Решение б/н 077/07/00-12536/2020 от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-12536/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.08.2020 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:рассмотрев в жалобу ООО «Приоритет» (далее также — Заявитель, Общество) на действия Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» при проведении АО «Концерн Росэнергоатом» (далее также — Заказчик) открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на перемещение статора турбогенератора ТВВ-1000-4УЗ (реестровый № 32009294839, далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с отклонением его заявки от участия в процедуре Закупки, установлением неправомерных требований в Закупочной документации.

Также Заявитель указал на неправомерность истребования дополнительных документов у участников Закупки.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также — Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии от 23.07.2020 №32009294839-01 заявке Заявителя было отказано в допуске к дальнейшему участию в запросе предложений на основании подпункта «б» пункта 8.3 раздела 1 Приложения 12 ЕОСЗ (несоответствие участника закупки требованиям документации) и пункта 4.1 документации по запросу предложений, а именно: не подтвержден опыт выполнения работ по перевозке крупногабаритного оборудования массой более 100 тонн по территории действующей АЭС.

Заказчик с доводом жалобы не согласился и представил письменные возражения.

В соответствии с подпунктом 1.8 подраздела 1.1 раздела 1 главы 1 Приложения 10 ЕОСЗ в Закупочной документации (подпункт 1.7 подраздела 2.1 раздела 2 части 1 тома 1 Закупочной документации) установлено требование по обладанию специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Так, согласно подпункту 1.8 подраздела 1.1 раздела 1 главы 1 Приложения 10 ЕОСЗ участник Закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно:

а) должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки:

– лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию ядерной установки в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям с условиями действующей лицензии, разрешающей выполнять заявленные работы в соответствии с Техническим заданием № 9/Ф01070705/20 от 24.04.2020.

В соответствии с требованиями пункта 4.1 Закупочной документации участник Закупки должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 2017-2020 (последние 3 года) работы по перевозке крупногабаритного оборудования массой более 100 тонн по территории действующей АЭС на общую сумму не менее 1 620,00 тыс. рублей без НДС.

Требование о наличии лицензии Ростехнадзора установлено в статье 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.

Как пояснил Заказчик, к виду деятельности в области использования атомной энергии отнесена и эксплуатация ядерной установки.

При этом в пункте 2.2.9 Технического задания установлено, что перемещение статора турбогенератора ТВВ-1000-4УЗ осуществляется из машинного зала энергоблока № 4 Балаковской атомной станции, находящегося на этапе жизненного цикла объекта, в здание мастерской противокоррозийных работ.

Таким образом, как было установлено на заседании Комиссии, услуги по договору, заключаемому по результатам Закупки, являются лицензируемой деятельностью.

Учитывая возражения и представленные документы, Комиссия установила, что Заявителем не были представлены подтверждающие документы о наличии лицензии на осуществление данной деятельности.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.

Между тем, в своей жалобе Заявитель указывает, что вышеуказанное требование о представлении лицензии неправомерно установлено в Закупочной документации.

При этом Комиссия отмечает, что оспаривание положений Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия Конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в Конкурсе. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Конкурсной документации, которая не была оспорена Заявителем.

В связи с изложенным, данный довод жалобы Заявителя оставлен без рассмотрения.

Вместе с тем, довод об отклонении заявки Заявителя ввиду не подтверждения опыта выполнения работ по перевозке крупногабаритного оборудования массой более 100 тонн по территории действующей АЭС, Комиссия признает обоснованным, в связи со следующим.

Наличие у участников закупки опыта выполнения договоров не может являться критерием допуска к участию в Закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, в данном случае при оказании услуг.

Установление данного требования в качестве допуска к дальнейшему участию в процедуре влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в данном случае в Закупке.

Поскольку Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, условиям допуска к участию, к составу их заявок, перечню документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, то он обязан, в первую очередь, при формировании таких требований руководствоваться принципами, провозглашенными Законом о закупках.

Также необходимо учесть, что наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться Заказчиком таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

Кроме того, Заказчиком при формировании документации, в частности установления порядка оценки и сопоставления заявок, согласно которому опыт участника является оценочным критерием, реализована возможность выявить исполнителя, способного наилучшим образом удовлетворить потребности Заказчика.

В свою очередь, учитывая, каким образом Заказчиком сформулировано требование к наличию у участника необходимого опыта, представляется возможным сделать вывод, что совокупность установленных условий к опыту участника направлено не на гарантированное и своевременное оказание услуг для обеспечения непрерывности и эффективности процесса обеспечения деятельности Заказчика, а имело целью ограничить конкуренцию.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявки по указанному основанию является следствием утверждения в Закупочной документации ненадлежащих требований к участникам закупочной процедуры, что не отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Также Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в ходе проведения Закупки был направлен дополнительный запрос о представлении отсутствующих документов на основании пункта 7.6 раздела 1 Приложения 12 к ЕОСЗ и пункта 1.7 Закупочной документации, а именно: копии действующей лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ядерной установки в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям с условиями действия лицензии, разрешающей выполнять заявленные работы в соответствии с Техническим заданием.

Согласно пункту 7.6 раздела 1 Приложения 12 к ЕОСЗ в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии в случаях, указанных ниже, комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы.

Между тем, Комиссия отмечает, что направление запросов документов в адрес участников влечет нарушение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в связи с этим, данное действие является неправомерным.

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя признается обоснованным.

Обязательное к исполнению предписание Заказчику не выдается в связи с тем, что у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Приоритет» (ИНН 6155076980, ОГРН 1176196016611) на действия Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» (ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951) при проведении Закупки в части отклонения заявки Общества, а также направления запросов в адрес другого участника – обоснованной, в части требования представления лицензии – необоснованной, в части оспаривания положений Закупочной документации оставить жалобу без рассмотрения.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты Конкурса.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны