Решение (комиссия) б/н б/а от 10 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8411/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

05.07.2023                                                                                                    г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «ЛПК «Авангард С» (далее — Заявитель) на действия ... (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме  на право заключения договора поставки лесопиломатериалов и опор деревянных для обеспечения предприятий полигона Московской железной дороги и ДЗО (закупочная процедура опубликована на официальном сайте https://223.rts-tender.ru/supplier/auction/Trade/View.aspx?Id=2763173&sso=1&code=-5, далее

— Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В своей жалобе Заявитель выражает несогласие с отклонением своей заявки на участие в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки ( включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 19.06.2023 № 1575/ОАЭ-ЦДЗС/23/1 заявку Заявителя отклонили на основании пунктов 3.6.6.1 и 3.6.7 документации о закупке в связи с наличием недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных в составе заявки, а именно:

В техническом предложении участника по позиции №7 указана «Опора деревянная», имеющая характеристику «поглощение антисептика 24 кг/м3». В адрес производителя, указанного в техническом предложении участника по позиции № 7, был направлен запрос с целью подтверждения характеристик данной продукции. По информации, полученной от производителя, вышеуказанная продукция имеет иные характеристики.

Согласно позиции Заявителя его заявка полностью соответствовала требованиям Закупочной документации и не подлежала отклонению.

Комиссия оценивает позицию Заявителя критически ввиду следующего.

Согласно пункту 3.14.5 закупочной документации заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей.

В соответствии с пунктом 3.14.5.1 закупочной документации первая часть аукционной заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения № 1.1 к аукционной документации, оформленное по форме приложения № 1.3 к аукционной документации. При этом не допускается указание в первой части аукционной заявки сведений об участнике аукциона, а также сведений о ценовом предложении

В пункте 3.17.1 закупочной документации указано, что в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации.

В соответствии с формой технического предложения участника (приложение № 1.3 к закупочной документации) II часть заполняется участником с учетом требований технического задания и характеристик предлагаемых товаров, работ, услуг.

В приложении № 1.1 к закупочной документации («Технические и функциональные характеристики товара» раздела 2 «Требования к товарам») указано, что в техническом предложении участник должен указать информацию о предлагаемых товарах, соответствующих требованию технического задания, по форме Приложения №1.3 к аукционной документации.

Участник должен указать марку, модель, название, наименование производителя (его ИНН), страну происхождения товара, гарантийный срок эксплуатации по каждому наименованию технического задания.

В соответствии с пунктом 3.9.2 закупочной документации заказчик, в целях проявления должной осмотрительности, вправе проводить проверку сведений, представленных участниками аукциона в составе заявки, на достоверность и отсутствие признаков компаний «однодневок», а также признаков недобросовестного поведения участника на рынке.

Пунктом 3.6.6.1. Закупочной документации установлено, что участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

Согласно пункту 3.6.7. Закупочной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.

Требования к поставляемому товару установлены приложением № 1.1. к Закупочной документации (далее — Техническое задание).

К позиции № 7 Технического задания «Опора деревянная линии электропередачи пропитанная антисептиком с электронным устройством памяти» установлены следующие требования:

«Диаметр верхнего среза опоры должен быть не менее 0,155 м и не более 0,165 м. Минимальный диаметр на расстоянии 1,500 м от нижнего торца должен быть не менее 0,214 м и не более 0,226 м, длина должна быть не менее 10,999 м и не более 11,001 м.

Породой древесины должна являться сосна первого и второго сорта, заготовленная в осенне-зимний период в географических районах российской федерации не южнее 60° северной широты.

Опора должна быть пропитана по технологии «вакуум-давление-вакуум» в соответствии с ГОСТ 20022.6-93. Глубина пропитки должна составлять не менее 99% заболонной части древесины. Пропитка должна производиться трудновымываемым водорастворимым антисептиком семейства сса. Глубина пропитки по обнажённой ядровой части древесины должна быть не менее 0,015 м.

Поглощение антисептика должно быть не менее 12 кг/м3.

Сохранность древесины опоры должна составлять не менее 70 лет эксплуатации. Г руппа горючести должна быть г1 по ГОСТ 30244-94, группа вопламеняемости

должна быть в2 по гост 30402-96, группа токсичности должна быть т2 по гост 12.1.044-89, дымообразующая способность должна быть д2 по гост 12.1.044-89,класс пожарной опасности должен быть км2.

Опора должна быть оснащена электронными устройствами памяти типа rf-hdt-dvbb, имеющими следующие технические характеристики устройства памяти: сверхпрессованный корпус из полиамидной смолы pa9t, стандарт информационной безопасности iso/iec 15693-2, -3 и iso/iec 18000-3, класс защиты ip68, объём памяти не менее 2048 bit, рабочую частоту не ниже 13.56мгц, рабочую температуру от -25 до +90 °c, габариты: 0,022 (± 0,0002) м х 0,003 (± 0,0002) м, вес должен быть не менее 1,9 гр и не более 2,3 гр.

Опора должна соответствовать «техническим требованиям по использованию пропитанных деревянных опор», утверждённым Трансэнерго-филиалов ОАО «РЖД» от 31 декабря 2019 г.

 В комплект поставки опоры должны входить одна полиэтиленовая крышка , защищающая верхний торец опоры от атмосферных осадков и не менее трёх оцинкованных гвоздя, линейным измерителем состояния одностроечных опор, предназначенным для работы с устройствами памяти, внедрёнными в тело опоры. Гарантийный срок у производителя на опору должен составлять не менее 20 лет».

Заявителем в составе заявки по позиции 7 Технического задания «Опора деревянная линии электропередачи пропитанная антисептиком с электронным устройством памяти» предложен следующий товар:

«Опора деревянная линии электропередачи пропитанная антисептиком с электронным устройством памяти тип М» производства ООО «Первый деревопропиточный завод» (ИНН: 4708013050) со следующими характеристиками:

«Иинимальный диаметр верхнего среза опоры 0,155 м  минимальный диаметр на расстоянии 1,500 м от нижнего торца 0,22 м, длина 11 м. Сосна 1-2 сорта.

Опора пропитана по технологии «вакуум-давление-вакуум» в соответствии с ГОСТ 20022.6-93.

Глубина пропитки 100% заболонной части древесины.

Пропитка производится трудновымываемым водорастворимым антисептиком семейства сса. Глубина пропитки по обнажённой ядровой части древесины 0,015 м.

Поглощение антисептика 24 кг/м3.

Сохранность древесины опоры 70 лет эксплуатации. Группа горючести г1 по ГОСТ 30244-94 , группа вопламеняемости в2 по гост 30402-96, группа токсичности т2 по ГОСТ 12.1.044-89, дымообразующая способность д2 по ГОСТ 12.1.044-89, класс пожарной опасности км2.

Опора  оснащена электронными устройствами памяти типа RF-HDT-DVBB, имеющими следующие технические характеристики устройства памяти: сверхпрессованный корпус из полиамидной смолы pa9t, стандарт информационной безопасности iso/iec 15693-2, -3 и iso/iec 18000-3, класс защиты ip68, объём памяти 2048 bit, рабочую частоту 13.56мгц, рабочую температуру от -25 до +90 °c, габариты: 0,022  м х 0 ,003 м, вес 2,1 гр.

Опора Соответствует «техническим требованиям по использованию пропитанных деревянных опор», утверждённым Трансэнерго - филиалов ОАО «РЖД» от 31 декабря

2019  г.

В комплект поставки одной опоры входит одна полиэтиленовая крышка, защищающая верхний торец опоры от атмосферных осадков и  три оцинкованных гвоздя, линейный измеритель состояния одностроечных опор, предназначенный для работы с устройствами памяти, внедрёнными в тело опоры».

Комиссией установлено, что при рассмотрении заявки Заявителя, Заказчиком был направлен запрос производителю ООО «Первый деревопропиточный завод» (ИНН: 4708013050) от 14.06.2023 № ИСХ-2888/МОСК ДМС, с целью установления достоверности заявленных требований.

Согласно представленному ответу производителя ООО «Первый деревопропиточный завод» (ИНН: 4708013050) от 15.06.2023 № 2-22, техническими требованиями по использованию деревянных пропитанных опор ОАО «РЖД», СТО ПАО «Россети» и другими регламентирующими документами установлено требование по поглощению анисептика в кг. сухого вещества на м3 объема древесины не менее 12 кг/м3. Фактическое поглощение может быть больше, и даже достигать значения 14-14,5 кг/м3, это зависит от соотношения количества заболони и ядровой части древесины. Поглощение антисептика в количестве 24 кг/м3 не представляется возможным для реализованного изделия.

Также в своем письме от 26.06.2023 № 2-24 ООО «Первый деревопропиточный завод» указало, что с учетом технологии производства пропитанных деревянных опор для линии электропередач, применяемой на предприятии, невозможно обеспечить поглощение антисептика 24 кг/м3.

Комиссия отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Учитывая вышеизложенная, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для установления наличия недостоверных сведений в заявке Заявителя, так как несоответствие заявленных требований подтверждается письмами производителя поставляемого товара.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя в соответствии с требованиями пункта 3.6.7. Закупочной документации подлежала отклонению.

На основании изложенного Комиссия не устанавливает нарушения антимонопольного законодательства со стороны Заказчика, так как  при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.

Кроме того, Комиссия принимает во внимание, что на участие в Закупке подано 4 заявки, при этом, остальные участники по позиции № 7 Технического задания «Опора деревянная линии электропередачи пропитанная антисептиком с электронным устройством памяти» предложили к поставке товар производства ООО «Первый деревопропиточный завод» (ИНН: 4708013050), однако указали, что глубина пропитки составляет 12 кг/м3.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя в части оспаривания отклонения своей заявки необоснованной.

Также в своей жалобе Заявитель выражает несогласие с положениями закупочной документации.

Заявитель в своей жалобе указывает, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки направо участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Способ же изложения требований, по мнению Заявителя, допущенный Заказчиком, в том числе разночтения в ТУ и требованиях, установленных техническим заданием, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником Аукциона ошибок при заполнении заявки.

Относительно указанного довода жалобы, Комиссия отмечает следующее.

Комиссией установлено, извещение о проведении Закупки размещено Заказчиком на сайте оператора торговой площадки ООО «РТС-тендер» 31.05.2023.

Дата начала срока подачи заявок — 31.05.2023.

Дата и время окончания подачи заявок — 14.06.2023.

В ходе заседания Комиссии установлено, что Заявитель, приняв участие в закупке подал жалобу на действия Заказчика 21.06.2023.

Таким образом, оспаривание Заявителем положений документации, по его мнению, ограничивающих конкуренцию, подлежало обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно — до 14.06.2023.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Также Комиссия отмечает, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Обжалование участником Закупки положений документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

В письме ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 указано, что жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений Закупочной документации после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре. 

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЛПК «Авангард С» на действия ... при проведении Закупки необоснованной в части отклонения заявки, в части оспаривания положений закупочной документации — жалобу оставить без рассмотрения.
  1. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.06.2023  № НП/25757/23, от 30.06.2023 № НП/ 27271/23.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны