Заключение б/н Заключение по делу № 077/01/17-19986/2021 от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 077/01/17-19986/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

21.12.2021 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
№ 077/01/17-19986/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

«...»;

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 077/01/17-19986/2021 по признакам нарушения Управой Рязанского района города Москвы (далее - Управа) пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии посредством видеоконференсвязи на заседании Комиссии представителя Управы Рязанского района города Москвы, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России (далее - Управление) поступило коллективное обращение Центра детского творческого развития «Светлячок» (далее — Заявитель) от 10.08.2021 № 07-04-8346/21 (вх. № 68234/21 от 11.08.2021), содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управы Рязанского района города Москвы (далее - Управа) при проведении конкурса
на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, на территории Рязанского района Юго-Восточного административного города Москвы (лот № 1 - г. Москва, ул. Шатурская, дом 8, этаж 1, помещение № 1, комнаты 1-16, площадь 181.7 кв.м; лот № 3 г. Москва, ул. Зарайская, дом 51, корпус 2, Этаж 1, помещение № 1, комнаты 1-7, 10-13, 15, 16, площадь 178 кв.м) (далее — Заявление) (далее — Конкурс).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе выразившиеся в нарушении порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основаниями для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела
о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В результате анализа указанной в Заявлении информации, а также документов и сведений, полученных от Управы, Управлением выявлены признаки нарушения Управой при проведении Конкурса пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основаниями для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела
о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании приказа Управления от 10.11.2021 № 222 возбуждено дело № 077/01/17-19986/2021 о нарушении антимонопольного законодательства
по признакам нарушения Управой пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По делам, возбужденным по признакам нарушения статьей 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа).

Исходя из содержания пункта 10.10 Порядка проведения анализа, предусмотренные им этапы проводимого антимонопольным органом анализа состояния конкуренции составляют тот объем, который непосредственно необходим для принятия решения о наличии (отсутствии) того или иного нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 10.10 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования: на основании пункта
2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В связи с тем, что рассматриваемое нарушение Организатора торгов совершено при проведении конкретного Конкурса, временной интервал исследования определяется с даты опубликования извещения о проведении оспариваемого Конкурса.

Таким образом, временной интервал настоящего анализа состояния конкуренции определен с 28.05.2021 (дата размещения извещения о проведении Конкурса) по 03.08.2021 включительно (дата утверждения Победителя);

б) определение предмета торгов; предметом торгов является право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социально-значимых программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно- оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жительства в нежилом помещении, расположенном на территории Рязанского района по следующим адресам:

- г. Москва, ул. Шатурская, д.8, общей площадью 181,7 кв.м. (Лот № 1);

- г. Москва, Волжский бульвар, д.1 3, общей площадью 46,3 кв.м. (Лот № 2);

- г. Москва, ул. Зарайская, д.51, корп.2, общей площадью 178,0 кв.м. (Лот № 3);

- г. Москва, ул. 2-я Институтская, д. 1/12, общей площадью 240,2 кв.м.
(Лот № 4);

- г. Москва, ул. 3-я Институтская, д.l7, общей площадью 116,7 кв. м. (Лот № 5);

- г. Москва, ул. Михайлова, д. 43, общей площадью 56,4 кв. м. (Лот № 6);

- г. Москва, ул. Паперника, д.15, общей площадью 188,2 кв. м. (Лот № 7);

- г. Москва, ул. 3-я Институтская, д.5, корп.2, общей площадью 58,3 кв.м.
(Лот № 8);

- г. Москва, ул. 1-я Новокузьминская. д.6, к.2, общей площадью 114,4 кв.м. (Лот № 9).

в) определение состава субъектов, участвующих в торгах: в состав участвовавших в Конкурсе участников входили:

- Автономная некоммерческая организация центр детского развития «Детская сказка»;

- Центр детского творческого развития «Светлячок»;

- Некоммерческое партнерство «Содействие в воспитании здоровой нации»;

- Автономная некоммерческая организация «Некоммерческая студия театрального искусства «Надежда»;

- Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Центр творческого развития детей и подростков «Золотой ключик»;

- Автономная некоммерческая организация «Детский центр культурного развития и творчества «Виктория»;

- Станичное казачье общество «Новорязанское» районного казачьего общества «ЮГО-ВОСТОК».

Результаты анализа состояния конкуренции на основании части 4 статьи
45.1 Закона о защите конкуренции отнесены к одному из письменных доказательств по делу.

В соответствии с пунктом 11.1 и пунктом 11.3 Порядка проведения анализа,
по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа с кратким описанием полученных результатов (обзор), который является составной частью материалов дела № 077/01/17-19986/2021.

В свою очередь, Комиссией в ходе рассмотрения дела № 077/01/17-19986/2021 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Часть нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, передается в оперативное управление управам районов города Москвы,
а также в безвозмездное пользование администрации муниципального округа.

Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 № 680-ПП «О мерах
по реализации органами местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельных полномочий города Москвы в сфере работы с населением
по месту жительства, внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы и признании утратившим силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) Правительства Москвы» (далее - Постановление № 680-ПП) определено, что:

- из числа нежилых помещений, переданных в оперативное управление управе района города Москвы, а также в безвозмездное пользование администрации муниципального округа, правовым актом управы района города Москвы
и администрации муниципального округа соответственно определяется перечень нежилых помещений для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства (пункт 1.1. Постановления № 680-ПП):

- социально ориентированные некоммерческие организации заключают
с управой района города Москвы или администрацией муниципального округа договоры на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, включенных
в перечень нежилых помещений, по результатам проведения конкурса
(пункт 1.5 Постановления № 680-ПП);

- порядок организации и проведения конкурсов на право заключения
на безвозмездной основе договоров утверждается управой района города Москвы или советом депутатов муниципального округа на основании типового порядка, утверждаемого Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы (пункт 1.6 Постановления № 680-ПП).

В свою очередь, приказом Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы от 29.01.2015 № 6 утвержден Типовой порядок организации и проведения конкурсов на право заключения
на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства
в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы (далее - Типовой порядок).

В соответствии с Типовым порядком распоряжением Управы от 17.05.2021 № РГ-45/1 утверждён порядок организации и проведения конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы (далее - Порядок), положения которого аналогичны положениям Типового порядка.

Задачами проведения конкурса являются:

- отбор социальных программ (проектов), направленных на социальное воспитание и удовлетворение потребностей жителей города Москвы в проведении организованного досуга и спорта;

- предоставление жителям города Москвы широкого спектра услуг
по организации досуга и спорта;

- реализация потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций по ведению досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

Таким образом, проведение вышеуказанных конкурсов является обязательным в соответствии с законодательством города Москвы.

При этом Комиссия отмечает, что на отношения, связанные с проведением вышеуказанных конкурсов, не распространяются требования части 1 статьи
17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением установленных в названой части случаев.

Соответственно к рассматриваемым отношениям не применимы требования порядка проведения конкурсов, утвержденного приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Заключение по результатам вышеуказанных конкурсов договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно предоставление указанных прав некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций
и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации,
а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в конкурсе могут принимать участие социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие
в соответствии с уставными документами досуговую, социально-воспитательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением по месту жительства, представившие на конкурс заявку и социальную программу (проект)
в соответствии с требованиями к социальной программе (проекту)
(далее - Участники конкурса).

Согласно пункту 3.1 Порядка Организатором конкурсов является Управа (далее - Организатор конкурса, Заказчик).

На основании пунктов 4.1 - 4.3 Порядка для организационно-распорядительных мероприятий Конкурса создается конкурсная комиссия
(далее - Конкурсная комиссия), в состав которой включаются представители заказчика, депутаты Совета депутатов муниципального округа, представители префектуры административного округа города Москвы, а также могут включаться представители уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы
и независимые эксперты.

Конкурсная комиссия в соответствии с пунктом 4.5 Порядка осуществляет следующие организационно-распорядительные функции:

- вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;

- рассмотрение заявок на участие в конкурсе, принятие решения о допуске
к участию в конкурсе, ведение протокола рассмотрения заявок на участие
в конкурсе;

- анализ и сопоставление заявок на участие в конкурсе, принятие рекомендаций по определению победителя конкурса, принятие рекомендаций
по определению победителя конкурса, в случае отказа участника, признанного победителем конкурса, от заключения договора;

- принятие решения об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе, в случаях, предусмотренных Порядком.

Вместе с тем, согласно пунктам 14.2 - 14.6 Порядка, анализ и сопоставление заявок проводится с целью установления соответствия проектов социальных программ (проектов) требованиям к социальной программе (проекту),
а также взаимного сопоставления показателей проектов социальных программ (проектов) Участников конкурса.

По результатам анализа и сопоставления заявок и конкурсных предложений Конкурсная комиссия принимает решение о ранжировании представленных проектов социальных программ (проектов).

Участник конкурса, социальной программе (проекту) которого был присвоен первый номер, рекомендуется в качестве победителя Конкурса, участник Конкурса, социальной программе (проекту) которого был присвоен второй номер, рекомендуется как победитель Конкурса в случае отказа участника, признанного победителем Конкурса, от заключения договора.

Протокол анализа и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, рекомендаций по определению победителя Конкурса составляется
в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, а второй вместе
с представленными на конкурс социальными программами (проектами) направляется в Совет депутатов муниципального округа для рассмотрения
и принятия решения о победителе Конкурса.

Таким образом, Комиссия установила, что оценку заявок и ранжирование осуществляет исключительно Конкурсная комиссия.

В соответствии с пунктом 15.1 Порядка в решении Совета депутатов муниципального округа указывается Участник конкурса, признанный победителем, а также Участник конкурса, признаваемый победителем конкурса в случае отказа участника, признанного победителем конкурса, от заключения договора.

Комиссия приходит к выводу, что из буквального толкования норм пункта
15.1 Порядка следует, что Совет депутатов муниципального округа обладает полномочием как согласиться с рекомендованной Конкурсной комиссией в качестве победителя кандидатурой Участника Конкурса, так и отклонить ее, выбрав
иную кандидатуру.

Необходимо отметить, что порядок принятия решений Советом депутатов муниципального округа по определению победителей Конкурсов не определен
в Порядке.

Во исполнение указанных нормативных правовых актов Управа распоряжением от 17.05.2021 № РГ-45/1 «О проведения конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы» (далее — Распоряжение) объявила Конкурс и утвердила состав Конкурсной комиссии.

В Конкурсе заявлено 9 лотов:

- г. Москва, ул. Шатурская, д.8, общей площадью 181,7 кв.м. (Лот № 1);

- г. Москва, Волжский бульвар, д.1 3, общей площадью 46,3 кв.м. (Лот № 2);

- г. Москва, ул. Зарайская, д.51, корп.2, общей площадью 178,0 кв.м. (Лот № 3);

- г. Москва, ул. 2-я Институтская, д. 1/12, общей площадью 240,2 кв.м.
(Лот № 4);

- г. Москва, ул. 3-я Институтская, д.l7, общей площадью 116,7 кв. м. (Лот № 5);

- г. Москва, ул. Михайлова, д. 43, общей площадью 56,4 кв. м. (Лот № 6);

- г. Москва, ул. Паперника, д.15, общей площадью 188,2 кв. м. (Лот № 7);

- г. Москва, ул. 3-я Институтская, д.5, корп.2, общей площадью 58,3 кв.м.
(Лот № 8);

- г. Москва, ул. 1-я Новокузьминская. д.6, к.2, общей площадью 114,4 кв.м. (Лот № 9).

Согласно доводам Заявителя, Управой в 2021 году проведен Конкурс, Центр детского творческого развития «Светлячок» подавал заявку на участие.

Согласно информации, представленной Управой, 28.05.2021 опубликовано извещение о проведении Конкурса.

В соответствии с извещением заявки на участие в Конкурсе принимались
не позднее 16:00 29.06.2021.

На основании протокола вскрытия конвертов с заявками от 02.07.2021
на участие в Конкурсе подано 10 заявок от следующих участников:

- по лоту № 1 (г. Москва, ул. Шатурская, д.8, общей площадью 181,7 кв. м.): Автономная некоммерческая организация центр детского развития «Детская сказка»; Центр детского творческого развития «Светлячок»;

- по лоту № 2 (г. Москва, Волжский бульвар, д.1 3, общей площадью
46,3 кв. м.: заявок нет;

- по лоту № 3 (г. Москва, ул. Зарайская, д.51, корп.2, общей площадью
178,0 кв. м.): Автономная некоммерческая организация центр детского развития «Детская сказка»; Некоммерческое партнерство «Содействие в воспитании здоровой нации»;

- по лоту № 4 (г. Москва, ул. 2-я Институтская, д. 1/12, общей площадью
240,2 кв. м.): Автономная некоммерческая организация «Некоммерческая студия театрального искусства «Надежда»;

- по лоту № 5 (г. Москва, ул. 3-я Институтская, д.l7, общей площадью
116,7 кв. м.: Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Центр творческого развития детей и подростков «Золотой ключик»;

- по лоту № 6 (г. Москва, ул. Михайлова, д. 43, общей площадью 56,4 кв. м.: Автономная некоммерческая организация «Детский центр культурного развития
и творчества «Виктория»;

- по лоту № 7 (г. Москва, ул. Паперника, д.15, общей площадью 188,2 кв. м.: Автономная некоммерческая организация «Детский центр культурного развития
и творчества «Виктория»;

- по лоту № 8 (г. Москва, ул. 3-я Институтская, д.5, к.2, общей площадью
58,3 кв. м.: Станичное казачье общество «Новорязанское» районного казачьего общества «ЮГО-ВОСТОК»;

- по лоту № 9 (г. Москва, ул. 1-я Новокузьминская. д.6, к.2, общей площадью 114,4 кв.м.: Станичное казачье общество «Новорязанское» районного казачьего общества «ЮГО-ВОСТОК».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 09.07.2021
все вышеуказанные участники допущены для дальнейшего участия в Конкурсе.

16.07.2021 произведен анализ и сопоставление заявок, результат которых оформлен соответствующим протоколом.

На основании представленных конкурсных документов по лоту № 1 и № 3 Конкурсная комиссия приняла решение признать победителем Автономную некоммерческую организацию центр детского развития «Детская сказка»
и рекомендовать его в качестве победителя Конкурса.

В соответствии с выпиской из протокола от 03.08.2021 № 54 решением Совета депутатов муниципального округа Рязанский Автономная некоммерческая организация центр детского развития «Детская сказка» признана победителем Конкурса по лотам № 1 и № 3 (далее - Победитель).

Между тем, Конкурсная документация не содержит критериев оценки заявок
и порядка присвоения заявкам участников конкурса бальных оценок.

Критерии оценки заявок по Конкурсу использовались и впервые публиковались в протоколе анализа и сопоставления заявок на участие в Конкурсе
от 16.07.2021.

Согласно указанному протоколу, в качестве критериев оценки заявок использовались следующие.

1. Соответствие социальной программы (проекта) участника потребностям населения в услугах.

2. Востребованность, актуальность социальной программы (проекта).

3. Оригинальность предлагаемой социальной программы (проекта).

4. Уровень проработки социальной программы (проекта).

5. Инновационность, перспективность развития социальной программы (проекта).

6. Возможность участия значительной части различных возрастных категорий района в реализации мероприятий социальной программы (проекта).

7. Преемственность и результативность социальной программы (проекта).

8. Направленность социальной программы (проекта) на улучшение социальной ситуации, решение социальных проблем в районе.

9. Продолжительность деятельности некоммерческой организации.

10. Наличие собственной материально-технической базы участника Конкурса.

11. Степень квалификации исполнителей социальной программы (проекта). Подтверждается представленными в составе заявки дипломами, грамотами, отзывами, благодарственными письмами, буклетами и иными информационными материалами о деятельности организации и т. д.

12. Использование собственного опыта работы в сфере социально-воспитательной деятельности, а также возможное привлечение к реализации программы (проекта) других организаций и объединений.

Итоговая оценка заявки Победителя: R3 — (831)/7 =118,7; где R — итоговая оценка заявки, 3 — регистрационный номер заявки.

Вместе с тем, Конкурсная документация не содержит указанного порядка присвоения заявкам участников конкурса бальных оценок.

Более того, отсутствуют какие-либо разъяснения относительно количества баллов, в частности, значения минимального и максимального балла.

Поскольку в протоколе ни одному участнику не присвоено более 10 баллов, Комиссия приходит к выводу, что 10 — максимально возможный балл
в рассматриваемом случае.

Комиссия также обращает внимание, что при оценке использовались такие критерии как востребованность, актуальность социальной программы (проекта), оригинальность предлагаемой социальной программы (проекта), инновационность, перспективность развития.

В свою очередь, Комиссия подчеркивает, что данные критерии относятся
к неизмеряемым, поскольку их содержание не может быть формализовано
и однозначно понятно для всех потенциальных участников.

В данных критериях отсутствует признак критерия оценки, так как выбор победителя целиком и полностью происходит на субъективное усмотрение Конкурсной комиссии без каких-либо разъяснений.

Комиссия отмечает, в положениях документации не содержатся сведения относительно возможности присвоения тех или иных конкретных баллов
по критериям, связанным с оценкой предложения участника. Фактически
из положений закупочной документации следует, что количество баллов, присваиваемое участнику закупки критериям, которые определяют существо самого предложения лица, определяется субъективным образом, исходя из мнения членов закупочной комиссии заказчика или лиц, проводящих такую оценку.

Названное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников Закупки возможности получить информацию о причинах начисления того или иного количества баллов и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить
его действия в установленном порядке, а у контролирующего органа, в свою очередь, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов
и правильность определения победителя торгов.

Установленный Заказчиком порядок присвоения баллов является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, что, в свою очередь, не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия.

Так, отсутствие сведений о порядке присвоения и начисления баллов
по установленным критериям объективно приводит к нарушению принципа информационной открытости, поскольку лишает участников торгов существенной информации о порядке проведения такой закупки, что, в свою очередь, ведет
к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений
(часть 1 статьи 1 ГК РФ) и оставляет разрешение данного вопроса исключительно
на субъективное усмотрение организатора торгов.

Более того, отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой
не только нарушение принципов равноправия и справедливости, но и принципа недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного
или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что действующими законодательством в указанной сфере не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке
при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого организатора торгов в зависимости
от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов
с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки.

Обратное приведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ) и принципов равноправия и справедливости.

Выбор показателей для оценки и сопоставления заявок является исключительным усмотрением организатора торгов со всеми правовыми последствиями совершения таких действий. В этой связи при выборе показателей оценки и сопоставления заявок организатору торгов надлежало либо детально описать названные показатели с целью соблюдения принципа информационной открытости закупки и обеспечения равенства прав ее участников, либо воздержаться от установления таких показателей с тем, чтобы не допустить нарушения прав
и законных интересов иных участников закупки, вызванных неопределенностью правил и порядка присвоения баллов.

В этой связи в документации о проведении торгов должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса
об их соответствии Закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя торгов (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам),
а также о порядке заключения договоров по результатам проведенной торгов.

Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из пункт 2 статьи 448 ГК РФ с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам, так и из недопустимости ограничения конкуренции (пункт 1 статьи
10 ГК РФ).

Комиссия в рассматриваемом случае приходят к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком конкурсной документации в части установления
в ней критериев оценки и сопоставления заявок, поскольку установленный порядок оценки не администрируемый, а начисление баллов по установленным критериям сводится к субъективному усмотрению членов Конкурсной комиссии.

С учетом изложенного, Комиссия установила, что на момент подачи заявок
на участие в Конкурсе критерии оценки и сопоставления заявок не были известны Участникам Конкурса.

Отсутствие сведений на момент подачи заявок на участие в Конкурсе относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Конкурсной комиссией по всем критериям и составляющих их показателях, не позволяет Участникам Конкурса подготавливать свои заявки, чтобы повысить их предпочтительность.

Комиссия отмечает, что Типовой порядок и Порядок не содержат критериев оценки заявок и порядок присвоения заявкам Участников Конкурса бальных оценок.

Между тем, Комиссия обращает внимание, что на вопрос председателя Комиссии о представлении возражений или позиции об обстоятельствах, исследуемых в рамках настоящего дела, представитель Управы сообщил,
что позиция по данному делу изложена в письменных пояснениях,
иной информации представителем Управы на заседании Комиссии представлено
не было.

В свою очередь, в письменных пояснениях указано, что Типовой порядок
не содержит критериев оценки заявок и порядка присвоения заявкам участников баллов.

Таким образом, согласно письменным пояснениям, после изучения представленных программ каждым членом комиссии Управы оценивались заявки участников по внутреннему убеждению путем выставления баллов по критериям, указанным в протоколах анализа и сопоставления заявок.

Комиссия отмечает, что отсутствие критериев оценки заявок и порядка присвоения баллов в Типовом порядке не освобождает Заказчика от установления данных критериев и порядка в Конкурсной документации.

Кроме того, определение порядка оценки и сопоставления заявок именно
как присвоение таким заявкам баллов в зависимости от значимости критериев
их оценки нашло свое отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 3323/13 от 18.02.2014, согласно которому отсутствие в действующем законодательстве требования установления
в документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов.

В рассматриваемом случае какое-либо указание на перечень критериев оценки и сопоставления заявок применительно к Конкурсу, а также необходимые
к представлению документы в целях получения максимально возможного количества баллов по этим критериям, равно как и на диапазон возможных
к присвоению баллов, в извещении и Конкурсной документации отсутствуют
и детально не определены. Параметры оценки заявок по данным критериям
в Конкурсной документации также не раскрыты.

Комиссия обращает особое внимание, что Критерии оценки заявок,
а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов, входящих
в состав заявки, являются необходимыми для участников Конкурса, поскольку
их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов,
в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов при проведении конкурсов.

Обратное же приведет к бесконтрольному усмотрению Заказчика при оценке поданных заявок, поскольку критерии оценки заявок будут известны лишь
ему самому в зависимости от его выбора таких критериев среди перечисленных
в документации или вовсе придуманных им самостоятельно в ходе процедуры.

В соответствии с письмом ФАС России от 04.09.2017 № ИА/60890/17 запрет, содержащийся в пункте 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в виде нарушения порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений, носит формальный характер и не требует оценки последствий для конкуренции и является безусловным запретом

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие
в Конкурсной документации критериев оценки заявок и порядка начисления баллов содержит в себе нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны