Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Фирма «43 Регион» на де... от 15 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 077/07/00-11026/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

10.10.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Фирма «43 Регион» (далее — Заявитель, Общество, Податель жалобы) на действия Конкурсного управляющего Мирабяна Л.М. (далее — Организатор торгов, Конкурсный управляющий) при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника (сообщение № 3979141, лот № 6, далее — Торги) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, мотивированная несогласием с его действиями при заключении договора купли-продажи по результатам проведения Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Материалами дела было установлено, что Заявителем на периоде с 26.08.2019 по 30.08.2019 по лоту № 6 была подана заявка через агента Сычеву Н.Г. (далее — Агент).

Про результатам проведения Торгов по лоту № 6 Заявитель был признан победителем и 16.09.2019 в адрес Агента Конкурсным управляющим был направлен договор купли-продажи № 010919/лот6 от 04.09.2019 в 2-х экземплярах.

Вместе с тем, как указывает в своей жалобе Заявитель договор, направленный в адрес агента Заявителя был составлен с нарушениями, не позволяющими Обществу подписать его, а именно: в качестве покупателя реализуемого имущества был указан агент Общества — Сычева Н.Г., а не ООО «Фирма «43 Регион»; договор купли-продажи содержал сведения о цене покупаемого имущества в размере 22 230 111, 00 руб., вместо указанного в заявке 2 230 111, 00 руб.

Изучив представленные материалы и сведения в совокупности и взаимосвязи Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 15 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене предприятия.

Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов, в котором указываются:

наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) каждого участника торгов;

предложения о цене предприятия, представленные каждым участником торгов в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия;

результаты рассмотрения предложений о цене предприятия, представленных участниками торгов;

наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) участника торгов, предложившего наиболее высокую цену предприятия по сравнению с предложениями других участников торгов, за исключением предложения победителя торгов (в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия), или участника торгов, который сделал предпоследнее предложение о цене предприятия в ходе аукциона (в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия);

наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) победителя торгов;

обоснование принятого организатором торгов решения о признании участника торгов победителем.

Согласно пункту 16 статьи 110 Закона о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов направляет победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. В течение пяти дней с даты подписания этого протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия.

Пунктом 19 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что продажа предприятия оформляется договором купли-продажи предприятия, который заключает внешний управляющий с победителем торгов.

Обязательными условиями договора купли-продажи предприятия являются:

сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия;

цена продажи предприятия;

порядок и срок передачи предприятия покупателю;

условия, в соответствии с которыми предприятие приобретено, и обязательства покупателя по выполнению этих условий (в случае продажи предприятия путем проведения торгов в форме конкурса);

сведения о наличии или об отсутствии обременении в отношении предприятия, в том числе публичного сервитута;

Как установлено Комиссией заявка Общества была подана от лица Агента, при этом к данной заявке был приложен агентский договор 28.08.2019 № 28/08/19-1 в соответствии с которым Агент обязуется от имени и за счет ООО «Фирма «43 Регион» осуществлять юридически и иные действия в интересах Общества, в том числе в пункте 4.1.3 данного договору указано, что Агент обязан уступить право подписания договора купли-продажи с Организатором торгов Обществу, передать право получить все (имущество, документы, деньги) в связи с исполнением настоящего договора и причитающееся Обществу. Договоры и иные соглашения по передаче имущественных прав на имущество заключаются непосредственно между Обществом и продавцом имущества.

Также в составе заявки было представлено Поручение от 28.08.2019, являющееся приложением № 1 к Агентскому договору от 28.08.2019 № 28/08/19-1 в соответствии с которым Агент от имени общества обязуется подать заявку на участие в Торгах по лоту № 6 и осуществить все мероприятия, чтобы Общество заключило с продавцом имущества договор купли-продажи и подписало акт приема-передачи имущества.

Кроме прочего, в состав заявки также входили учредительные и документы Общества и заявка на участие в форме электронного документа, в которой также указывалось, что Агент от лица Общества принимает решение об участии в Торгах по продаже реализуемого имущества по лоту № 6.

Следует отметить, что сообщение о результатах Торгов от 13.09.2019 № 4165715 содержало указание о признании победителем Торгов по лоту № 6 ООО «Фирмы «43 Регион» с указанием, что Агент является представителем Общества).

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Конкурсного управляющего отсутствовали основания для указания в проекте договора купли-продажи по лоту № 6, направленного в адрес победителя, имени Агента в качестве покупателя имущества.

При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях Конкурсного управляющего нарушения пункта 19 статьи 110 закона о банкротстве и признает довод жалобы обоснованным.

Относительно указания неверной цены в договоре купли-продажи имущества, направленном в адрес победителя, Комиссия установила следующее.

Заявка на участие в Торгах, составленная посредством функционала электронной торговой площадки содержала в себе указание на ценовое предложение в размере 22 230 111, 00 руб. При этом заявка Общества, поданная в форме электронного документа содержала предложение о цене в размере 2 230 111, 00 руб.

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее — Порядок) по результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов.

Таким образом, протокол по результатам проведения торгов был составлен электронной торговой площадкой, в том числе, с указанием цены, предложенной Заявителем.

Вместе с тем представителем Организатора торгов было представлено письмо от оператора электронной торговой площадки, в котором было указано, что при подаче заявки участник указывает в своей заявке ценовое предложение, которое не разглашается до момента подведения результатов торгов. При указании участником ценового предложения функционалом электронной торговой площадки предусмотрен обязательный ввод код-пароля в качестве защитного кода для дополнительной защиты от сторонних программ. 30.08.2019 Заявителем была подана заявка на участие с содержанием цены приобретения 22 230 111, 00 руб, при этом данная заявка была подписана электронной цифровой подписью Агента, подтверждающей информацию о поданном ценовом предложении. Данное ценовое предложение автоматически генерируется на электронной торговой площадке в протоколы о результатах торгов после их подведения.

При таких обстоятельства Комиссия не усматривает в действиях Организатора торгов нарушения Закона о банкротстве и Правил, поскольку в проекте договора была вписана цена имущества, указанная заявителем и автоматических сгенерированная электронной торговой площадкой в протокол о результатах торгов, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.

Вместе с тем Комиссия критически оценивает сам порядок представления ценового предложения участника, предусматривающий заполнение предлагаемой цены как в самой заявке в форме электронного документа, так и посредством функционала электронной торговой площадки, тем самым обязывая участников дважды указывать свое ценовое предложение что может провоцировать участников допускать технические ошибки и порождать правовую неопределенность. При этом ставится под сомнение необходимость представления ценового предложения в заявке в форме электронного документа, которое, как было установлено на Комиссии, не является приоритетным при выборе Организатором торгов победителя Торгов.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Так, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было установлено, что размер задатка на участие в торгах не соответствует действующему законодательству при проведении торгов посредством публичного предложения по реализации имущества должника в соответствии с Законом о банкротстве.

В соответствии с сообщением о проведении торгов для участия в Торгах заявитель обязан внести задаток не позднее даты окончания соответствующего этапа публичного предложения, который составляет составляет 10% от начальной цены продажи соответствующего лота.

При этом Комиссией было установлено, что данный задаток не подлежит снижению вместе со снижением цены реализуемого имущества в соответствии с периодами снижения цены.

Комиссия усматривает данные действия Организатора торгов неправомерными ввиду следующего.

Особенность публичного предложения как формы реализации имущества должника состоит в том, что снижение цены происходит пошагово (поэтапно) до тех пор, пока какое-либо лицо не выразит желание приобрести имущество и не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку, в которой указана цена приобретения, равная цене соответствующего этапа публичного предложения либо превышающая ее.

В рассматриваемом случае продажа осуществлялась именно посредством публичного предложения, к которому в соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве субсидиарно применяются общие правила о продаже предприятия должника.

По смыслу пунктов 8 - 10 статьи 110 Закона о банкротстве для участия в торгах по продаже имущества должника претендент должен вместе с представлением заявки внести задаток в размере и в сроки, установленные Организатором торгов. При этом размер задатка исчисляется от начальной продажной цены предприятия.

Между тем Организатор торгов не учел позицию, указанную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 № 305-ЭС16-3457 по делу № А40-117109/2010.

Законодательное ограничение размера задатка (не более 20% начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.

Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.

Следовательно, для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой Организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.

Расчет задатка исходя из начальной продажной цены аукциона или предшествующих этапов публичного предложения фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности Торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа.

Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен так формулировать содержание сообщения о проведении торгов, чтобы условия таких торгов являлись доступными и понятными неограниченному кругу лиц, что в итоге способствует увеличению количественного состава участников торгов. Между тем указанная обязанность организатором торгов нарушена.

При таких условиях состоявшиеся Торги не могут быть признаны легитимными.

В этой связи Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Организатору торгов предписания о внесении изменений в порядок представления задатка на участие в торгах и повторном проведении Торгов посредством публичного предложения.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона
о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной в части неправомерного указания в проекте договора в качестве лица, приобретаемого имущество, агента, в остальной части необоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 8, 19 статьи 110 Закона о банкротстве.

    3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

по делу № 077/07/00-11026/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

10.10.2019 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 10.10.2019 по делу № 077/06/00-11026/2019,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Конкурсному управляющему Мирабяну Л.М. (далее — Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника (сообщение № 3979141, лот № 6, далее — Торги), а именно:

      1. Организатору торгов вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Торгах с указанием о возможности повторной подачи заявки.

      2. Организатору торгов внести изменения в сообщение о проведении Торгов с учётом решения Комиссии от 10.10.2019 по делу № 077/07/00-11026/2019.

      3. Организатору торгов продлить срок приема заявок на участие в Торгах таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (Пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в сообщение о проведении Торгов до даты окончания приема заявок.

      4. Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации о банкротстве, о новых датах определения участников торгов и подведения итогов Торгов.

      5. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 25.11.2019.

      6. Организатору продажи о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 29.11.2019 с приложением подтверждающих документов.

 

Оператору электронной торговой площадки — ООО «Центр реализации» обеспечить исполнение настоящего предписания Организатором торгов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны