Решение б/н Решение по жалобе ООО «ГлобалАвто» на действия АО «РК ПП эле... от 30 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-861/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

13.05.2019 г. Москва

Коиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

при участии представителей:

от ООО «ГлобалАвто» - <...> (по доверенности от 07.05.2019), <...> (по доверенности от 07.05.2019),

от АО « РК ПП электрической и тепловой энергии на атомных станциях» - <...> (по доверенности от 04.10.2017 № 9/408/2017-ДОВ), <...> (по доверенности от 13.11.2017 № 9/529/2017-ДОВ),

рассмотрев жалобу ООО «ГлобалАвто» (далее - Заявитель) на действия
АО «РК ПП электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку автобусов ПАЗ-32045SH Вектор NEXT (реестровый № 31907659032) (далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, Заказчик провел конкурентную процедуру в нарушение положений Закупочной документации и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках), установил положения Закупочной документации противоречащие Закону о закупках.

Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил запрашиваемые документы по спорной Закупке.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Закона о закупках.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной в части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении Закупки.

Согласно доводу жалобы, Заказчик предоставил ответ на запрос после срока окончания подачи заявок.

Комиссией установлено, что первоначальным сроком окончания подачи заявок, согласно Извещению № 63/2019 от 13.03.2019, являлось 28.03.2019.

Заявитель 21.03.2019 направил в адрес Заказчика запрос о даче разъяснений положений Закупочной документации.

28.03.2019 в ЕИС был опубликован ответ на запрос участника процедуры закупки относительно поставки автобусов ПАЗ – 32045SH Вектор NEXT, в котором по ряду вопрос указано, что Заказчик внесет изменения в закупочную документацию по извещению № 63/2019 от 13.03.2019.

Уведомление о внесении изменений в закупочную документацию по извещению № 63/2019 от 13.03.2019, Заказчиком продлен срок приема заявок до 05.04.2019,
а также продлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации до 29.03.2019.

Согласно возражениям Заказчика, им были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований Закона о закупках, поскольку после получения запросов им были внесены соответствующие изменения в Закупочную документацию, а также продлен срок направления запросов.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Учитывая, что запрос поступил в адрес Заказчика 21.03.2019, третий день окончания дачи разъяснений приходился на 27.03.2019.

При этом, как установлено ранее, ответ на запрос был опубликован 28.03.2019.

Таким образом, действия Заказчика нарушили ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках,
в связи с чем, довод жалобы признается обоснованным.

Также Заявителем обжалуется опубликование итогового протокола, ранее установленной даты подведения итогов.

В графе «Порядок проведения процедуры» ЕИС указано, что порядок подведения итогов производится в соответствии с документацией.

Согласно п. 17 Извещения о проведении запроса котировок № 63/2019
от 13.03.2019 Закупочной документации дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки не позднее 23.04.2019.

Исходя из изложенного, Заказчиком обосновано подведены итоги Закупки протоколом № 160/Р-ОЗК/2019 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведения итогов по запросу котировок на право заключения договора по теме: «Поставка автобусов ПАЗ-32045SH Вектор NEXT» (далее - Протокол), так как они подведены 16.04.2019, то есть не позднее 23.04.2019.

В письменных возражениях Заказчик указывает, что в Протокол включены результаты рассмотрения заявок на отборочной стадии и на оценочной стадии и поэтому, протокол опубликован ранее крайней даты подведения итогов.

При этом Заявитель не поясняет, как опубликование итогового протокола ранее крайнего срока подведения итогов, противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок или как оно ущемляет его права и интересы, благодаря которым Комиссия смогла бы оценить заявленный довод.

В связи с чем Комиссия Управления признает довод жалобы Заявителя с учетом конкретных фактических обстоятельств рассматриваемого дела необоснованным.

Также Заявитель обжалует положения Закупочной документации.

В соответствии с извещением, размещенным в ЕИС, дата окончания подачи заявок – 05.04.2019.

Комиссией установлено, что Заявитель подал заявку на участие в Закупке.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в Закупке.

Кроме того, из положений ч. 10 ст. 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении Закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе Закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона о закупках).

При таких данных, оценивая поведение Заявителя в указанной части, следует признать, что обжалование положений Закупочной документации за пределами сроков является злоупотреблением правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Закупочной документации.

Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии
с требованиями собственной Документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Аналогичного подхода придерживаются суды, например, по делу № А40 255742/18.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «ГлобалАвто» (ИНН: 5252033109; ОГРН: 1135252002665) на действия АО « РК ПП электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (ИНН: 7721632827; ОГРН: 5087746119951) при проведении Закупки обоснованной в части доводов о нарушении срока дачи разъяснений Закупочной документации, необоснованной в части довода об опубликовании итогового протокола, оставить без рассмотрения в части оспаривания положений Закупочной документации.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках.

    3. Обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как нарушение носит неустранимый характер.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

Связанные организации

Связанные организации не указаны