Решение б/н б/а от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2065/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.02.2022 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего Комиссии:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО ЧОП «СИГМА», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,

рассмотрев жалобу ООО ЧОП «СИГМА» (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» (далее - Заказчик) при проведении конкурентного отбора на право заключения договора на оказание услуг по охране федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (реестровый №32211057767, далее — Закупка) ,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

По мнению Заявителя, победителем закупки в составе своей заявки были представлены недостоверные сведения, а Заказчиком, в свою очередь, были безосновательно присвоены баллы победителю Закупки по нестоимостному критерию оценки «Квалификация участников закупки».

Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком также был нарушен принцип информационной открытости закупки, выразившийся в отсутствии обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что 21.01.2022 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении конкурентного отбора на право заключения договора на оказание услуг по охране федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» (реестровый №32211057767).

В соответствии с итоговым протоколом № 32211057767 от 27.01.2022, победителем конкурса признан участник с номером заявки 3 – ООО ЧОО «Витязь».

Согласно подпункту 2 пункта 10 Информационной карты, установлен следующий нестоимостной критерий оценки:

 

2.

Нестоимостные критерии оценки заявок:

2.1

Квалификация участников конкурентного отбора (в том числе опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация (как количественный показатель); обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов);

100

60

0,60

ПоказательС1: Опыт участника по успешному выполнению работ/оказанию услуг, аналогичных предмету конкурентного отбора

100

25

0,25

ПоказательС2: Обеспеченность кадровыми ресурсами

100

25

0,25

ПоказательС3: Деловая репутация Участника закупки

100

50

0,50

 

2.1 Квалификация участников конкурентного отбора (в том числе опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация (как количественный показатель); обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов).

Значимость критерия:60%.

Коэффициент значимости критерия оценки «квалификация участников конкурентного отбора (в том числе опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация (как количественный показатель); обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация); наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов)» составляет 0,60.

Максимальное количество баллов – 100 баллов

Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурентного отбора по данному критерию, установлены следующие показатели:

ПоказательС1: «Опыт участника по успешному выполнению работ/оказанию услуг, аналогичных предмету конкурентного отбора».

Значимость показателя: 25%

Коэффициент значимости показателя (КЗ) «Опыт участника по успешному выполнению работ/оказанию услуг, аналогичных предмету конкурентного отбора» составляет 0,25.

Максимальное количество баллов – 100 баллов

Заказчиком будет оцениваться количество успешно исполненных договоров/контрактов, заключенных без учета правопреемства в рамках законов 44-ФЗ и/или 223-ФЗ, а также коммерческих контрактов, аналогичных предмету конкурентного отбора за последние четыре года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентном отборе.

Оценка проводится на основе сведений, приведенных участником закупки в соответствии с рекомендуемой Формой 4 раздела 3 документации «ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ (ОКАЗАНИЮ УСЛУГ) СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА» и подтверждаться следующими документами:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) с актами выполненных работ/оказанных услуг, аналогичных предмету конкурентного отбора за последние пять лет.

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

Представленные участником закупки контракты (договоры), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.

Под успешным выполнением работ/оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

По успешному выполнению работ/оказанию услуг участник закупки декларирует в заявке исполнение им контракта (контрактов), договора (договоров) представленного(ых) по показателю критерия оценки.

Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ/оказании услуг по исполнению участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Под работами/услугами аналогичными предмету конкурентного отбора понимаются оказание услуг по охране

Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов. Максимальное количество баллов (100) получает заявка, имеющая наибольшее количество копий ранее исполненных контрактов (договоров) аналогичных предмету закупки с актами выполненных работ/оказанных услуг.

Количество баллов, присуждаемых по показателю С1: «Опыт участника по успешному выполнению работ, аналогичных предмету конкурентного отбора», определяется по формуле:

С1 = КЗ ×100×(Ki/Kmax)

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

ПоказательС3: «Деловая репутация Участника закупки».

Значимость показателя: 50%

Коэффициент значимости показателя (КЗ) «Деловая репутация Участника закупки» составляет 0,50.

Максимальное количество баллов – 100 баллов

Заказчиком будет оцениваться количество положительных отзывов/рекомендательных писем от заказчиков за оказание услуг физической охраны за последние четыре года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентном отборе.

Данные сведения должны быть указаны Участником конкурентного отбора и подтверждаться в составе заявки на участие копиями положительных отзывов/рекомендательных писем от заказчиков.

Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию для подтверждения деловой репутации Участника конкурентного отбора.

Количество баллов, присуждаемых по показателюС3: «Деловая репутация Участника закупки», определяется по формуле:

С3 = КЗ ×100×(Ki/Kmax)

- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Количество баллов, присуждаемых по нестоимостному критерию оценки - "квалификация участников закупки", определяется следующим образом:

РЗ = (С1+ С2 + С3)* КЗ, где: РЗ – рейтинг заявки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Победителем признается участник конкурентного отбора, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника конкурентного отбора присваивается первый порядковый номер.

Из материалов дела следует, что на участие в конкурсе было подано 3 заявки.

Согласно Итоговому протоколу, победителю Закупки — ООО ЧОО «Витязь» было присвоено максимальное количество баллов по показателю «Деловая репутация Участника закупки» и «Опыт участника по успешному выполнению работ, аналогичных предмету конкурентного отбора» - 50 и 25 баллов соответственно.

При этом, Комиссия установила, что победителем Закупки в составе заявки представлено наибольшее количество копий ранее исполненных контрактов (договоров) аналогичных предмету закупки с актами выполненных работ/оказанных услуг, а именно 380 договоров.

Также, победителем Закупки представлено наибольшее количество положительных отзывов/рекомендательных писем от заказчиков за оказание услуг физической охраны за последние четыре года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентном отборе, что подтверждается документами в составе заявки участника номер 3.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что победителю Закупки — ООО ЧОО «Витязь» было присвоено максимальное количество баллов по оспариваемым показателям в соответствии с порядком и формулами, установленными подпунктом 2 пункта 10 Информационной карты:

 

 

 

 

ООО ЧОП «СИГМА»

ООО ЧОП «ОПЕС-ФОРТУНАД»

ООО ЧОО «Витязь»

 

Номер заявки

1

2

3

1

Цена

64 080 000,00

70 804 000,00

68 000 000,00

 

40

40,0

36,2

37,7

2

Квалификация

 

 

 

 

60

21,3

14,2

55,9

2.1

Опыт (общее кол-во договоров)

138

78

380

 

25

9,08

5,1

25

2.2

Трудовые ресурсы

136

85

99

 

25

25

15,6

18,2

2.3

Деловая репутация

23

45

776

 

50

1,5

2,9

50,0

 

 

 

 

 

 

Итоговый рейтинг

61,3

50,4

93,6

 

При этом Заявитель в своей жалобе ссылается на возможную недостоверность сведений относительно количества договоров и положительных отзывов/рекомендательных писем, представленных в составе заявки победителем Закупки, так как, по мнению Заявителя, указанное количество документов является чрезвычайно высоким.

Комиссия считает необходимым отметить, что при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, несоответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений лицо должно располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

В настоящем случае, как следует из материалов дела, поданная победителем заявка требованиям Дкументации соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, факт представления победителем Закупки недостоверных сведений, а именно сведений, которые не имели места в действительности, не находит своего подтверждения.

Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.

Таким образом, Комиссия признает доводы Заявителя в части неправомерного присвоения Заказчиком баллов победителю Закупки по нестоимостному критерию оценки «Квалификация участников закупки» необоснованным.

Довод Заявителя о непрозрачности Итогового протокола № 32211057767 от 27.01.2022 также отклоняется Комиссией как необоснованный в связи со следующим.

Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках, Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Комиссией установлено, что итоговый протокол № 32211057767 от 27.01.2022 полностью соответствует требованиям, установленным частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Протокол, составляемый по результатам осуществления закупки, формируется Заказчиком в бумажной форме, а также с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки..

Согласно данных протокола, опубликованных в открытой части ЕИС, Заказчиком были размещены в том числе сведения о ценовых предложениях участников закупки.

При этом документальных и иных подтверждений нарушения процедуры Закупки и порядка заключения договоров Заявителем не представлено.

Комиссия отмечает, что сам по себе факт победы в процедуре закупки иного участника не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ЧОП «СИГМА» на действия ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» (ИНН 7721037218, ОГРН 1027739017976) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 08.02.2022 № НП/6782/22.

Связанные организации

Связанные организации не указаны