Постановление №20224/24 о прекращении производства по делу об административном право... от 22 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 077/04/9.21-5321/2024

 

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена 21.05.2024.

В полном объеме постановление изготовлено 22.05.2024.

 

Я, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-5321/2024, возбужденного в отношении АО «Мосгаз» (дата регистрации в качестве юридического лица 28.12.2012, ОГРН: 1127747295686, ИНН 7709919968, КПП: 770901001, адрес: 105120, г. Москва, пер. Мрузовский, д. 11) в присутствии посредством видеоконференц-связи представителей АО «Мосгаз» <...>, действующего на основании доверенности от <...> № <...>, и <...>, действующего на основании доверенности от <...> № <...>, в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Московское УФАС России поступило Заявление <...> (далее также — Заявитель) на действия (бездействие) АО «Мосгаз», выразившиеся в возможном нарушении пункта 80 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее — Правила подключения), в части навязывания Заявителю условий договора № 24МГ-ДДТП-6686 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), к сети газораспределения (далее — Договор), не предусмотренных Правилами подключения, путем включения в Договор условия о сроке осуществления мероприятий по подключению, превышающего максимально допустимый срок, установленный пунктом 53 Правил подключения.

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, Заявление <...> необходимо квалифицировать как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно Заявлению <...>АО «Мосгаз» нарушен запрет навязывания Заявителю условий Договора, не предусмотренных Правилами подключения.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения Заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее. Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального к сетям газораспределения установлен Правилами подключения.

В соответствии с представленной в Московское УФАС России информацией <...>. в адрес АО «Мосгаз» была подана заявка от 27.02.2024 № 50/07- 2024-22718 3 829/24 в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования Объекта (далее — Заявка).

В ответ на Заявку АО «Мосгаз» в адрес Заявителя письмом от 14.03.2024 № 50/05-3224/24 был направлен подписанный проект Договора, а также технические условия № 48-17-6686/24, являющиеся неотъемлемым приложением к договору.

В соответствии с пунктом 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению Объекта и пуску газа составляет 3 года со дня заключения указанного Договора.

Согласно пункту 2 Правил подключения «заявители второй категории» - заявители, для которых протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров для сельской территории (вне границ городов и поселков) и (или) не более 300 метров для территории города или поселка, и (или) указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования, за исключением заявителей, относящихся к первой категории, и случаев, когда плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается по индивидуальному проекту.

Вместе с тем альтернативный вариант подключения, предусматривающий протяженность сети газораспределения до точки подключения Объекта, измеряемую по прямой линии, которая составляет 133 метра, предусматривает переход через водные преграды и зеленые насаждения, что отражено на прилагаемой АО «Мосгаз» схеме.

В соответствии с пунктом 26.23 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода», (далее — Основные положения) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, если проект подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации или в региональную (межрегиональную) программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, или в случае, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:

- прокладку газопровода на территории земель лесного фонда или необходимость вырубки зеленых насаждений;

- переходы через водные преграды;

- прокладку газопровода наружным диаметром свыше 219 мм и (или) протяженностью более 30 метров бестраншейным способом;

- прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий, и (или) в границах зон охраны памятников историко-культурного наследия.

Заявления и материалы для установления размера платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту могут представляться в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электронной форме.

Таким образом, альтернативный вариант подключения Объекта Заявителя возможен исключительно в рамках индивидуального проекта.

Кроме того, согласно представленному газораспределительной организацией предварительному расчету стоимости по подключению Объекта Заявителя при выборе альтернативного варианта подключения размер платы за подключение Объекта составит 13 032 983, 59 руб. (с НДС), что превышает установленный пунктом 11 предложенного Заявителю для подписания Договора размер платы равный 12 427 772 руб. (с НДС).

Таким образом, с учетом того, что протяженность сети газораспределения до точки подключения Объекта, измеряемая по прямой линии, составляет 235 метров, что подтверждено материалами, представленными АО «Мосгаз», <...> является заявителем второй категории в соответствии с пунктом 2 Правил подключения.

В силу пункта 53 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не может превышать 1,5 года для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 45 Правил подключения в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении проекта договора о подключении. Указанный отказ направляется заявителем исполнителю любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты исполнителя, личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином портале и (или) региональном портале).

Согласно пункту 46 Правил подключения в случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении аннулируется.

Вместе с тем Заявителем в срок до 25.04.2024 не был направлен мотивированный отказ от заключения Договора, в том числе в части несогласия со сроком осуществления мероприятий по подключению, в связи с чем у АО «Мосгаз» отсутствовали основания полагать, что Заявителем выражено несогласие с теми или иными условиями Договора, в том числе с установленным Договором сроком осуществления мероприятий по подключению Объекта, в связи с чем Заявка <...>была аннулирована.

Таким образом, установление АО «Мосгаз» в Договоре срока осуществления мероприятий по подключению Объекта, равного 3 годам, не противоречит Правилам подключения.

В части доводов Заявления о нарушении АО «Мосгаз» порядка расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) Объекта Московское УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 70 Правил подключения размер платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливается исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Льготный размер платы за подключение, предусмотренный абзацем 1 пункта 26(22) Основных положений, устанавливается соответствующим заявителям при условии, что измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

В силу подпунктов «а» - «в» пункта 4 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18, регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер:

а) платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час (м3/час) включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения (для Заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом;

б) платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 5 м 3/час включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения (для прочих Заявителей), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищнокоммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом;

в) стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение, кроме случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и установления размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Согласно письменным пояснениям АО «МОСГАЗ» с учетом расположения сети газораспределения на расстоянии более 200 метров, размер платы за подключение Объекта был определен АО «МОСГАЗ» на основании приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.12.2023 № ДПР-ТР-396/23 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Мосгаз», на 2024 год» (далее — Приказ № ДПР-ТР-396/23) и приказа «Об установлении на 2024 год стандартизированных тарифных ставок определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Мосгаз» внутри границ земельного участка заявителя» (далее — Приказ № ДПР-ТР-391/23) с учетом необходимости выполнения исполнителем дополнительно мероприятий по подключению внутри границ земельного участка Заявителя в соответствии с Заявкой.

В соответствии с пунктом 11 ТУ исполнитель осуществляет проектирование и строительство газопровода (от сети газораспределения: газопровода низкого давления D = 160 мм, полиэтилен, состоящего на балансе основного абонента, от ГРС «Воскресенское», через сети газораспределения в составе имущества АО «Мосгаз» до точки подключения), D = 63 мм, ориентировочной протяженностью 461 м, материалом труб: полиэтилен, максимальным рабочим давлением 0,3 МПа, тип прокладки: подземный, условным D = 50 мм, ориентировочной протяженностью 4,45 м, материалом труб: сталь, максимальным рабочим давлением 5,0 кПа, тип прокладки: надземный, условным D = 32 мм, ориентировочной протяженностью 2,5 м, материалом труб: сталь, максимальным рабочим давлением 5,0 кПа, тип прокладки: надземный, в том числе проектирование и строительство газопровода (от сети газораспределения до границ участка заявителя), D = 63 мм, ориентировочной протяженностью 447 м, материалом труб: полиэтилен, максимальным рабочим давлением 5,0 кПа, тип прокладки: подземный, проектирование и строительство отключающих устройств, строительство сети газопотребления от точки подключения газоиспользующего оборудования максимальным рабочим давлением 5,0 кПа, общей ориентировочной протяженностью 17,2 м, получение разрешения на строительство газопроводов и определение охранных зон газопроводов на земельных участках, принадлежащих иным лицам: при необходимости.

Согласно пункту 11 Договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) (далее — плата), за исключением случаев, когда размер платы устанавливается по индивидуальному проекту, определяется в соответствии с решением Департамента экономической политики и развития города Москвы — Приказом № ДПР-ТР-396/23 и Приказом № ДПР-ТР-391/23.

АО «Мосгаз» в адрес Московского УФАС представлен расчет размера платы за подключение Объекта <...> с указанием перечня работ и их стоимости. Установленный в Договоре размер платы, равный 12 427 772 руб. (с НДС) рассчитан в соответствии со стандартизированными тарифными ставками согласно Приказу № ДПР-ТР-396/23 и Приказом № ДПР-ТР-391/23 и содержит следующие мероприятия:

С= С1 + С3 х L3 + С7.1 + С7.2 = 4 241 145,32 + 13 198, 46 х 447 м + 5 249,6 + 107 770,39 = 10 253 876,93 руб. (без НДС)

10 253 876,93 х 1,2 = 12 304 652,32 руб. (с НДС)

Где:

- ставки платы С1 (проектирование полиэтиленового газопровода диаметром менее 100 мм и протяженностью 101-500 м), С3 (строительство полиэтиленового газопровода диаметром менее 109 мм), С7.1 (мониторинг выполнения заявителем ТУ), С7.2 (фактическое присоединение к газопроводу до 0,6 МПа, наружным диаметром 160-224 мм) установлены Приказом № ДПР-ТР-396/23;

- L3 – протяженность газопровода, м,

С= С2.3.2 х L2.3.2 + С2.2.1 x L2.2.1 + С2.1.3 x L2.1.3 + С4.1.4 + С5.1.4 х L5.1.4 + С5.1.3 х L5.1.3 + С5.1.2 х L5.1.2 + С5.1.1 х L5.1.1 + С6 + С1 = 2 626,79 x 14 м + 3 096,50 х 3,45 м + 1 603,14 х 3,5 м + 2596,30 + 7 682,70 + 1 536,54 х 5 м + 1 480,86 х 7 м + 1 358,72 х 2,5 м + 1 140,80 + 20 787,05 = 102 599,73 руб. (без НДС)

102 599,73 х 1,2 = 123 119,68 руб. (с НДС)

Где:

- ставки платы С1, С2.3.2, С2.2.1, С2.1.3, С4.1.4, C5.1.1, C5.1.2, C5.1.3, C5.1.4, C6 установлены Приказом № ДПР-ТР-391/23;

- L2.3.2, L2.2.1, L2.1.3, L5.1.1, L5.1.2, L5.1.3, L5.1.4 – протяженность газопровода, м.

Таким образом, размер платы за подключение Объекта составляет: 12 304 652,32 + 123 119,68 = 12 427 772 руб. (с НДС)

Учитывая изложенное, расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) Объекта, принадлежащего Заявителю, установлен в соответствии с действующим на момент подачи Заявки законодательством.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностное лицо приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения в вышеописанных действиях АО «Мосгаз».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21- 5321/2024, возбужденное в отношении АО «Мосгаз» (дата регистрации в качестве юридического лица 28.12.2012, ОГРН: 1127747295686, ИНН 7709919968, КПП: 770901001, адрес: 105120, г. Москва, пер. Мрузовский, д. 11), прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны