Решение (комиссия) б/н б/а от 16 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-19984/2022 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

12.01.2023                                                                                                              г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

 

при участии представителей Феника П.А. (лично), представителей

ООО «РУМИНВЕСТ», ООО «Спецторги», рассмотрев жалобу Феника П.А. (далее — Заявитель) на действия оператора электронной площадки ООО «Спецторги» (далее — Оператор торговой площадки) при проведении ООО «РУМИНВЕСТ» (далее — Организатор торгов) аукциона по реализации имущества должника, находящегося по адресу: З/у, пл. 463 кв.м, МО, Одинцовский рн, с/о Барвихинское, д.Раздоры д.44а, к/н 50:20:0010214:78 Н/ц 4607776р. Соб: Чалдымов М.Н.

П.188-Р (извещение №22000165020000000001, лот №5, далее — Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Оператора торговой площадки при проведении Торгов, перенаправленная письмом Московского областного УФАС России от 29.12.2022 № КИ/23727/22.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия ( бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-  ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке) имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание в соответствии с Законом об ипотеке, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

Таким образом, проведение Торгов является обязательным в силу Закона об исполнительном производстве и Закона об ипотеке, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.

Согласно доводам жалобы, Заявитель с целью участия в Торгах подал заявку на аккредитацию на сайте Оператора торговой площадки, однако, Заявителю было отказано в аккредитации на основании непредставления в составе заявки полного комплекта требуемых документов.

В своей жалобе Заявитель указывает, что его заявка на аккредитацию на сайте Оператора торговой площадки соответствует всем установленным требованиям, в связи с чем, отказ в аккредитации на сайте оператора торговой площадки является неправомерным.

Оператор торговой площадки и Организатор торгов с доводами жалобы не согласились, и на заседании Комиссии представили письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.

Организатор торгов на заседании Комиссии заявил ходатайство об оставлении жалобы Заявителя без рассмотрения ввиду пропуска сроков обжалования действий Оператора торговой площадки и Организатора торгов.

Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании изложенного, Управление сообщает, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на процедуру проведения торгов и порядок заключения договора.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом ( заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В силу положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает вышепоименованные жалобы именно в контексте соблюдения прав лиц, в том или ином статусе участвующих (или имеющих возможность принять участие) непосредственно в самой процедуре проведения торгов, но не лиц, связанных, например, с реализуемым на торгах имуществом, но в самих торгах не участвующих. Указанный правовой подход соотносится с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 10.03.2017 № 305-КГ17-523).

Оспариваемые торги проводились на сайте Оператора торговой площадки, информация об указанных Торгах размещена на официальном сайте ГИС Торги.

Согласно информации на сайте ГИС Торги Извещение №22000165020000000001 опубликовано в газете «Ежедневые новости. Подмосковье» от 17.10.2022 №201(5356), размещено 17.10.2022г. на официальном сайте ГИС Торги  https://torgi.gov.ru.

Дата начала приема заявок: 27.10.2022 в 20:00

Дата окончания приема заявок: 11.11.2022 в 11:00

Дата проведения торгов: 14.11.2022 в 12:00 на электронной торговой площадке ООО «Спецторги» в сети Интернет по адресу https://storgi.ru/.

Управление отмечает, что оспариваемые Заявителем действия оператора ЭТП, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок.

В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Торгов, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации, поскольку означает нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2- П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить действия, совершенные Оператором торговой площадки на этапе до окончания подачи заявок, положения Документации до момента окончания приема заявок.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Учитывая, что жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в Торгах, а именно 28.12.2022, то у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы заявителя в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Заявителем пропущен срок на обжалование указанных действий Оператора торговой площадки.

При этом, на заседании Комиссии Заявитель не смог пояснить, что послужило причиной невозможности подачи жалобы на действия Оператора торговой площадки в срок до окончания подачи заявок на участие в Торгах.

На основании изложенного, Комиссия приняла решение об оставлении жалобы Заявителя без рассмотрения.

Руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Оставить жалобу Заявителя на действия Организаторов и оператора торговой площадки при проведении Торгов без рассмотрения.
  2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 30.12.2022 № НП/67132/22.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны