Решение б/н б/а от 1 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-17036/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.09.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференсвязи представителей ООО «Связьстрой», ГАУЗ Московской области «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации»,

рассмотрев жалобу ООО «Связьстрой» (далее также — Заявитель, Общество) на действия ГАУЗ Московской области «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации» (далее также — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт систем: охранно-пожарной сигнализации, оповещения при пожаре, системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты, систем контроля и управления доступом, системы охранного телевидения, смонтированных в зданиях Государственного автономного учреждения здравоохранения Московской области «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации» (ГАУЗМО КЦВМиР) (реестровый № 32110617902) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 600 000,00 руб. размещено на Официальном сайте 06.09.2021.

Дата и время окончания подачи заявок 14.09.2021 в 00:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 14.09.2021.

Срока подачи ценовых предложений, дата подведения итогов — 17.09.2021.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 17.09.2021 заявка Общества (порядковый номер - 3) отклонена от дальнейшего участия в процедуре со следующим обоснованием: «Несоответствие участника закупки требованиям документации, а именно: Участник не имеет право выполнения работ по адресам, указанным Заказчиком в ТЗ, т.к. в лицензии указан адрес места осуществления лицензионного вида деятельности г. Саратов, что противоречит п.8 Постановления Правительства № 1128 от 28.07.20г. Дополнительно сообщаем, что осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии, может повлечь привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Заявитель с указанным основанием отклонения заявки не согласился, указав, что лицензия МЧС на право выполнения работ выдается по месту регистрации юридического лица, и не имеет ограничений по местоположению выполнения работ, услуг. Лицензия не регламентирует территориальное местоположение возможности оказания услуг, а значит действует на всей территории Российской Федерации.

Также Заявитель просил учесть, что положениями Закупочной документации не установлено требование о содержании в лицензии участника конкретного адреса.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Изучив представленные документы и сведения, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и требования к участникам такой закупки.

Пунктом 20 Информационной карты установлен перечень документов, представляемых в составе заявки, в том числе подпунктом указано на необходимость представления копии действующей лицензии, указанной в ТЗ.

Согласно пункту 1.3 ТЗ в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировани) и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"), требуется наличие у подрядчика действующей выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, разрешающая выполнение следующих видов работ:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

В составе заявки Общества представлена лицензия МЧС от 10.09.2020 № 64-Б/00430, выданная ООО «Связьстрой», в которой местом осуществления лицензируемой деятельности указано 410052, г. Саратов, пр-т. 50 лет Октября, д. 118-А, оф. 205.

При этом согласно Техническому заданию услуги по техническому обслуживанию и ремонт систем: охранно-пожарной сигнализации, оповещения при пожаре, системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты осуществляются по адресам:

  • Объект №1: 125414, РФ, г. Москва, ул. Клинская, д. 2;

  • Объект №2: 143035, РФ, Московская обл., Одинцовский р-н, пос. 45 больницы.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

При этом до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не предусмотренному лицензией, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией (часть 2 статьи 18 Закона о лицензировании).

Таким образом, исходя из совокупного толкования вышеуказанных нормоположений следует, что выданная лицензия является действительной, вместе с тем лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельность исключительно по адресам, предусмотренным лицензией.

Из части 1 статьи 15 Закона о лицензировании следует, что в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии включаются, в том числе сведения адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Из чего следует, что в лицензии могут быть указаны несколько адресов.

Следовательно, доводы Заявителя о том, что лицензия МЧС на право выполнения работ выдается по месту регистрации юридического лица не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

На заседании Комиссии Заявитель также пояснил, что переоформление лицензии МЧС нецелесообразно без заключения договора, поскольку только договорные отношения являются основанием для уведомления лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности и такое уведомление является достаточным для осуществления деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации.

Комиссия оценивает указанные доводы Заявителя критически, поскольку частью 5 статьи 9 Закона о лицензировании регламентировано, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Названный порядок определен в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее — Постановление № 957).

Согласно пункту 3 Постановления № 957 деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

  • сведения о дате предоставления лицензии и ее регистрационном номере;

  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

  • сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

  • дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

К уведомлению прилагается заявление о переоформлении лицензии.

Таким образом, из вышеуказанных положений следует, что к уведомлению лицензиата в обязательном порядке прилагается заявление о переоформлении лицензии, что опровергает довод Заявителя о достаточности уведомления без переоформления лицензии.

При этом требования о представлении сведений о договорных отношениях, на основании которых лицензиат планирует осуществлять лицензируемые виды деятельности Постановление № 957 не содержит.

На заседании Комиссии также было установлено, что аукцион (этап подачи участниками ценового предложения) и подведения итогов были проведены 17.09.2021.

В свою очередь, согласно части 16 статьи 18 Закона о лицензировании в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 названного Федерального закона.

В сроки, установленные частями 16 и 17 статьи 18 Закона о лицензировании, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 названного Федерального закона.

Таким образом, в случае подачи заявления о переоформлении лицензии Обществом 17.09.2021 лицензирующий орган уполномочен рассматривать поданные документы до 01.10.2021.

Согласно пункту 18.1 Закупочной документации по результатам аукциона в электронной форме договор заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона в электронной форме.

Пунктом 18.6 Закупочной документации установлено, что в течение 5 (пяти) дней с даты размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона в электронной форме Заказчик размещает на электронной площадке без своей подписи проект договора, который составляется путем включения в проект договора, прилагаемый к документации, условий исполнения договора, указанных в заявке участника аукциона в электронной форме.

Пунктом 18.7 Закупочной документации установлено, что в течение 5 (пяти) дней с даты размещения Заказчиком на электронной площадке проекта договора победитель аукциона в электронной форме осуществляет одно из следующих действий:

  • подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью указанный проект договора, размещает на электронной площадке подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора и (или) гарантийных обязательств, если данное требование установлено в документации;

  • в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному Заказчиком, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего договора не более чем один раз. При этом победитель, с которым заключается договор, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта договора, не соответствующим документации и своей заявке на участие в аукционе в электронной форме, с указанием соответствующих положений данных документов.

Таким образом, Закупочной документацией предусмотрены специальные сроки для осуществления сторонами действий, направленных на заключение договора, в связи с чем доводы Заявителя о том, что для заключения договора имеется срок до 07.10.2021 являются ошибочными, основанными на неверном толковании положений Документации.

Вместе с тем согласно статье 5 проекта договора сроки оказания услуг по Договору установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение 5 к настоящему Договору): с момента заключения контракта по 24:00 часов (время московское) «31» декабря 2021 года включительно.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

При этом на заседании Комиссии установлено, что Заявителем заявление на переоформление лицензии не направлялось, а равно отсутствуют документальные подтверждения, что на момент начала оказания услуг (заключения договора) Общество будет обладать необходимыми разрешительными документами.

В свою очередь, Заявитель, являясь профессиональным участником спорных правоотношений, не может не осознавать, что представлямая в составе заявки лицензия МЧС должна соответствовать требованиям действующего законодательства в силу обязательности норм права в указанной сфере.

Комиссия отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Связьстрой» на действия ГАУЗ Московской области «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации» при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмами Московского УФАС России от 21.09.2021 № ЕО/57766/21, от 27.09.2021 № ЕО/59025/21.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны