Решение №51014/22 б/а от 3 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-14350/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

28.09.2022                                                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

"....."

членов Комиссии:

"....."

"....."

при участии посредством видеконференцсвязи представителя ".....",

в отсутствие представителя ".....", извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы письмом Московского УФАС России от 20.09.2022 № НП/49012/22.

рассмотрев жалобу "....." (далее также — Заявитель) на действия "....." (далее также — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке и благоустройству территорий с очисткой в зимний период кровель служебных и административных зданий и сооружений от снега и льда, свесов, удалением сосулек с желобов, водоотводящих устройств (реестровый № 32211643220, далее — Закупка) (далее — Жалоба),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная ненадлежащей оценкой заявок Участников.

Рассмотрение жалобы проводилось в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи.

Инструкция по подключению и использованию системы TrueConf размещена на официальном сайте Московского УФАС России по ссылке: https://moscow.fas.gov.ru/page/17962.

Согласно части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Заявлений о невозможности подключения к сеансу, а также возражений относительно рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи от Заявителя, которому направлялось уведомление о рассмотрении жалобы в Управление не поступало.

Таким образом, учитывая, что указанное лицо надлежащим образом извещено о способе рассмотрения жалобы заблаговременно, Комиссия Московского УФАС считает возможным провести дистанционное рассмотрение жалобы в его отсутствие.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, Заявитель отмечает, что из анализа общедоступных сведений, представленных на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru), у Победителя отсутствуют контракты/договоры, заключенные в порядке, установленном Федеральными законами 223-ФЗ и(или) 44-ФЗ на оказание услуг по уборке и благоустройству территорий с очисткой в зимний период кровель служебных и административных зданий и сооружений от снега и льда, свесов, удалением сосулек с желобов, водоотводящих устройств, что ставит под сомнение факт наличия у участника достаточного опыта оказания услуг по предмету закупки. По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в несоблюдении установленного порядка оценки заявок по критерию «Опыт участника».

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы запрошенные антимонопольным органом.

Из пояснений Заказчика следует, что заявки участников были рассмотрены на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленным в приложении № 1.4 конкурсной документации.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей, участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией установлено, что извещение о проведении Закупки опубликовано в Единой информационной системе в сфере закупок - 24.08.2022.

Начальная (максимальная) цена договора (включая НДС) установлена в размере - 7 210 561 руб. 30 коп.

Как следует из протокола подведения итогов от «08» сентября 2022 г., Заказчик оценил заявки участников по критерию «Опыт участника» следующим образом:

Участник № 1 Победитель (Общество с ограниченной ответственностью «АЭСЕРВИС») по критерию «Опыт участника» набрал максимальное количество - 25 баллов.

Участник № 2 Заявитель (ООО «ПРОФИТКЛИН») по критерию «Опыт участника» набрал максимальное количество - 25 баллов.

Комиссия Управления проанализировав установленные в документации Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок (Приложение № 1.4 к конкурсной документации) (далее также — Порядок), установила, что при сопоставлении заявок и определении победителя открытого конкурса оцениваются следующие критерии/подкритерии:

1. Цена договора.

Значимость критерия: максимальное количество баллов - 60 баллов.

2.1. Опыт участника.

Значимость критерия: максимальное количество баллов - 25 баллов.

Порядок оценки по критерию: оценивается путем деления стоимости оказанных (j-ым) участником услуг по уборке территорий и очистке кровель на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС) и умножением на максимально возможное количество баллов по формуле:

Б j=Цj Σ опыт/Ц нач.макс.*N, где

Б j – количество баллов j-го участника;

Цj Σ опыт – стоимость оказанных (j-ым) участником услуг по уборке территорий и очистке кровель (без учета НДС);

Ц нач.макс. = 6 008 801,08 руб. без НДС – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС).

N = 25 – максимально возможное количество баллов;

В случае, если стоимость оказанных участником услуг по уборке территорий и очистке кровель равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС) (6 008 801,08 руб. без НДС), то участнику сразу присваивается N баллов.

2.2. Квалификация персонала.

Значимость критерия: максимальное количество баллов - 7 баллов.

2.3. Наличие производственных мощностей.

Значимость критерия: максимальное количество баллов - 8 баллов.

3. Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком (АО «ВНИИЖТ»). Значимость критерия: сумма баллов, присвоенных заявке участника по всем вышеуказанным критериям, снижается на 5 баллов.

Согласно пункту 2.1. Порядка, в подтверждение опыта оказания услуг по уборке территорий и очистке кровель (далее – услуги) участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации о наличии требуемого опыта;

и

- акты об оказании услуг (к договорам, указанным участником в сведениях по форме приложения № 1.3. документации открытого конкурса о наличии опыта);

и

- договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями) в подтверждение опыта, указанного участником в сведениях по форме приложения № 1.3. к конкурсной документации;

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, при сопоставлении заявок по критерию оценки «Опыт участника» оценка осуществляется в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации, указать реестровый номер договора в ЕИС. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора в ЕИС и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (накладные о поставке товаров, акты о выполнении работ, оказании услуг).

Документы, перечисленные в пункте № 2.1 приложения № 1.4 к конкурсной документации, представляются в составе заявки на участие в конкурсе в электронной форме, должны быть сканированы с оригинала либо нотариально заверенной копии.

Комиссия Управления проанализировав и исследовав представленную заявку Победителя закупки, установила, что в подтверждение опыта оказания услуг по уборке территорий и очистке кровель, Победитель закупки в составе заявки представил следующие договоры:

1. Договор № 0.СЭ.50.0721420 от 01.06.2020 г. (извещение № 32009061973). Предмет договора: Оказание услуг по уборке и благоустройству территории АО «ВНИИЖТ» с очисткой в зимний период кровель служебных и административных зданий и сооружений от снега и льда, свесов, удалением сосулек с желобов, водоотводящих устройств.

2. Договор № 1021-71-1 от 10.02.2020 г. (Снег). Предмет договора: Услуги по уборке и благоустройству территории с очисткой в зимний период кровель служебных зданий и сооружений от снега и льда.

3. Договор № 1625.012 от 02.04.2018 г (клининг). Предмет договора: Услуги по уборке помещений.

4. Договор № СОРУ025021У от 30.08.2021 г. (извещение № 32110533754). Предмет договора: Оказание услуг по уборке и благоустройству территории АО «ВНИИЖТ» с очисткой в зимний период кровель служебных и административных зданий и сооружений от снега и льда, свесов, удалением сосулек с желобов, водоотводящих устройств.

5. Договор № У.97.1-76 от 28 сентября 2017 г. (клининг). Предмет договора: Клининговые услуги (уборка нежилых помещений).

6. Договор № УК-14-916 от 25.10.2017 г. (клининг). Предмет договора: Клининговые услуги (уборка нежилых помещений).

Комиссия Управления запросила дополнительные пояснения у Заказчика относительно того, почему у Победителя закупки были зачтены договоры 3, 5, 6, поскольку проанализировав представленные договоры (контракты) в заявке Победителя, из предмета выполненных работ не представлялось возможным установить являются ли работы сопоставимыми в соответствии с требованиями установленными в документации.

Как пояснил на заседании Комиссии Заказчик, участникам в качестве подтверждения опыта были засчитаны все представленные договоры, поскольку такие договоры соответствовали установленному порядку оценки заявок.

Комиссия оценивает доводы Заказчика критически ввиду следующего.

Как было отмечено Комиссией ранее, согласно пункту 2.1. Порядка, в качестве подтверждения опыта установлены услуги по оказанию услуг по уборке территорий и очистке кровель.

Объект настоящей закупки: «Оказание услуг по уборке и благоустройству территорий с очисткой в зимний период кровель служебных и административных зданий и сооружений от снега и льда, свесов, удалением сосулек с желобов, водоотводящих устройств».

Комиссия установила, что документация не содержит требований о том, что к услугам сопоставимого характера в качестве подтверждения опыта могут быть отнесены услуги по уборке помещений и клининговые услуги, в том числе уборка нежилых помещений. Следовательно, оценивая контракты (договоры) участников по опыту, не предусмотренному документацией, не допускается в силу положений Закона о закупках.

В свою очередь, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия изучила представленные документы, подтверждающие опыт оказания аналогичных услуг, а также учитывая возражения Заказчика, отмечает, что оценка победителя Закупки проведена с нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, обозначенных в пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также в нарушение положений Закупочной документации.

Учет контрактов/договоров на полную сумму, включая услуги, не являющиеся аналогичными предмету Закупки, нарушает принципы равноправия и справедливости, представляет необоснованные преимущества конкретному участнику, а также не соответствует порядку оценки и сопоставления заявок, установленного в Закупочной документации.

Соблюдая установленный порядок оценки Заказчик вправе принимать к оценке контракты/договоры только соответствующие положениям Закупочной документации, а в случае представление контрактов/договоров по комплексным услугам только в той части (сумме), которая касается закупаемых услуг.

В случае, когда из контракта/договора и/или представленных актов не представляется возможным администрировать стоимость услуг согласно установленному порядку оценки, такие контракты/договоры не подлежат оценке.

Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком произведена оценка заявок с нарушением установленного Закупочной документацией порядка оценки, что не соответствует пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Сведения о заключении по результатам Закупки договора отсутствуют.

Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной, а Заказчику надлежит произвести повторную оценку заявок с надлежащей проверкой каждого из представленных участниками контрактов/договоров на предмет их соответствия установленному порядку оценки.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу "....." (ИНН: ".....", ОГРН: ".....") на действия "....." (ИНН: ".....", ОГРН: ".....") при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны