Постановление №НП/30303/23 о прекращении производства по делу № 077/04/9.21-7917/2023 (... от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

077/04/9.21-7917/2023

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена 17.07.2023.

В полном объеме постановление изготовлено 18.07.2023.

 

Я, заместитель руководителя Московского УФАС России <...>, рассмотрев протокол  и материалы дела об административном правонарушении № 077/04/9.21-7917/2023, возбужденного в отношении ПАО «Россети Московский регион» <...>, в присутствии посредством видеоконференц-связи законного представителя (защитника) ПАО «Россети Московский регион» - <...>.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-7917/2023 (исх. от 03.07.2023 № 27566/23) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Событие административного правонарушения и его квалификация.

В Московское УФАС России посредством ЕПГУ поступило заявление <...> (далее — Заявитель) на действия (бездействие) ПАО «Россети Московский регион» (далее — сетевая организация), выразившиеся в несоблюдении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: <...> (далее — Объект), установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

Президиумом ФАС России были даны разъяснения № 7, утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, которые определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 КоАП РФ, а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно указанным разъяснениям при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность  за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, заявление <...> было квалифицировано как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения заявления должностным лицом Московского УФАС России установлено следующее.

Между <...> и ПАО «Россети Московский регион» заключен договор об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Объекта максимальной мощностью 15 кВт уровнем напряжения 0,4 кВ третьей категории надежности от 03.05.2023 № НМ-23-364-37627(992365) (далее — Договор), неотъемлемым приложением к которому являются технические условия И-23-00-992365/202/НМ (далее — ТУ).

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, при временном технологическом присоединении срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 15 рабочих дней.

Таким образом, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта — 26.05.2023.

В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен 15 рабочих дней со дня заключения договора.

Согласно доводам Заявления <...> мероприятия по технологическому присоединению со стороны ПАО «Россети Московский регион» на дату 28.05.2023 не исполнены.

Пунктом 10.3.1 на сетевую организацию возложены мероприятия по установке измерительного комплекса со средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазный прямого включения ПУ с GSM модемом.

Вместе с тем в соответствии с информацией, представленной сетевой организацией (вх. от 21.06.2023 №39297-ЭП/23), объем работ, надлежащий  к исполнению со стороны сетевой организации выполнен в полном объеме лишь 02.06.2023, что подтверждается актом об осуществлении временного технологического присоединения от 02.06.2023 № 1/НИ-23-364-37627(992365), актом о выполнении технических условий от 02.06.2023 № 3/НМ-23-364-37627(992365), а также актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 30.05.2023 № 2/НМ-23-364-37627(992365).

Также согласно вышеуказанной информации, представленной сетевой организацией, между сетевой организацией и Заявителем было заключено дополнительное соглашение к Договору, предусматривающее изменение Технических условий в части продления срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта до 20.06.2023. Указанное дополнительное соглашение не содержит даты заключения, данное дополнительное соглашение было подписано Заявителем 30.05.2023. Согласно пояснениям представителя ПАО «Россети Московский регион» инициатором заключения указанного дополнительного соглашения выступило ПАО «Россети Московский регион».

Вместе с тем указанное дополнительное соглашение заключено и направлено после истечения срока исполнения мероприятий по Договору.

Кроме того, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 и пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Вместе с тем Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность продления срока действия договора путем заключения дополнительного соглашения.

Следовательно, дополнительные соглашения к Договору технологического присоединения, условиями которого определено продление срока выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, противоречат требованиям действующего законодательства и ничтожны в силу закона.

ПАО «Россети Московский регион» не соблюден срок, установленный как пунктом 5 Договора, так и пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от фактического наступления материальных последствий.

Данное административное правонарушение посягает не только на экономические интересы государства, но и интересы других хозяйствующих субъектов и потребителей в области оказания услуг, необходимых для обеспечения их деятельности. Статус сетевой организации придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Московский регион» как сетевой организации к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства.

ПАО «Россети Московский регион» не представило иных документов, свидетельствующих о невозможности исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта в срок, установленный Правилами технологического присоединения.

На основании изложенного должностным лицом в действиях ПАО «Россети Московский регион» установлен факт нарушения Правил технологического присоединения, выразившегося в несоблюдении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения  и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения - город Москва.

Время совершения административного правонарушения - 29.05.2023, рабочий день, следующий за последним днем окончания установленного срока для исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта, предусмотренного Правилами технологического присоединения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» заключается в неисполнении обязанности по технологическому присоединению Объекта в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения.

За указанные действия предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 077/04/9.21-12018/2022 (исх. от 12.09.2022 № НП/47530/22) ПАО «Россети Московский регион» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Штраф оплачен ПАО «Россети Московский регион» 22.11.2022.

Так, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» установлен факт повторного совершения ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, в период, когда лицо являлось подвергнутым административному взысканию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, ответственность в соответствии частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение Правил технологического присоединения, выразившееся в невыполнении мероприятий по осуществлению технологического присоединения Объектов в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения, несет юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион».

Вместе с тем согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное разрешать дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем должностным лицом отмечается следующее.

В Московское УФАС России поступило ходатайство ПАО «Россети Московский регион», согласно которому мероприятиями, выполняемыми сетевой организацией, в соответствии с ТУ, предусмотрена исключительно установка измерительного комплекса (прибора учета электрической энергии).

Также сетевой организацией отмечается, что фактически прибор учета был установлен сетевой организацией 30.05.2023, о чем заявителю было сообщено в ответ на обращение № И-23-00-114655/901/НМ. Акт допуска прибора учета составлен сторонами 02.06.2023.

Таким образом, исходя из позиции ПАО «Россети Московский регион», пропуск срока выполнения мероприятий со стороны сетевой организации составил фактически 4 дня (акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 30.05.2023 № 2/НМ-23-364-37627(992365)).

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению пропущен незначительно, должностное лицо считает возможным признать действия ПАО «Россети Московский регион» малозначительными.

Руководствуясь статьями 2.9, 4.1, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ПАО «Россети Московский регион» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить ПАО «Россети Московский регион», нарушившее статью 9.21 КоАП РФ, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Производство по делу № 077/04/9.21-7917/2023 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Московский регион» прекратить.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны