Решение б/н б/а от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-6530/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.05.2023 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«...»;

членов Комиссии:

«...»;

«...»;

при участии посредством видеконференцсвязи представителей ООО «СвитАрс», ПАО «Россети Центр»;

в отсутствие представителей ПАО «Россети Центр»-«Смоленскэнерго», АО «РАД», уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.05.2023 № НП/19617/23;

рассмотрев жалобу ООО «СвитАрс» (далее - Заявитель) на действия ПАО «Россети Центр» (далее — Заказчик) и ПАО «Россети Центр»-«Смоленскэнерго» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оргтехники, материалов и комплектующих СВТ для нужд ПАО «Россети Центр» (филиала «Смоленскэнерго») (реестровый № 32312203216, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, перенаправленная письмом ФАС России от 10.05.2023 № 28/36251/23.

При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Жалоба, содержащая сведения о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции.

На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от дальнейшего участия в Закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положения о закупке), утвержденного решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334, в редакции протокола от 28.05.2020 № 417, в редакции протокола от 24.11.2020 № 440, в редакции протокола от 07.04.2021 № 452, в редакции протокола от 25.06.2021 № 462, Решение Совета директоров ПАО «МРСК Центра» о присоединении (протокол от 25.12.2018 № 44/18, в редакции протокола от 29.06.2020 № 29/20, в редакции протокола от 22.12.2020 № 62/20, в редакции протокола от 30.04.2021 № 17/21, в редакции протокола от 30.06.2021 № 23/21) (далее – Положение о закупке).

Комиссией установлено, что 17.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32312203216 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оргтехники, материалов и комплектующих СВТ для нужд ПАО «Россети Центр» (филиала «Смоленскэнерго»).

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

На основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом очного заседания Закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников и подведению итогов закупочной процедуры от 27.04.2023 № 0046-СМ-23 на основании подпункта (б) пункта 3.15 Извещения о проведении запроса котировок заявка ООО «СВИТАРС» была отклонена, поскольку не отвечает требованиям:

– в части предоставления документа, предусмотренного пунктом 2.3 (б) Извещения о проведении запроса котировок, не в полной мере отвечающего требованиям пункта 5.1.4 Извещения о проведении запроса котировок и пункта 2 Инструкции по заполнению формы 1 (в «Предложении в отношении предмета закупки» указана не вся информация о предлагаемой продукции, предусмотренная Техническим заданием)

 

Техническое задание

Предложение Участника

Наименование материала (полное указание типа, марки, размеров)

Технические характеристики

Наименование продукции, тип, марка

Технические характеристики/ комплектация предлагаемой продукции

13. Колонки акустические Sven 230 black или эквивалент

Тип 2.0;

Диапазон частот: 100 – 20000 Гц;

Суммарная мощность: 4 Вт (2х2 Вт);

Питание: сеть 220В;

Разъем для наушников: есть;

Количество полос фронтальных колонок: 1.

13. Колонки акустические SVEN 230

(не указана информация о цвете предлагаемой продукции)

Тип 2.0;

Диапазон частот: 100 – 20000 Гц;

Суммарная мощность: 4 Вт (2х2 Вт);

Питание: сеть 220В;

Разъем для наушников: есть;

Количество полос фронтальных колонок: 1.

Производитель SVEN

Страна-изготовитель Китай.

Комплектация полная от завода-изготовителя

 

Комиссия отмечает, что согласно пунктом 2.8 установлены требования к оформлению заявки:

2.8.1. Заявка должна быть оформлена по формам, приведенным в Приложении №3 к настоящему Извещению. Срок действия заявки указан в п. 1.9.

2.8.2. Все формы, указанные в Приложении № 3 к настоящему Извещению, подаваемые Участником в составе своей Заявки, должны быть подготовлены и оформлены по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящем Извещении, в противном случае Заявка Участника может быть отклонена.

2.8.3. Заявка должна быть подана на русском языке. Все цены должны быть выражены в рублях РФ.

Приложением № 3 к Извещению установлена Форма 1 «Предложение в отношении предмета закупки», в которой также представлены инструкции по заполнению.

В частности, согласно пункту 2 в Предложении в отношении предмета закупки обязательно должны быть указаны: конкретные тип и марка предлагаемой к поставке продукции; завод-изготовитель предлагаемой к поставке продукции; все функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки, указанные в техническом задании; в том числе комплектация предлагаемой к поставке продукции, единица измерения и количество, предлагаемой к поставке продукции (в случае закупки по единичным расценкам – графа «Количество» не заполняется), гарантии на предлагаемую к поставке продукцию и сроки службы, иная информация.

Также в соответствии с пунктом 5.1.4 закупочной документации в целях подтверждения выполнения требований технического задания в Предложении в отношении предмета закупки (Форма 1) Участника обязательно должны быть указаны: тип и марка предлагаемой к поставке продукции; завод-изготовитель предлагаемой к поставке продукции; все функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки, указанные в техническом задании; в том числе комплектация предлагаемой к поставке продукции, единица измерения и количество, предлагаемой к поставке продукции (в случае закупки по единичным расценкам – графа «Количество» не заполняется), гарантии на предлагаемую к поставке продукцию и сроки службы, иная информация. Заявка будет отклонена, если в Предложении в отношении предмета закупки не будет отражена вышеуказанная информация.

Вместе с тем в приложении к техническому заданию представлен перечень оборудования и материалов.

По позиции 13 Заказчик установил следующее.

 

13

Колонки акустические Sven 230 black или эквивалент

Тип 2.0;

Диапазон частот: 100 – 20000 Гц;

Суммарная мощность: 4 Вт (2х2 Вт);

Питание: сеть 220В;

Разъем для наушников: есть;

Количество полос фронтальных колонок: 1.

12

шт.

 

Комиссия проанализировала заявку Заявителя и установила, что в графах «Наименование продукции, тип, марка» и «Технические характеристики/комплектация продукции» формы 1 «Предложении в отношении предмета закупки» по позиции 13 отсутствует информация о цвете акустических колонок SVTN 230.

Таким образом, в заявке Заявителя отсутствует информация, которая установлена Заказчиком в техническом задании.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в рассматриваемом случае наименование материала (полное указание типа, марки и т.д.), в том числе, и цвета продукции является неотделимой частью технических характеристик, поскольку черный цвет колонок выбран Заказчиком осознанно, так как все составляющие ранее приобретенной оргтехники (мониторы, клавиатуры, мыши) выполнены в черном цвете.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что в срок до окончания подачи заявок на ЭТП не было подано запросов на разъяснения положений закупочной документации по позиции 13.

Относительно довода об отсутствии цвета на официальном сайте Комиссия обращает внимание, что Заявитель руководствовался информацией из открытых источников.

Между тем, информация из открытых источников подвержена изменению и не является офертой по смыслу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем закупочная комиссия Заказчика не может оперировать данными из такого источника, отклоняя заявку Заявителя.

Характеристики товара, указанные производителями товара на официальных сайтах на момент рассмотрения заявки могут быть уже не актуальны, и изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.

Между тем, Комиссия также обращает внимание, что в проект договора будет включено, в том числе, техническое предложение победителя Закупки.

В соответствии с пунктом 4.1 закупочной документации договор по результатам закупки заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, извещением о закупке и заявкой Победителя такой закупки (с учетом всех этапов такой закупки), с которым заключается договор. По результатам закупки с Победителем может быть заключено также несколько договоров.

В свою очередь, согласно пункту 3.15 закупочной документации 3.15 закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным в извещении о закупке, в том числе если сведения об участнике закупки или члене коллективного Участника отсутствуют в едином реестре субъектов МСП;

б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным в извещении о закупке, в том числе к продукции, работам, услугам, форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено в извещении о закупке), подана на отдельные позиции или часть объема по какой-либо из позиций закупаемого в соответствии с Техническим заданием перечня услуг/работ;

в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным в извещении о закупке.

г) заявка содержит существенные арифметические ошибки; под существенными ошибками понимается ошибка, которая может при дальнейших расчетах повлиять на корректность итогового предложения участника.

д) В случае не предоставления Участником в составе Заявки хотя бы одного из перечисленных в пункте 2.3 Извещения документов, Закупочная комиссия вправе отклонить Заявку данного Участника.

Таким образом, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями закупочной документации и требований Закона о закупках.

При этом Комиссия принимает во внимание, что из 6 поданных заявок в 5 требуемая информация была отражена, что свидетельствует о том, что закупочная документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении Закупки.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СвитАрс» (ИНН: 3663125754; ОГРН: 1173668010064) на действия ПАО «Россети Центр» (ИНН: 6901067107; ОГРН: 1046900099498) и филиала ПАО «Россети Центр»-«Смоленскэнерго» при проведении Закупки необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 18.05.2023 № НП/19617/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны