Решение б/н б/а от 20 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-8307/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.05.2020 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии представителей:

от ООО «Экокапитал»: <...>

от ОАО «РЖД»: <...>

рассмотрев жалобы ООО «Экокапитал» (далее также — Заявитель) на действия ОАО «РЖД» (далее также - Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора в электронной форме по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях ОАО «РЖД» (реестровый № 32008987202) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении в Аукционной документации требований, повлекших необоснованное отклонение заявки Общества.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении процедуры, размещено в ЕИС — 31.12.2019.

Извещение о проведении многолотовой Закупки размещено на Официальном сайте 13.03.2020.

При этом Заявитель принял участие по всем лотам Закупки.

Из протокола рассмотрения заявок от 27.04.2020 следует, что заявки Общества отклонены от дальнейшего участия в процедуре в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, а именно в сведениях об опыте по фактически выполненным работам и/или оказанным услугам по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и/или по очистке территории, загрязненной нефтепродуктами представлена недостоверная информация о наличие жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать требования к участникам такой закупки.

Из жалобы Заявителя следует, что Общество с указанным основанием отклонения не согласно ввиду того, что неправомерные действия обусловлены ненадлежащим формированием Закупочной документации в части требований к участникам, а именно:

      1. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки и сопоставления квалификационных заявок по критерию «Опыт по фактически выполненным работам и/или оказанным услугам по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и/или по очистке территории, загрязненной нефтепродуктами» в части обязательности указания жалоб, претензий исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору.

      2. Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение о праве Заказчика до подведения итогов Предварительного квалификационного отбора в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе квалификационной заявки, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям Документации.

      3. Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии квалифицированного персонала и общестроительной техники.

Представители Заказчика с названными доводами жалобы не согласились, считая, что заявка Общества был отклонена от участия в Закупке правомерно ввиду наличия недостоверных сведений об отсутствии штрафных санкций у Общества по договору от 16.08.2019 № 03/36. Так, в ЕИС размещена информация о наличии претензии от заказчика в связи с просрочкой исполнения Обществом обязательств по названному договору.

Комиссия оценивает действия Заказчика по отклонению заявки Общества критически в связи с тем, что наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения договора с Заказчиком в случае принятия участия в соответствующих процедурах ОАО «РЖД».

Более того, согласно пункту 3.3.1 Закупочной документации участник должен соответствовать обязательным указанным в пункте 3.3.2 квалификационной документации, и квалификационным указанным в пункте 1.3 квалификационной документации, требованиям. Квалификационная заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания, указанным в пункте 3.16 и Форме заявки участника, представленной в приложении № 1.2 квалификационной документации Для подтверждения соответствия требованиям квалификационной документации в составе квалификационной заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями квалификационной документации.

В приложении № 1.3 к Закупочной документации установлены квалификационные критерии, которым должен соответствовать участник, в том числе в пункте 2 критерий «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами, наличие предписаний, фактов привлечения к ответственности за нарушение экологического законодательства» и порядок оценки по данному критерию:

Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами, наличие предписаний, фактов привлечения к ответственности за нарушение экологического законодательства.

При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки

-  в случае расторжения договора заказчиком (ОАО «РЖД») или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору;

-  в случае наличия у ОАО «РЖД» или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком, третьим лицом в адрес участника;

-  предписаний, фактов привлечения к ответственности за нарушение экологического законодательства;

- в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок.

Таким образом, Заказчик в соответствии с установленным порядком оценки был вправе снизить количество баллов, присвоенные Обществу в связи с наличием претензии об уплате неустойки по договору от 16.08.2019 № 03/36.

Комиссия считает также необходимым отметить, что установление Заказчиком требования о наличии определенного количества специалистов, техники, наличии опыт по фактически выполненным работам и/или оказанным услугам по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и/или по очистке территории, загрязненной нефтепродуктами, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) ориентировочной среднегодовой стоимости по соответствующему лоту, указанной в Техническом задании и в качестве допускных критериев, и в качестве критериев оценки заявки является избыточным, поскольку присвоение заявкам баллов согласно имеющимся у участника квалификационным ресурсам позволяет определить круг участников, способных оказать услуги надлежащим образом случае дальнейшего участия в процедурах ОАО «РЖД» на право заключения договора.

Обратное противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы и сведения, пришла к выводу об обоснованности жалобы в указанной части.

При этом, довод Заявителя о неправомерности установления права Заказчика запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы оставлен Комиссией без рассмотрения, так как данные положения документации подлежали оспариванию в срок до окончания подачи заявок на участие в Закупке.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы ООО «Экокапитал» (ОГРН: 1127604018013, ИНН: 7604235270) на действия ОАО «РЖД» (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) при проведении Закупки обоснованной в части.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны