Решение б/н Решение по делу № 077/07/00-5673/2020 ООО «Центр независимой... от 13 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-5673/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.04.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «Центр независимой экспертизы собственности» (далее также — Заявитель) на действия
ООО «Центр независимой экспертизы собственности» (далее также — Организатор торгов) при проведении конкурсных отборы специализированных организаций по номинации «Оценка недвижимого и движимого имущества», специализированных организаций по номинации «Оценка бизнеса, нематериальных активов, прав требования, дебиторской задолженности, недвижимого и движимого имущества, а также иных объектов оценки» (далее - Отборы) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, мотивированное несогласием с отклонением его заявки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом в соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Комиссия отмечает, что совокупное толкование приведенных норм права свидетельствует о наличии у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, исключительно жалоб на обязательные в соответствии с законодательством Российской Федерации торги (не считая закупочных процедур в рамках контрактной системы в сфере закупок и отдельными видами юридических лиц).
В соответствии с доводами жалобы Заявитель не согласен с сформированным Организатором торгов перечнем специализированных организаций, с которыми вправе заключать договоры финансовые организации, находящиеся в стадии ликвидации, что по его мнению и могло стать причиной отклонения.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные возражения.
Как усматривается из материалов дела, Организатором торгов 27.11.2019 были опубликованы извещения о проведении Отборов.
В соответствии с доводами Организатора торгов обжалуемые процедуры не являются ни закупкой в рамках Закона о закупках, ни какими-либо иными торгами (тем более проведение которых является обязательным), а проводятся на основании специальных норм Федеральных закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
В соответствии со статьями 184.4-1, 187.8 и 189.77 Закона о банкротстве конкурсным управляющим при банкротстве страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство).
Для осуществления своих полномочий Агентство вправе привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и других лиц, с оплатой их услуг за счет имущества финансовых организаций.
В соответствии с пунктом 6 статьи 189.78 Закона о банкротстве конкурсный управляющий кредитной организации вправе привлекать специализированные организации с оплатой за счет этой кредитной организации.
Таким образом, привлечение специализированных организаций является правом, а не обязанностью Агентства, при этом в законе не содержится указаний, что такое привлечение производится в форме торгов. Закон не устанавливает правила и процедуры отбора и привлечения специалистов для нужд конкурсного управляющего (ликвидатора). В этой связи Агентство, как организация, администрирующая процедуры конкурсного производства в финансовых организациях в целом, использует специальные, не названные в законе, процедуры, не являющиеся торгами или иными процедурами выбора контрагента (выбор контрагента и заключение договора осуществляется впоследствии представителем конкурсного управляющего, который в силу закона представляет финансовую организацию).
Как усматривается из материалов дела, вышеуказанные Отборы не являются ни торгами, ни какой-либо иной процедурой регламентированной законом, Агентство, исходя из имеющегося опыта, потребностей, важности итогов процедур для кредиторов, общества и государства, вправе устанавливать такие требования к участникам процедуры отбора и критерии их оценки, которые сочтет выполнимыми и разумными для максимального достижения целей отбора потенциальных контрагентов.
Доказательств обратного Заявителем не представлено. Более того, Также Комиссия учитывает, что Заявитель в своей жалобе указывает на то, что действия Закона о закупках не распространяются на указанный Отборы.
Также Организатором торгов также была представлена информация о заключенных 20.02.2020 договорах с организациями, прошедшими Отборы.
В связи с тем, что с учетом представленных документов и сведений исходя из конкретных фактических обстоятельств в настоящее время установлено, что процедура не является торгами, обязательными в силу закона, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 4.2 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Оставить жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Отборов без рассмотрения.
2. Снять ограничения на размещение Отборов, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.03.2020 № 16555/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).