Решение б/н б/а от 15 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-19531/2021 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
10.11.2021 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей АО «Газпром закупки», ООО «Аэротехсервис»,
в отсутствие представителей ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА», извещенных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 01.11.2021 № ЕО/67121/21
рассмотрев жалобу ООО «Аэротехсервис» (далее — Заявитель) на действия ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме (Газпром) на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту авиационного и радиоэлектронного оборудования для нужд Ухтинского филиала ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» для нужд ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» (49614) (реестровый № 32110598843, далее — Закупка) (далее — Жалоба),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Извещение о проведении Закупки опубликовано на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 30.08.2021.
Согласно доводам жалобы, Заявитель подал заявку на участие в Закупке (участник № 3), однако согласно Итоговому протоколу подведения итогов конкурентной закупки №32110598843-01 от 18.10.2021 Заявка заявителя заняла 2 место.
Идентификационный номер Участника |
Стоимостной критерий |
Нестоимостной критерий |
Итоговая оценка (значения в баллах) |
Присвоенный порядковый номер (значение) Заявки |
1 |
35,80 |
60,00 |
95,80 |
1 |
3 |
40,00 |
45,75 |
85,75 |
2 |
2 |
36,16 |
48,00 |
84,16 |
3 |
Согласно данному протоколу Заявитель получил 40/40 баллов по ценовому критерию, а в части нестоимостного критерия 45,75/60.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что его заявка была составлена с соблюдением всех требований конкурсной документации и в полном объеме содержала все запрашиваемые сведения.
На основании изложенного Заявитель считает начисление такого количества баллов неправомерным.
АО «Газпром закупки» (далее — Организатор закупки) и Заказчик с доводами жалобы не согласились и представили письменные возражения, а также иные запрашиваемые документы, включая заявку Заявителя.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией установлено, что Закупка проводилась в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 № 3168 (с изменениями, утвержденными решениями Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.11.2019 № 3337, от 20.05.2021 № 3580) (далее - Положение о закупках).
Согласно пункту 1.2.32 Положения о закупках конкурентный отбор - способ конкурентной закупки, не являющийся торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) в соответствии со статьями 447 - 449 Гражданского кодекса РФ или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057 - 1061 Гражданского кодекса РФ, правила проведения которой регламентируются настоящим Положением, по результатам осуществления которой определяется победитель, наиболее полно соответствующий требованиям документации о конкурентной закупке и подавший заявку, признанную наилучшей по итогам оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с пунктом 1.4.9 Положения о закупках закупочная комиссия принимает решение об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам закупки на основе принципов справедливого, равного и объективного отношения к участникам закупки с учетом критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в документации о закупке.
Лучшей признается заявка, набравшая наибольшее по сравнению с другими заявками количество баллов в соответствии с методикой оценки заявок, включенной в закупочную документацию.
В пункте 2.5.3 документации о закупке установлено, что анализ, рассмотрение и оценка заявок проводится в соответствии с Приложению 3 «Методики анализа и оценки заявок Участников» документации о закупке (далее – Методика).
В разделе 3 Методики указаны как стоимостной, так и нестоимостной критерии оценки заявок участников закупки со следующим соотношением между максимально возможными оценками:
Стоимостной — 40%.
Нестоимостной — 60%.
Стоимостной критерий рассчитывался по формуле:
В = 10 * (Nmin/Ni)
где:
N min – наименьшее из представленных Участниками ценовое предложение.
Ni – ценовое предложение оцениваемого Участника.
По стоимостному критерию «Уровень цены заявки» заявке Заявителя начислено максимальное количество баллов: 40,00 баллов.
Расчет заявки Заявителя по нестоимостному критерию оценки формируется на основании суммарного значения нестоимостных подкритериев, представленных в пункте 2 Раздела 3 Методики.
По всем 8 нестоимостным подкритериям (за исключением подкритерия: Опыт выполнения работ/оказания услуг (кол-во договоров и отзывов к ним)) заявка Заявителя получила максимальное количество баллов:
Вес критерия (6) |
|||||||
Наличие справки о материально-технических ресурсах Участника.
|
Наличие справки о кадровых ресурсах Участника.
|
Наличие иных документов, предусмотренных п. 5.1.28 Документации (в отношении которых указано «при наличии»). |
Записка по технологии оказания услуг.
|
Записка по организации оказания услуг
|
Объем работ, выполняемый собственными силами
|
Записка по управлению рисками
|
Записка по управлению системой качества
|
весомость подкритерия |
|
||||||
0,10 |
0,10 |
0,05
|
0,15
|
0,15
|
0,10
|
0,05
|
0,05
|
баллы |
|
||||||
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
Итоговое значение бальных оценок |
|
||||||
6 баллов (10*0,10*6) |
6 баллов (10*0,10*6) |
3 балла (10*0,05*6) |
9 баллов (10*0,15*6) |
9 баллов (10*0,15*6) |
6 баллов (10*0,10*6) |
3 балла (10*0,05*6) |
3 балла (10*0,05*6) |
Итого: 45 баллов.
По подкритерию «Опыт выполнения работ/оказания услуг (кол-во договоров и отзывов к ним)» заявка Заявителя получила 0,5 баллов, что с учетом значимости подкритерия (0,25) и общей значимости нестоимостного подкритерия (6) составляет 0,75 баллов.
Итого, общее количество: 45,75 баллов.
В документации Заказчика установлены следующие Требования к критерию установлены в подпункте 3 пункта 2 раздела 3 Методики:
№ п/п |
Подкритерии оценки |
Предмет оценки |
Принцип учета подкритерия |
Опыт выполнения работ/оказания услуг (кол-во договоров и отзывов к ним).
|
0,25 |
Количество представленных в заявке Участника выполненных договоров: - с отзывами от Заказчиков (покупателей) - и без. Договор должен быть заключен не ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС* и выполнен на момент подачи Заявки. * дата извещения 30.08.2021 Отзыв от заказчика (Покупателя) принимается к учету в случаях, если он: - представлен Участнику после выполнения договора; - позволяет однозначно идентифицировать принадлежность к выполненному договору (в отзыве указаны реквизиты договора); - содержит декларирование заказчиком (покупателем) факта надлежащего исполнения обязательств по договору. |
За каждый договор с отзывом - 1 балл, за договор без отзыва - 0,5 балла. Максимальный балл - 10. Представленные договора оцениваются по следующим параметрам: 1. Тематика (указана в п. 5.1.6 Документации): Выполнение работ по капитальному ремонту авиационного и радиоэлектронного оборудования.
2. Стоимость договора: если НМЦ составляет значение до 50 млн. рублей с НДС, то учитываются договоры со стоимостью не менее 50 % от НМЦ НМЦ = 10 млн руб., соответственно учитывается стоимсоть договора не менее 5 млн руб.; 3. Наличие копии выполненного договора. |
В качестве подтверждения соответствия подкритерию Заявитель в составе своей заявки представил Справку о выполнении Участником работ (оказании услуг) по предмету конкурентного отбора (Форма 3.1), а также договоры и отзывы.
Таким образом, в составе своей заявки Заявитель представил следующие договоры:
№ |
№ договора и дата заключения |
Сумма договора, руб. |
Дата завершения |
Причины неучета договора |
1 |
335 593,22 |
31.12.2017 |
Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). |
|
2 |
589 650,00 |
31.12.2017
|
||
3 |
2 836 056,78 |
31.12.2017 |
||
4 |
3 220 741,98 |
31.12.2018 |
||
5 |
590 000,00 |
31.12.2016 |
||
6 |
1 525 069,98 |
31.12.2018 |
||
7 |
1 047 830,48 |
31.12.2018 |
||
8 |
6 047 439,85 |
Действует по настоящее время Согласно пункту 6.1 в части взаимных расчетов до полного их завершения. |
Договор не выполнен на момент подачи заявки. |
|
9 |
72 323 000,00 (сумма указана только в форме 3.1, но не подтверждена договором). Согласно пункту 5.1 договора ремонт определяется по ценам, согласованным в Протоколе цен, который не представлен в составе заявки |
Действует по настоящее время Согласно пункту 11.1 Договора: если ни одна из сторон не заявит о своем несогласии о продлении, договор автоматически пролонгируется на один год.
|
Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). Договор не выполнен на момент подачи заявки. Нет возможности определить сумму договора, чтобы идентифицировать ее с требованием Методики (должна быть меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). |
|
10 |
Отсутствует копия договора |
Отсутствует копия договора |
Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). Отсутствует копия договора |
|
11 |
20 000 000,00 |
31.12.2016 |
Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). |
|
12 |
2 886 200,00 |
31.12.2016 |
Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). |
|
13 |
1 419 711,44 |
31.12.2017 |
||
14 |
315 450,00 |
31.12.2016 |
||
15 |
18 132 967,00 |
31.12.2018 |
Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). |
|
16 |
1 049 980,00 |
31.12.2018 |
Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). |
|
17 |
14 990 403,83 |
31.12.2020 |
Договор учтен. Отзыв не представлен. |
|
18 |
В справке указано 1 412 400,00, но в приложении к договору указано 375 500,00 |
31.12.2018 |
Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). |
|
19 |
Без ограничения по сумме
В договоре отсутствует общая цена договора. В приложении представлены только единичные расценки. |
Действует по настоящее время пункт 8.2 Договора: Договор считается бессрочным, если ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор. В заявке нет таких документов |
Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). Договор не выполнен на момент подачи заявки. |
|
20 |
Без ограничения по сумме
В договоре отсутствует общая цена договора. В приложении представлены только единичные расценки. |
Действует по настоящее время пункт 8.2 Договора: Срок действия договора продлевается автоматически, если ни одна сторона не заявила о его расторжении. В заявке отсутствуют документы, подтверждающие расторжение договора |
||
21 |
Без ограничения по сумме.
В договоре отсутствует общая цена договора. В приложении представлены только единичные расценки. |
Действует по настоящее время пункт 8.2 Договора: Договор считается бессрочным, если ни одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор. В заявке отсутствуют документы, подтверждающие расторжение договора |
||
22 |
Без ограничения по сумме.
В договоре отсутствует общая цена договора. В приложении представлены только единичные расценки. |
Действует по настоящее время Пункт 10.5 Договора: если ни одна из сторон не заявит о прекращении контракта, он автоматически продлевается на каждый последующий год на тех же условиях. |
||
23 |
Согласно пункту 3.1 Максимальная сумма договора составляет 80 151 662,28 руб. Согласно пункту 2.1. договора предметом договора является поставка, ремонт и тех обслуживание), тогда как в соответствии с тематикой указан ремонт. Также в договоре нет разграничения по сумме на поставку и на ремонт. |
Действует по настоящее время до 01.03.2022
|
||
24 |
В договоре отсутствует информация о цене договора (Согласно пункту 3.1 договора цена устанавливается в приложениях, которые в составе заявки отсутствуют. Договор заканчивается на пункте 7. |
Действует по настоящее время
В связи с неполной комплектностью представленного договора нет возможности определить срок его действия. |
||
25 |
663 000,00 |
Действует по настоящее время пункт 8.2 Договора: если за 30 календарных дней до истечения срока действия договора ни одна из сторон не направит другой стороне письменное уведомление о прекращении действия договора, договор считается пролонгированных на очередной срок 12 месяцев (до 31.12.2021). |
Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). Договор не выполнен на момент подачи заявки. |
|
26 |
2 856 399,80 |
до 31.12.2020 |
Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). |
|
27 |
Цена не указана в договоре. Оплата осуществляется по счетам, которые также не приложены |
до 31.12.2020 |
Нет возможности определить сумму договора, чтобы идентифицировать ее с требованием Методики (должна быть меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). |
|
28 |
3 471 060,00 |
Действует по настоящее время до 31.12.2022 |
Договор не выполнен на момент подачи заявки. Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). |
|
29 |
499 000,00 |
до 10.06.2017 |
Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). |
|
30 |
4 718 050,83 |
до 20.04.2017 |
Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). |
|
31 |
16 450 712,00 |
Действует по настоящее время до 31.12.2022 |
Договор не выполнен на момент подачи заявки. |
|
32 |
7 636 004,97 |
Действует по настоящее время до 01.03.2022 |
Договор не выполнен на момент подачи заявки.
|
|
33 |
1 412 400,00 |
до 31.12.2018 |
Заключен ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС (ранее 30.08.2018). Сумма меньше 50% от НМЦ (5 млн руб.). |
Из представленной Справки усматривается, что только один договор Заявителя был принят Заказчиком к оценке и соответствует требованиям документации — Договор № 03731000035 19000838 от 28.01.2020.
Остальные договоры, представленные Заявителем не были учтены по причине того, что, либо заключены ранее чем за три года до размещения извещения о Закупке в ЕИС, либо сумма данных договоров меньше 50% от НМЦ настоящей Закупки (5 млн. руб.).
Таким образом, 25 из 26 представленных Заявителем договоров не соответствовали требованиям, перечисленным в подкритерии.
Кроме того Комиссия отмечает, что Заявителем не предоставлено доказательств, подтверждающих нарушения его прав при оценке заявки.
Заявитель, оспаривая оценку заявок, не указывает, в чем именно выразились нарушения в оценке заявок со стороны Организатора при проведении закупки и какими конкретными фактическими обстоятельствами мотивирована жалоба Заявителя.
Заявитель указывая, что расчет баллов по его заявки произведен неверно, при этом документальных доказательств своим доводам Заявителем не представлено, равно как и не представлено своего расчета баллов.
Комиссия отмечает, что Конкурсная документация размещена Заказчиком на официальном сайте, находится в свободном доступе, требования, указанные в конкурсной документации, в том числе и в отношении оценки заявок участников закупки, предъявляются в равной степени ко всем участникам закупки, что не нарушает принципы конкуренции, а также права и законные интересы участников закупки. Расчет баллов итогового рейтинга заявок применен в равной мере ко всем участникам закупки в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, установленным конкурсной документацией. Победителем Конкурса признан участник, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.
В свою очередь, Заявитель имел возможность представить конкретные доказательства своей позиции, поскольку Методика размещена в открытом доступе в составе документации о закупке, все критерии оценки являются измеримыми и объективными, а необходимые документы для расчета баллов его заявки - имеются в распоряжении Заявителя.
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о том, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при оценке заявок Участников.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Аэротехсервис» (ИНН: 7732117360, ОГРН: 1027739611250) на действия ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА» (ИНН: 7736046504, ОГРН: 1025007509768) и АО «Газпром закупки» (ИНН: 2460040655, ОГРН: 1022401804820) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.11.2021 № ЕО/67121/21.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.