Решение б/н от 18.07.2023 от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Группа компаний «Медси»
<…>

ООО «Некст Левел»
<…>

ООО «Уайт Бокс Медиа»
<…>

ООО «ВК»
<…>

ООО «Дзен.Платформа»
<…>

 

РЕШЕНИЕ
по делу № 077/05/24-7071/2023

 

«18» июля 2023 года                                                                                             г. Москва

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия Московского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии: <…>,
членов Комиссии: <…>, <…>,

рассмотрев дело № 077/05/24-7071/2023 по признакам нарушения АО «Группа компаний «Медси» (ИНН 7710641442), ООО «ВК» (ИНН 7743001840), ООО «Уайт Бокс Медиа» (ИНН 9731048741), ООО «Некст Левел» (ИНН 9729192466) части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении в системе «Дзен» рекламы следующего содержания: «Акция на 5 процедур Комплекс из 5 процедур по рефлексотерапии или остеопатии со скидкой 20% до конца февраля! МЕДСИ МЕДИЦИНА КОМПЕТЕНЦИЙ… Скидка 20%.. На комплексы по остеопатии и рефлексотерапии… medsi.ru… Реклама 18+», в отсутствие обязательного предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов,

в присутствии представителей АО «Группа компаний «Медси» в лице
<…> (по доверенности), ООО «ВК» в лице <…> (по доверенности), ООО «Некст Левел» в лице <…> (по доверенности), ООО «Уайт Бокс Медиа» в лице <…> (по доверенности), ООО «Дзен.Платформа» в лице <…> (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 077/05/24-7071/2023 возбуждено по признакам нарушения АО «Группа компаний «Медси» (ИНН 7710641442), ООО «ВК» (ИНН 7743001840), ООО «Уайт Бокс Медиа» (ИНН 9731048741), ООО «Некст Левел» (ИНН 9729192466) части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении в системе «Дзен» рекламы следующего содержания: «Акция на 5 процедур Комплекс из 5 процедур по рефлексотерапии или остеопатии со скидкой 20% до конца февраля! МЕДСИ МЕДИЦИНА КОМПЕТЕНЦИЙ… Скидка 20%.. На комплексы по остеопатии и рефлексотерапии… medsi.ru… Реклама 18+», в отсутствие обязательного предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Распространение указанной рекламы подтверждается представленными в заявлении скриншотами.

Не установив оснований для отложения или приостановления рассмотрения дела, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, применив нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Московского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По смыслу законодательного определения рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. Иными словами, реклама призвана выделить рекламируемый объект из ряда других объектов и привлечь к нему внимание, а также побуждать лиц из числа неопределенного круга, среди которых распространялась реклама, обратиться за приобретением товара.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что объектом рекламирования выступает комплекс медицинских процедур в клиниках «Медси».

Комиссией Московского УФАС России установлено следующее.

Спорная реклама распространялась интернет-странице https://dzen.ru/news/story/MID_Rossii_zayavil_oponizhenii_urovnya_diplomaticheskikh_otnoshenij_sEHstoniej—bca3e6a306cac129bb4fb5dec0682513?lang=ru. В составе названной рекламы использована гиперссылка для перехода на сайт в сети Интернет по адресу https://medsi.ru/actions/skidka-20-na-kompleksy-po-osteopatiiirefleksoterapii/?utm_source=mt&utm_medium=cpa&utm_campaign=base_convers_refleks&utm_content=nl&utm_term=%7CUIDjx6LJG&rb_clickid=129192585-1674483653-988046698, на котором предлагаются медицинские услуги по остеопатии и рефлексотерапии.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, указанная в спорной рекламе «Рефлексотерапия» является медицинской услугой.

В перечне медицинских услуг, утвержденном названным приказом, в частности указаны следующие коды «Рефлексотерапии»:

041 — рефлексотерапия:

A17.01.001 Электропунктура и электропунктура в рефлексотерапии;

A17.01.006 Биорезонансная терапия в рефлексотерапии;

A21.01.011 Рефлексотерапия при заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки;

A21.03.003 Рефлексотерапия при заболеваниях костной системы;

A21.05.001 Рефлексотерапия при заболеваниях органов системы кроветворения и крови;

A21.08.001 Рефлексотерапия при заболеваниях верхних дыхательных путей;

A21.09.001 Рефлексотерапия при заболеваниях нижних дыхательных путей и легочной ткани;

A21.10.004 Рефлексотерапия при заболеваниях сердца и перикарда;

A21.12.003 Рефлексотерапия при заболеваниях крупных кровеносных сосудов;

A21.13.002 Рефлексотерапия при заболеваниях периферических сосудов;

A21.14.002 Рефлексотерапия при заболеваниях печени, желчевыводящих путей;

A21.15.001 Рефлексотерапия при заболеваниях поджелудочной железы;

A21.16.001 Рефлексотерапия при заболеваниях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки;

A21.20.003 Рефлексотерапия при заболеваниях женских половых органов;

A21.21.002 Рефлексотерапия при заболеваниях мужских половых органов;

A21.22.002 Рефлексотерапия при заболеваниях желез внутренней секреции;

A21.23.002 Рефлексотерапия при заболеваниях центральной нервной системы;

A21.24.002 Рефлексотерапия при заболеваниях периферической нервной системы;

A21.25.001 Рефлексотерапия при заболеваниях органа слуха;

A21.26.003 Рефлексотерапия при заболеваниях органа зрения;

A21.28.001 Рефлексотерапия при заболеваниях почек и мочевыделительного тракта;

B01.041.001 Прием (осмотр, консультация) врача-рефлексотерапевта первичный;

B01.041.002 Прием (осмотр, консультация) врача-рефлексотерапевта повторный.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, указанная в спорной рекламе «Остеопатия» также является медицинской услугой.

В перечне медицинских услуг, утвержденном названным приказом, в частности указаны следующие коды «Остеопатии»:

21 - лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия);

069 — остеопатия:

A02.02.009 Определение дисфункций мышц и фасций в остеопатии;

A21.03.009 Остеопатия при заболеваниях костной системы;

A21.10.005 Остеопатия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и перикарда;

A21.16.004 Остеопатия при заболеваниях пищеварительной системы;

A21.20.004 Остеопатия при заболеваниях женских половых органов;

A21.21.003 Остеопатия при заболеваниях мужских половых органов;

A21.22.003 Остеопатия при заболеваниях желез внутренней секреции;

A21.23.007 Остеопатия при заболеваниях центральной нервной системы;

A21.24.005 Остеопатия при заболеваниях периферической нервной системы.

Таким образом, объектом рекламирования являются медицинские услуги.

Согласно пункту 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Таким образом реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (далее также — дисклеймер).

Спорная реклама на интернет-странице https://dzen.ru/news/story/MID_Rossii_zayavil_oponizhenii_urovnya_diplomaticheskikh_otnoshenij_sEHstoniej--bca3e6a306cac129bb4fb5dec0682513?lang=ru&from=main_portal&fan=1&stid=VZkO1e_ySWS5xAfj-Td&t=1674482490&persistent_id=1573360476&story=27ecf78b-81e5-528b-b319-a5efcd255dd8&issue_tld=ru&utm_referrer=dzen.ru, и интернет-страница https://medsi.ru/actions/skidka-20-na-kompleksy-po-osteopatii-irefleksoterapii/?utm_source=mt&utm_medium=cpa&utm_campaign=base_convers_refleks&utm_content=nl&utm_term=%7CUIDjx6LJG&rb_clickid=129192585-1674483653-988046698, на которую осуществляется переход при нажатии на гиперссылку в рекламе, не содержат ни одного из предусмотренных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе товаров, без обязательного предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По клику на пункт «О рекламодателе» вышеуказанной рекламы открывается Интернет страница по адресу https://ads.vk.com/adv_info?id=AACV9QGJ9dT0A1CjX82nxlxDSbz3I7IWXnNQ4qI6XugSpS7rTn3G73yW8wlYoLv4w2wA5RZuh7T5gPybYM_IsudX4At19L4J_bfgc2igJR4nwdYDEg0TlTqSGLugUinE98CDrNKhOS9GZrGXPGL5IMsuQtV8v1bFKHBWYugwXB2M8JNNKtAEJAAAA2xf7RNwvA0P4DHvh86nrHg, где содержится информация о том, что рекламодателем спорной рекламы является АО «Группа Компаний «Медси» (ИНН 7710641442).

Сайт https://dzen.ru используется как информационное пространство для размещения рекламы сервисом VK Реклама. На Интернет – странице https://ads.vk.com/documents/offer_adv_vk размещена Оферта для юридических лиц резидентов РФ (клиенты VK Рекламы) из которой следует, что услуги размещения рекламы рекламодателя в сети Интернет (сервис VK Реклама) оказывает ООО «ВК» (ИНН 7743001840, ОГРН 1027739850962, адрес: 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т 39/79).

Согласно документам и сведениям, представленным заявителем, а также информации находящийся в открытых источниках, рекламораспространителем в данном случае является ООО «ВК» (ИНН 7743001840), а рекламодателем АО «Группа Компаний «Медси» (ИНН 7710641442).

Как следует из пояснений ООО «ВК», распространение спорной рекламы происходило при участии ООО «Уайт Бокс Медиа» в соответствии с условиями Договора на оказание услуг № ТТМ-11435424-А от 28.01.2022.

Из пояснений АО «ГК «Медси» следует, что распространение спорной рекламы происходило при участии ООО «Нэкст Левел» в соответствии с условиями Договора на оказание услуг № 27/22 от 01.12.2022 г. АО «ГК «Медси» также сообщило, что ООО «Нэкст Левел» публикует рекламу посредством взаимодействия с платформой MyTarget (принадлежит ООО «ВК»), при этом дисклеймер о возрасте и наличии противопоказаний проставляется представителями Mail.ru Group автоматически в медицинских рекламных объявлениях, для чего АО «ГК «Медси» были переданы соответствующие документы ООО «Нэкст Левел», которое в свою очередь предоставило их ООО «ВК».

Из пояснений ООО «Уайт Бокс Медиа», ООО «Некст Левел» также следует, что обязанность простановки дисклеймера возложена на ООО «ВК».

Между тем Комиссия Московского УФАС России обращает внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством РФ о рекламе обязанность простановки дисклеймера о необходимости проконсультироваться со специалистом и о наличии противопоказаний возложена не только на рекламораспространителя, но и на рекламодателя. Более того, указанное предупреждение должно занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Таким образом по смыслу, вкладываемому законодателем, рекламодатель и рекламораспространитель не только обязаны следить за наличием дисклеймера, но также и включать дисклеймер в рекламное объявление.

Из пояснений, представленных сторонами в материалы дела видно, что дисклеймер, проставляемый ООО «ВК» автоматически, представляет из себя небольшую строчку под рекламным объявлением (изображением), то есть не входит в состав рекламной площади.

Из материалов дела следует, что ООО «Некст Левел» и ООО «Уайт Бокс Медиа» являются промежуточным звеном цепочки по доведению рекламы от рекламодателя до рекламораспространителя и, соответственно, конечного потребителя, то есть являются посредниками между АО «ГК «Медси» и ООО «ВК».

Таким образом Комиссия Московского УФАС России в действиях АО «ГК «Медси» и ООО «ВК» установлено нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в при распространении в системе «Дзен» рекламы следующего содержания: «Акция на 5 процедур Комплекс из 5 процедур по рефлексотерапии или остеопатии со скидкой 20% до конца февраля! МЕДСИ МЕДИЦИНА КОМПЕТЕНЦИЙ… Скидка 20%.. На комплексы по остеопатии и рефлексотерапии… medsi.ru… Реклама 18+», в отсутствие обязательного предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Также в дело не представлено документальных доказательств невозможности продолжения распространения рассматриваемой рекламы, а равно подтвержденной информации о прекращении действия либо расторжении договоров, гражданско-правовых отношений или иных внутренних актов, на основании которых рассматриваемая реклама размещалась.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «ГК «Медси», ООО «ВК» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия Московского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Производство по делу 077/05/24-7071/2023 в отношении ООО «Уайт Бокс Медиа», ООО «Некст Левел» прекратить в связи с неподтверждением факта нарушения положений Закона о рекламе.

2. Признать АО «Группа компаний «Медси» (ИНН 7710641442), ООО «ВК» (ИНН 7743001840) нарушившими часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении в системе «Дзен» рекламы следующего содержания: «Акция на 5 процедур Комплекс из 5 процедур по рефлексотерапии или остеопатии со скидкой 20% до конца февраля! МЕДСИ МЕДИЦИНА КОМПЕТЕНЦИЙ… Скидка 20%.. На комплексы по остеопатии и рефлексотерапии… medsi.ru… Реклама 18+», в отсутствие обязательного предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

3. Выдать АО «ГК «Медси», ООО «ВК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                   <…>

Члены Комиссии:                                                             <…> 

                                                                                            <…> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны