Решение №2323/24 б\а от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-375/2024 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
18.01.2024 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

<...>

при участии посредством видеконференцсвязи представителя <...>

рассмотрев жалобу ООО «Стройсервисгрупп» (далее — Заявитель) на действия ГАУЗ «СП № 53 ДЗМ» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и текущий ремонт оргтехники в 2024 г. (реестровый № 32313154183, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положения о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в несоответствии Технического задания начальной максимальной цене договора (далее — НМЦД, НМЦ), в частности, по мнению Заявителя, в Техническом задании предусмотрен перечень услуг по обслуживанию оргтехники, который не включен в НМЦД.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 29.12.2023 на официальном сайте АО «ЕЭТП» и единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее — ЕИС) размещено извещение о проведении Закупки.

Начальная цена договора: 1 419 147,33 руб.

Дата начала срока подачи заявок: 29.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок:11.01.2024 в 09:00.

Дата подведения итогов: 19.01.2024.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Также Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В силу пунктов 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны содержатся сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора и обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

При проведении Закупки Заказчик также руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц Государственных бюджетных учреждений здравоохранения города Москвы от 20.04.2023, утвержденного Наблюдательным советом Государственного автономного учреждения здравоохранения города Москвы «Стоматологическая поликлиника № 53 Департамента здравоохранения города Москвы» (далее – Положение).

В Положении установлен порядок определения начальной максимальной цены договора.

Согласно пункту 7.1 Положения расчет и обоснование начальной (максимальной) цены договора осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы.

В силу пункта 1 Информационной карты предметом аукциона является техническое обслуживание и текущий ремонт оргтехники в 2024 г.

В соответствии с пунктом 11 Информационной карты НМЦ составляет 1 419 147,33 руб.

В силу Расчета НМЦК в нее входят:

 

п/п

Наименование 

Ед изм.

Количество

Количество источников ценовой информации

Цены поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за весь объем товара (работы, услуги), рублей

Наименьшая цена, руб.

Коэффициент вариации

Начальная (максимальная) цена, руб.

КП 1

КП 2

КП 3

1

Автоматизированное рабочее место и периферийные устройства

шт.

56

3

21 410,00  

23 120,00  

22 695,00  

22 408,33  

3,97%

1 254 866,67

2

Заправка картриджа HP LJ CE285A

шт.

19

3

350,00  

378,00  

371,00  

366,33  

3,98%

6 960,33

3

Восстановление  картриджа HP LJ CE285A

шт.

13

3

850,00  

918,00  

901,00  

889,67  

3,98%

11 565,67

4

Заправка картриджа CE505A

шт.

6

3

350,00  

378,00  

371,00  

366,33  

3,98%

2 198,00

5

Восстановление картриджа CE505A

шт.

4

3

730,00  

788,00  

774,00  

764,00  

3,96%

3 056,00

6

Заправка картриджа HP LJ CE505X

шт.

13

3

550,00  

594,00  

583,00  

575,67  

3,98%

7 483,67

7

Восстановление картриджа HP LJ CE505X

шт.

14

3

960,00  

1 037,00  

1 018,00  

1 005,00  

3,99%

14 070,00

8

Заправка картриджа HP LJ Q2612A

шт.

15

3

350,00  

378,00  

371,00  

366,33  

3,98%

5 495,00

9

Восстановление картриджа HP LJ Q2612A

шт.

8

3

700,00  

756,00  

742,00  

732,67  

3,98%

5 861,33

10

Заправка картриджа HP LJ Q5949X

шт.

9

3

550,00  

594,00  

583,00  

575,67  

3,98%

5 181,00

11

Восстановление  картриджа HP LJ Q5949X

шт.

4

3

970,00  

1 048,00  

1 028,00  

1 015,33  

3,99%

4 061,33

12

Заправка картриджа TK-1110 (з.ч.)

шт.

7

3

770,00  

832,00  

816,00  

806,00  

3,99%

5 642,00

13

Заправка картриджа Kyocera TK-3160 (з.ч.)

шт.

19

3

1 270,00  

1 372,00  

1 346,00  

1 329,33  

3,99%

25 257,33

14

Заправка тонер-картриджа Kyocera TK-3100(з.ч.)

шт.

16

3

1 670,00  

1 804,00  

1 770,00  

1 748,00  

3,98%

27 968,00

15

Восстановление картриджа Brother DR-3100

шт.

4

3

1 100,00  

1 188,00  

1 166,00  

1 151,33  

3,98%

4 605,33

16

Заправка картриджа Brother TN-3280

шт.

11

3

720,00  

778,00  

763,00  

753,67  

3,99%

8 290,33

17

Заправка картриджа CE310A

шт.

5

3

700,00  

756,00  

742,00  

732,67  

3,98%

3 663,33

18

Восстановление картриджа CE310A

шт.

3

3

950,00  

1 026,00  

1 007,00  

994,33  

3,98%

2 983,00

19

Заправка картриджа CE311A

шт.

5

3

700,00  

756,00  

742,00  

732,67  

3,98%

3 663,33

20

Восстановление картриджа CE311A

шт.

3

3

950,00  

1 026,00  

1 007,00  

994,33  

3,98%

2 983,00

21

Заправка картриджа CE312A

шт.

5

3

700,00  

756,00  

742,00  

732,67  

3,98%

3 663,33

22

Восстановление картриджа CE312A

шт.

3

3

950,00  

1 026,00  

1 007,00  

994,33  

3,98%

2 983,00

23

Заправка картриджа CE313A

шт.

5

3

700,00  

756,00  

742,00  

732,67  

3,98%

3 663,33

24

Восстановление картриджа CE313A

шт.

3

3

950,00  

1 026,00  

1 007,00  

994,33  

3,98%

2 983,00

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

1 419 147,33

 

Согласно пункту 3.1.1 Технического задания исполнитель должен обеспечить проведение технического обслуживания оргтехники, включающего в себя:

- чистку внутренних и внешних поверхностей аппаратов, удаление пыли и остатков расходных материалов;

- очистку стеклянных и зеркальных элементов, смазку узлов и механизмов;

- диагностику и обновление программного обеспечения оргтехники (при наличии);

- регламентную замену расходных материалов оргтехники;

- тестирование и контроль правильности выполнения основных функций оргтехники;

- регулировку и настройку оргтехники, калибровку изображения, включая правильность расположения на листе и цветовых параметров (при необходимости);

- назначение на ремонт (при необходимости);

- чистку элементов тракта подачи бумаги (при необходимости);

- контроль технического состояния оргтехники;

- иные работы в соответствии с Приложением 3 «Регламент оказания услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту оргтехники» к настоящему Техническому заданию.

В Приложении № 2 к Техническому заданию установлен перечень оргтехники, подлежащей техническому обслуживанию и (или) ремонту.

В Приложение 3 к Техническому заданию установлен регламент оказания услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту оргтехники:

 

п/п

Перечень услуг (работ)

Периодичность

1.

Комплексное системное и техническое обслуживание АРМ, с учетом мелкого ремонта оборудования, включая:

 

1.1.

Установка, переустановка, удаление и настройка операционной системы на АРМ.

Установка, переустановка, настройка общесистемного программного обеспечения и драйверов АРМ.

Антивирусное обслуживание технических средств - профилактика, настройка, устранение последствий заражения.

Рекомендации по оптимизации АРМ (модернизация, обновление ПО и т.п.).

Подключение к АРМ устройств, необходимых для работы.

Консультирование по работе с программным обеспечением, по вопросам приобретения новых общесистемных программ и компьютерной техники, выдача рекомендаций по совместимости программ и дополнительных аппаратных устройств с компьютером конкретной конфигурации.

Нахождение специалиста по адресу Заказчика с 9.00 до 18.00 часов по рабочим дням для выполнения разовых работ, связанных с системным обслуживанием АРМ.

Устранение неисправностей технического характера - проверка соединений системный блок-монитор, системный блок-принтер, системный блок-клавиатура, системный блок-мышь, проверка подключения электропитания персонального компьютера (далее - ПК) и оргтехники.

Профилактический осмотр, диагностика ИБП.

Профилактический осмотр, диагностика устройств ввода-вывода.

Профилактический осмотр, диагностика и настройка комплекса оборудования АРМ.

Очистка внутренних объемов АРМ от пыли – по согласованию с Заказчиком.

Чистка магнитных головок дисководов, лазерных линз CD-ROM с использованием специальных чистящих дисков.

Диагностика и устранение неисправностей (программных и аппаратных) с заменой запасных частей и комплектующих (мелкий ремонт).

Диагностика неисправности, определение необходимости передачи технических средств в ремонт и подготовка к передаче в ремонт (демонтаж, общение с сотрудниками сервисного центра, доставка в сервисный центр и обратно, установка, настройка), в случае невозможности устранения без передачи в специализированный сервисный центр.

Для технических средств, находящихся на гарантии - демонтаж передача в сервисный центр для ремонта, контроль сроков ремонта, доставка, установка и подключение оборудования у Заказчика.

Проведение регламентных профилактических мероприятия в соответствии с документацией на оборудование.

 

1.2

Плановое обслуживание АРМ:

- внешний осмотр АРМ;

- проверка кабеля питания;

- проверка кабелей подключения внешних устройств;

- проверка наличия ошибок в системных лог–файлах;

- удаление временных файлов;

- оптимизация быстродействия;

- дефрагментация жестких дисков, проверка жестких дисков на ошибки;

- создание точки восстановления системы;

- антивирусная проверка;

- консультирование пользователей АРМ;

 

2.

Обслуживание печатающих устройств (ПУ), с учетом мелкого ремонта оборудования, включая:

Проведение регламентных профилактических мероприятия в соответствии с документацией на оборудование;

Включение оборудования, проверка работоспособности до проведения техобслуживания, проверка исправности кнопок;

Проверка на отсутствие повреждений кабеля питания и разъема его подключения;

Снятие показаний общего счетчика (при наличии);

Очистка внутреннего пространства аппаратов от пыли и грязи, тонера: Чистка коротронов; Чистка бункера отработанного тонера; Чистка тракта подачи бумаги; Чистка системы разделения листов; Чистка оптической системы; Чистка фьюзера (узла закрепления); Чистка дуплексной системы (при наличии); Чистка устройства автоматической подачи оригинала ADF/RDF (при наличии); Проверка состояния, очистка и восстановление роликов подачи и выходных роликов бумаги (с использованием специального раствора); Проверка состояния и очистка ролика и тормозной площадки обходного лотка; Устранение замятия бумаги;

Калибровка цветов на полноцветном копировальном аппарате;

Смазка необходимых узлов и механизмов;

Диагностика оборудования на предмет наличия элементов, находящихся в предаварийном состоянии, информирование Заказчика о техническом состоянии аппарата и рекомендации по его эксплуатации;

Очистка внешней поверхности оборудования (с использованием специального раствора);

Оказание услуг производится с 9.00 до 18.00 часов по рабочим дням.

2.1.

Диагностика неисправности, определение необходимости передачи технических средств в ремонт и подготовка к передаче в ремонт (демонтаж, общение с сотрудниками сервисного центра, доставка в СЦ и обратно, установка, настройка), в случае невозможности устранения без передачи в специализированный сервисный центр.

 

2.2.

Для технических средств, находящихся на гарантии – демонтаж передача в сервисный центр для ремонта, контроль сроков ремонта, доставка, установка и подключение оборудования у Заказчика.

 

3.

Обслуживание периферийных устройств, с учетом мелкого ремонта оборудования, включая:

Проведение регламентных профилактических мероприятия в соответствии с документацией на оборудование;

Включение оборудования, проверка работоспособности до проведения техобслуживания, проверка исправности кнопок;

Проверка на отсутствие повреждений кабеля питания и разъема его подключения;

Снятие показаний общего счетчика (при наличии);

Очистка внутреннего пространства аппаратов от пыли и грязи, тонера: Чистка тракта подачи бумаги; Чистка системы разделения листов; Чистка оптической системы (при наличии); Чистка фьюзера (узла закрепления); Чистка дуплексной системы (при наличии); Чистка устройства автоматической подачи оригинала ADF/RDF (при наличии); Проверка состояния, очистка и восстановление роликов подачи и выходных роликов бумаги (с использованием специального раствора); Проверка состояния и очистка ролика и тормозной площадки обходного лотка; Устранение замятия бумаги;

Калибровка цветов на полноцветном оборудовании;

Смазка необходимых узлов и механизмов;

Диагностика оборудования на предмет наличия элементов, находящихся в предаварийном состоянии, информирование Заказчика о техническом состоянии аппарата и рекомендации по его эксплуатации;

Очистка внешней поверхности оборудования (с использованием специального раствора);

 

3.1.

Диагностика неисправности, определение необходимости передачи технических средств в ремонт и подготовка к передаче в ремонт (демонтаж, общение с сотрудниками сервисного центра, доставка в СЦ и обратно, установка, настройка), в случае невозможности устранения без передачи в специализированный сервисный центр.

 

3.2.

Для технических средств, находящихся на гарантии – демонтаж передача в сервисный центр для ремонта, контроль сроков ремонта, доставка, установка и подключение оборудования у Заказчика.

 

4

Техническое обслуживание интерактивного/проекционного оборудования:

Профилактический осмотр проекционного оборудования с целью выявления изношенных узлов, деталей, блоков (подготовка рекомендация по замене устаревшего оборудования и узлов, с целью оптимизации дальнейшей эксплуатации);

Мелкий ремонт проекционного оборудования (демонтаж и установка после ремонта;

Чистка от грязи и пыли поляризационных стекол, блока оптики, плат управления, блока питания, лампового блока, датчиков температуры;

Чистка и замена воздушных фильтров в рамках мелкого ремонта;

Смазка вентиляторов;

Осуществление настройки и корректировки изображения;

Юстировка и настройка линз объектива;

Установка и обновление программного обеспечения;

Устранение программных ошибок;

 

5

Системное сопровождение маршрутизаторов и маршрутизирующих коммутаторов;

Диагностика и устранение неисправностей (программных и аппаратных);

Диагностика неисправности, определение необходимости передачи технических средств в ремонт и подготовка к передаче в ремонт (демонтаж, общение с сотрудниками сервисного центра, доставка в СЦ и обратно, установка, настройка);

Настройка и подключение новых пользователи к сети;

Для технических средств, находящихся на гарантии - демонтаж передача в сервисный центр для ремонта, контроль сроков ремонта, доставка, установка и подключение оборудования у Заказчика.

 

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что «дополнительный перечень услуг» является неотъемлемой частью документации и согласуется в предметом Закупки. Например, в обосновании НМЦ указаны заправка и восстановление картриджей, а также автоматизированное рабочее место и периферийные устройства. Техническое задание также содержит эти пункты в более широком описании, с учетом потребности Заказчика и бесперебойной работы оборудования.

Заказчик отмечает, что автоматизированное рабочее место, периферийные устройства и картриджи находятся, в том числе, в рентген кабинете. При этом для Заказчика необходимо, чтобы всю оргтехнику обслуживала одна компания, в связи с тем, что рентген кабинет не может простаивать из-за поломки оборудования или некачественных картриджей.

В свою очередь, Комиссия отмечает, что Техническое задание более подробно раскрывает положения, отраженные в протоколе НМЦД, например, интерактивное/проекционное оборудование является периферийными устройствами.

Также Комиссия указывает, что одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссия отмечает, что само по себе включение в документацию условий и признаков, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям и признакам, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования Заказчика, в данном случае исполнителя.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021 Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона о закупках, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Заказчик формирует Закупочную документацию в соответствии с собственными потребностями, устанавливая наиболее подходящие для него требования к выполняемой услуге, при условии, что такие требования не приводят к ограничению конкуренции.

В этой связи Комиссия отмечает, что спорные требования предъявлены на основании потребности Заказчика, который в свою очередь проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата в том виде, качестве, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал.

При этом отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Как указано в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.04.2022 по делу №А40-91429/2021 «включение заказчиком в документацию о закупке требований, предъявляемых к участникам закупки, может быть признано нарушением антимонопольного законодательства и Закона о закупках лишь в случае необоснованности его введения, ограничившего конкуренцию и создавшего неоправданные барьеры хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в закупки.

При этом, исходя из правовой позиции, изложенной Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.».

Кроме того, Заявителем не представлено доказательств невозможности выполнения услуги в соответствии с требованиями документации.

Комиссия также расценивает доводы Заявителя критически, поскольку установленные Заказчиком требования удовлетворяют потребность Заказчика. Фактически Заявитель спорит в данном контексте с потребностью Заказчика, что не может быть поддержано Комиссией, поскольку Заказчик вправе по результатам закупочной процедуры получить ту услугу, соответствующую его потребности и на которую он рассчитывал и к которой он сформировал требования в закупочной документации.

Комиссией также принято во внимание, что на участие в Закупке поданы 3 заявки. Также при формировании НМЦ получены 3 коммерческих предложения от разных организаций, подтверждающих готовность исполнить обязательства по договору в соответствии с потребностями Заказчика, что свидетельствует о том, что на рынке присутствуют хозяйствующие субъекты, готовые выполнить работы в соответствии с требованиями Заказчика.

Таким образом, оспариваемые Заявителем требования не могут рассматриваться как неисполнимые и ограничивающие конкуренцию.

Действительных доказательств невозможности участия в закупке Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Относительно доводов, изложенных Заявителем на заседании Комиссии и в дополнениях к жалобе (вх. от 18.01.2024 № 3015-ЭП/24) Комиссия отмечает, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для установления нарушений в действиях Заказчика.

В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройсервисгрупп» (ИНН: 5009125067, ОГРН: 1205000087456) на действия ГАУЗ «СП № 53 ДЗМ» (ИНН: 7701125963; ОГРН: 1027739573817) при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 12.01.2024 № НП/729/24.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны