Решение б/н б/а от 3 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-1061/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
31.01.2023                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<............>,

членов Комиссии:

<............>,

<............>,

при участии при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ИП <............>,, РУС «ГЦОЛИФК»,

рассмотрев жалобу ИП <............>, (далее - Заявитель) на действия РУС «ГЦОЛИФК» (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по профессиональной уборке зданий и территорий РУС «ГЦОЛИФК» в 2023 году. (№03-22ОК) (реестровый № 32211948947) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Как следует из доводов жалобы, при оценке вторых частей заявок участников закупки по критерию «Квалификация участника закупки» закупочной комиссией были неправомерно присвоены (завышены) баллы заявке Победителя, в результате чего заявке Заявителя и остальных участников закупки были занижены баллы по нестоимостным критериям оценки, а ИП <............>, неправомерно был признан победителем в закупке. По мнению, Заявителя, у победителя отсутствует опыт выполнения работ, связанный с предметом закупки, который позволял бы получить максимальное количество баллов.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 13.12.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), а также на сайте электронной площадки АО «Сбербанк — АСТ», разместил информацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по профессиональной уборке зданий и территорий РУС «ГЦОЛИФК» в 2023 году. (№03-22ОК) (реестровый № 32211948947) (далее – конкурс, процедура).

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов от 12.01.2023 № 32211948947 победителем признан ИП Моложавский Д.П. с итоговой оценкой заявки — 62, 04. Заявитель занял 4 место с итоговой оценкой — 14, 10.

Так, пунктом 5.3.3 Закупочной документации установлен следующий порядок оценки по критерию «Квалификация участника закупки (С)»:

 

п/п

Показатель оценки

Максимальное значение в баллах

2.1.

Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (Общая цена исполненных участником закупки (контрактов) договоров) (С1).

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется:

  1. в случае если Kmax ˂ Kпред, по формуле:

С1i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

  1. в случае если Kmax ≥ Kпред, по формуле:

С1i = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред – предельно необходимое заказчику значение характеристик показателя.

При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе сведений по данному показателю и/или документов, подтверждающих такие сведения, участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

25

2.2.

Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (Общее количество исполненных участником закупки (контрактов) договоров) (С2).

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется:

  1. в случае если Kmax ˂ Kпред, по формуле:

С2i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

  1. в случае если Kmax ≥ Kпред, по формуле:

С2i = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред – предельно необходимое заказчику значение характеристик показателя.

При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе сведений по данному показателю и/или документов, подтверждающих такие сведения, участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

25

 

По данным показателям оценивается предложение участника закупки о суммарной стоимости успешно исполненных (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) (далее – контракты), заключенных с Заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», исчисляемых в рублях, работ (услуг) сопоставимого характера и объема, с ценой каждого контракта (договора) не менее 5 % от начальной максимальной цены контракта, заключенных не ранее 2015 года.

В качестве подтверждения по данному показателю предоставляются:

1) ранее исполненные контракты (договоры) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;

2) подписанные акты сдачи-приемки выполненных работ в полном объеме по контрактам и (или) договорам.

Сведения предоставляются в составе второй части заявки по рекомендуемой форме в соответствии с разделом «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ФОРМА КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ» конкурсной документации.

Контракт/договор, исполнение которого не подтверждено копией акта сдачи-приемки выполненных работ не засчитывается при оценке.

Указанные документы должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Представленные участником закупки контракты (договоры), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.

Под успешным исполнением работ (контрактов или договоров) понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) в соответствии с условиями, установленными в контрактах (договорах), в полном объеме.

Под работами (контрактами или договорами) сопоставимого характера и объема понимаются контракты (договоры) на оказание услуг по профессиональной уборке зданий и прилегающей территории, заключенных по результатам проведенных торгов (закупок) в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ, с ценой каждого контракта (договора) не менее 5 % от начальной максимальной цены контракта, заключенных не ранее 2015 года.

Комиссией установлено, победителем ИП Моложавским Д.П. была подана коллективная заявка совместно с ИП Цукановой Т.М., ИП Тройно Т.М.,ООО «ИНКОМ», ООО «МедКлинСервис» на основании договора простого товарищества от 26.12.2022 № 1. В качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ (услуг) победителем в составе заявки было представлено 32 договора. По результатам оценки Заказчиком были принято к оценке 26 договоров на общую сумму 321 000 000 рублей. В связи с чем, по показателям С1 и С2 было присвоено 25 баллов.

В ходе проверки достоверности сведений, представленных в составе заявки победителя установлено, что представленные договоры соответствуют требованиям Закупочной документации.

Таким образом, учитывая, что ИП <............>, была подана коллективная заявка, представленный опыт выполнения аналогичных работ был зачтен Заказчиком, в том числе, исходя из представленных договоров участниками коллективной заявки.

Комиссия отмечает, что в силу части 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Так, в соответствии с пунктом 1.6.1 Закупочной документации в настоящем конкурсе может принять участие любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

В свою очередь, в соответствии с пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности (далее - группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.

В рассматриваемом случае, учитывая, что <............> была подана коллективная заявка, представленный опыт выполнения аналогичных работ был зачтен Заказчиком, в том числе, исходя из представленных договоров участниками коллективной заявки.

В связи с чем, оценка заявка победителя, также, как и заявки Заявителя и других участников закупки по критерию «Квалификация участника закупки (С)» была произведена Заказчиком правомерно и в соответствии с требования Закупочной документации.

В части довода Заявителя о несогласии с оценкой заявки победителя по показателю «Деловая репутация участника закупки (Отзывы и благодарственные письма) (C3)», Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 5.3.3 Закупочной документации установлен следующий порядок оценки по показателю «Деловая репутация участника закупки (Отзывы и благодарственные письма) (C3)»:

 

2.3.

Деловая репутация участника закупки (Отзывы и благодарственные письма) (C3)

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется:

  1. в случае если Kmax ˂ Kпред, по формуле:

С3i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

  1. в случае если Kmax ≥ Kпред, по формуле:

С3i = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред – предельно необходимое заказчику значение характеристик показателя.

При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе сведений по данному показателю и/или документов, подтверждающих такие сведения, участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю.

 

10

 

По данному показателю оценивается предложение участника о количестве положительных отзывов (в том числе благодарности, грамоты, благодарственные письма) заказчиков по исполненным контрактам (договорам) заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ с 2015 года до даты окончания срока подачи заявок.

Под тематикой контрактов, по которым оцениваются положительные отзывы, подразумеваются контракты (договоры), в рамках исполнения которых оказывались услуги по профессиональной уборке зданий и/или прилегающей территории.

В рамках одного контракта оценивается один положительный отзывов (в том числе благодарность, грамота, благодарственное письмо).

Подтверждается:

- положительными отзывами (в том числе грамотами, благодарственными письмами) по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Сведения предоставляются в составе второй части заявки по рекомендуемой форме в соответствии с разделом «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ФОРМА КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ» конкурсной документации.

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, реквизиты контрактов (договоров), подписи и печати.

Заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение для показателя «Деловая репутация участника закупки «отзывы и благодарственные письма»» (Кпред) в количестве пятнадцати отзывов (благодарностей, грамот, благодарственных писем).

Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Комиссией установлено, что победителем в составе заявки было по показателю «Деловая репутация участника закупки (Отзывы и благодарственные письма) (C3)» 16 благодарственных писем. В связи с чем, по результатам оценки заявки по данному показателю победителю присвоен максимальный 10 баллов.

При этом, в составе Заявителя отсутствовало предложение участника о количестве положительных отзывов. В связи с чем, по данному показателю Заявителю присвоено 0 баллов.

Таким образом, оценка заявка победителя по показателю «Деловая репутация участника закупки (Отзывы и благодарственные письма) (C3)» была произведена Заказчиком правомерно и в соответствии с требования Закупочной документации.

При этом, Заявителем не представлено доказательств нарушения прав и ограничения конкуренции при определении победителя оспариваемой закупки, а Комиссией не установлено.

На основании изложенного, доводы Заявителя о неправомерной оценке заявки победителя не находят своего подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <............> на действия РУС «ГЦОЛИФК» (ИНН: 7719022052; ОГРН: 1027739179027) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенное письмом Московского УФАС России от 25.01.203 № НП/3273/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны