидении

следующего содержания:

Реклама 1. на телеканале «2х2» в период с февраля 2023 г. по март 2023 г.:

«Доставка карты осуществляется «моментально в любую точку России»;

Реклама 2. на телеканале ТНТ с июня 2023 г. по июль 2023 г.: «Снятие

наличных до 50 000 ₽ без комиссии, на сумму свыше 50 000 ₽ комиссия 3,9 % + 390

2023-55961

7

.»;

Реклама 3. на телеканалах «2х2», «Россия», «Первый канал», «СТС»,

«Пятница» в период с апреля 2023г. по май 2023г.: «Кредитная карта Альфа-Банка

бесплатная навсегда сама летит к вам».

2. Выдать АО «Альфа-банк» предписание о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу

Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об

административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,

предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации.

Председатель комиссии <….>а

Члены комиссии:

<….>а

<….>а

Связанные организации

Связанные организации не указаны